Решение по делу № 2-1/2023 от 26.12.2022

№ 2-1/2023

24RS0019-01-2022-000186-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2023 года г. Игарка, Красноярский край

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Карповой Е.И.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратился в суд с иском о возложении на МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: осуществлять поставку питьевой воды населению <адрес> надлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; проводить количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора с учётом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 с экспертным заключением; разработать не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>.

Требования искового заявления мотивированы следующим. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> осуществляется контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в области централизованной системы холодного водоснабжения. В Управление Роспотребнадзора по <адрес> в 2022 году участились случаи обращения по качеству питьевого водоснабжения в <адрес>. Из информации, предоставленной ответчиком о лабораторных исследованиях качества питьевой и горячей воды, следует, что за период май-июнь 2022 года исследования питьевой воды на органолептические, санитарно-микробиологические и санитарно-химические показатели качества и безопасности питьевой централизованной воды, не проводились. МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» отбор проб воды для проведения лабораторных исследований качества поставляемой питьевой и горячей воды ежемесячно не проводит для поверхностного водозабора на <адрес>. Также к протоколам результатов испытаний лабораторных исследований качества поставляемой питьевой и горячей воды МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» отсутствуют экспертные заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим показателям, а именно на все виды показателей: микробиологические, паразитологические, органолептические, обобщенные показатели (ежемесячно), неорганические и органические вещества (по сезонам года), радиологические (ежегодно).

В рамках социально-гигиенического мониторинга, запланированного на 2022 год, территориальным отделом проведены исследования качества воды питьевой - централизованное водоснабжение в МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес> и КГБУЗ «Игарская ГБ» из водоразборного крана: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,46±0,11- мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению, безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ ; протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (марганец 0,318±0,079 мг/дм3 и железо 0.46±0,11 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,88±0,13 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Кроме того, территориальным отделом в июле 2022 проведена плановая выездная проверка в отношении КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» и согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая, используемая КГКУСО «Социально­-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» в хозяйственно-питьевых и бытовых целях не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям (превышено содержание железа и цветность), (железо 0,393±0,098 мг/дм3 и цветность 22,0±4,4) что не соответствует таблицам 3.1 и 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. В соответствии с п. 75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, качество и безопасность питьевой горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установленный, статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение требований закона МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» до настоящего времени не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (видеоисточников) (поверхностный водозабор на реке Енисей). В реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (fp.crc.ru).

Представитель истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно имеющемуся в материалах дела заявлению просит рассмотреть дело без их участия. Направил в адрес суда заявление о частичном отказе от исковых требований и прекращении производства по делу в части возложения на ответчика обязанностей: разработать не позднее 3 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зоны санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны.

Представитель ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО3, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку проведенными исследованиями воды, подтверждается, что вода подаваемая предприятием абонентам <адрес> соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Кроме того, имеется проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей), который был утвержден Министерством экологии и рационального природопользования <адрес>, без него, с ними бы не был заключен водопользования. Качество воды контролируется в соответствии с Рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения, утвержденного Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Получение экспертных заключений не предусмотрено ни постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ни самой Рабочей программой. Полагает, что возложение на них обязанности проводить периодичность и количество отбора проб с учётом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, необоснованно, поскольку это итак является их обязанностью, в соответствии с законодательством, также обязывает их производить отбор проб ежемесячно и Рабочая программа. Предприятие не проводит ежемесячно отбор проб по причине отсутствия денежных средств. Исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах является ООО «УК «МЭК», несмотря на заключение соглашения об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договора собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах. Из ранее направленного в адрес суда отзыва на исковое заявление, представитель ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» пояснил, что системы централизованного водоснабжения в <адрес> эксплуатирует предприятие, являющееся ресурсоснабжающей организацией, а Управляющая компания, которой является ООО «УК «МЭК» обслуживает внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом многоквартирных домов. Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества .: внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом. Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Предприятие является лицом, эксплуатирующим централизованную систему водоснабжения, в то время как за состояние внутренних инженерных сетей несет ответственность Абонент. Границы эксплуатационной ответственности четко определены в приложениях к договорам/контрактам на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных предприятием: с КГБУЗ «Игарская ГБ» /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные сети, внутренняя канализация, сооружения и устройства на них в помещении абонента; с МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес> /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента; с КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Направил в адрес суда отзыв относительно заявленных истцом исковых требований, согласно которому Министерством природных ресурсов и лесного комплекса <адрес>, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, приказом от ДД.ММ.ГГГГ -о утвержден проект зон санитарной охраны сооружений внеплощадочного водоснабжения <адрес> с реконструкцией водозаборных сооружений (КЕССОН). В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

Представитель третьего лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица – ООО «УК «МЭК» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, свою позицию относительно исковых требований не высказал.

Определением Игарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения на ответчика обязанностей: разработать не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зоны санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>, прекращено.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени его проведения.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Согласно п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).

Согласно п. 8 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В силу п. 32 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается в соответствии с пунктами 31(1) - 31(3) настоящих Правил.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 7 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц.

Согласно п. 12 Правил, программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

В соответствии с п. 19 Правил, проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> от имени муниципального образования <адрес> и муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» заключен договор /ХВ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа», а именно необходимое для осуществления деятельности по забору, подготовке и подаче воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения <адрес>, а также для эксплуатации и обслуживания объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> «Система забора, подготовки и подачи воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения <адрес> (КЕССОН).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и рационального природопользования <адрес> (Уполномоченный орган) и муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» (Водопользователем) заключен договор водопользования, согласно которому уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование поверхностный водный объект – часть <адрес> (протока Игарская). Цель водопользования – забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов. Виды водопользования - совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.

Водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные заповедные и рыбоохранные зоны и др.), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображаются в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью (Приложение ).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> согласована и утверждена генеральным директором МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения на период 2021-2025 г.г. (поверхностный водозабор на <адрес>).

Настоящая рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения <адрес> разработана в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; требованиями санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических) мероприятий; требованиями федеральных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Нормативы радиационной безопасности; постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программа содержит перечень контролируемых микробиологических и паразитологических показателей, контролируемых органолептических показателей, контролируемых обобщенных показателей, контролируемых органических, неорганических веществ, радиологических показателей и периодичность лабораторных исследований воды.

На основании указанной программы ответчиком заключаются договора на оказание услуг по проведению испытаний.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между ФБУ «Красноярский ЦСМ», и ответчиком заключен договор на оказание услуг по проведению испытаний: проб воды в соответствии с требованиями, технических регламентов и норм в пределах области аккредитации испытательного центра ФБУ «Красноярский ЦСМ», с оформлением результатов в виде протоколов испытаний.

Установленными по делу обстоятельствами подтверждается поставка ответчиком воды потребителям ненадлежащего качества. Согласно протоколам результатов испытаний: ДД.ММ.ГГГГ-В, 370-В, 373-В; от ДД.ММ.ГГГГ №№-В, 1183-В, 1184-В, 1185-В; от ДД.ММ.ГГГГ-В, 2180-В, 2179-В, а также от ДД.ММ.ГГГГ -В, -В, -В, от ДД.ММ.ГГГГ -В, 603-В, -В, отклонений (в пределах допустимых погрешностей) в качественных характеристиках по результатам испытаний выявлено не было.

В обоснование доводов истцом в качестве доказательств не соответствия качеству питьевой воды приведены:

-протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: водоразборный кран в туалетной комнате для персонала на 2 этаже МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес>: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,46±0,11- мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению, безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: из крана в туалетной комнате персонала 2 этаж МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес>: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (марганец 0,318±0,079 мг/дм3 и железо 0.78±0,12 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; -

- протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: из крана в отделении скорой помощи Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Игарская городская больница»: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,88±0,13 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

- протокол лабораторных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – место отбора: из крана моечной на пищеблоке, муниципального казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Забота»: вода питьевая, в хозяйственно-питьевых и бытовых целях не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям (превышено содержание железа и цветность), (железо 0,393±0,098 мг/дм3 и цветность 22,0±4,4) что не соответствует таблицам 3.1 и 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

В возражение данных доводов стороной ответчика представлены муниципальные контракты на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с муниципальным контрактом: /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и ДОУ Детский сад «Сказка <адрес>», граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении .

Согласно приложению границей раздела эксплуатационной ответственности ответчика являются – магистральные водопроводные сети. Врезка в магистральную водопроводную сеть, запорная арматура, водопровод до здания, ввод в здание. В зоне ответственности абонента Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

В соответствии с муниципальным контрактом: /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и КГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота», граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении .

Согласно приложению границей раздела эксплуатационной ответственности ответчика являются – магистральные водопроводные сети. Врезка в магистральную водопроводную сеть в ТК 1а, запорная арматура, водопровод до здания, ввод в здание. В зоне ответственности абонента внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

Аналогичное разграничение эксплуатационной ответственности установлено и по муниципальному контракту /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и КГБУЗ «Игарская ГБ».

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (Ресурсоснабжеющей организацией) и Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» (Управляющая компания) заключено соглашение об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договора собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 указанного соглашения, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и «Ресурсоснабжающей организацией» считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями п. 2 ч.7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные истцом протоколы испытаний не подтверждают, что выявленное отклонение качества питьевой воды, возникло именно по вине и в границах эксплуатационной ответственности ответчика, отбор проб воды в магистральных водопроводных сетях не проводился.

Предметом иска является поставка питьевой воды всему населению <адрес>, вместе с тем, отбор проб в вышеуказанных учреждениях не подтверждает оказание услуг жителям <адрес> по поставке питьевой воды ненадлежащего качества и опровергается представленными стороной ответчика исследованиями.

В адрес ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.п. 75,76,77,78 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-­противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В адрес заинтересованного лица Администрации <адрес> вынесено предложение от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие качества питьевой воды требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным-.объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», рассмотреть вопрос о замене водопроводных сетей <адрес> с высоким износом, предусмотреть систему водоподготовки перед подачей воды в распределительную сеть.

Указанное свидетельствует о том, что отклонения качества питьевой воды возможно связано с необходимостью реконструкции водопроводный сетей <адрес>, что является обязанностью муниципального образования, а также внутридомовых инженерных сетей, ответственность за содержание которых возложена на управляющие компании.

Таким образом, в судебном заседании не установлено и не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что поставляемая жителям <адрес> питьевая вода не соответствует предъявляемым к ее качеству требованиям.

В данном случае заявленные исковые требования не являются способом защиты нарушенных прав потребителей, которые вправе требовать соразмерного уменьшения платы за поставленную некачественную коммунальную услугу.

Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика проводить количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора с учетом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, с экспертным заключением, суд приходит к следующему.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии со ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановлении нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

Обязанность проводить исследования качества питьевой воды, их количество и периодичность отбора проб для лабораторных исследований в местах водозабора с учетом СанПиН является обязанностью ответчика в силу закона, а также периодичность и количество проб, места отбора проб согласованы Роспотребнадзором в Рабочей программе производственного контроля качества воды. Кроме того, действующим законодательством, а также согласованной программой не предусмотрено проведение исследований качества воды с экспертным заключением.

На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Судья Е.И. Карпова

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ

№ 2-1/2023

24RS0019-01-2022-000186-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2023 года г. Игарка, Красноярский край

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Карповой Е.И.,

при секретаре ФИО1,

с участием представителя ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> обратился в суд с иском о возложении на МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: осуществлять поставку питьевой воды населению <адрес> надлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; проводить количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора с учётом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 с экспертным заключением; разработать не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>.

Требования искового заявления мотивированы следующим. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> осуществляется контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в области централизованной системы холодного водоснабжения. В Управление Роспотребнадзора по <адрес> в 2022 году участились случаи обращения по качеству питьевого водоснабжения в <адрес>. Из информации, предоставленной ответчиком о лабораторных исследованиях качества питьевой и горячей воды, следует, что за период май-июнь 2022 года исследования питьевой воды на органолептические, санитарно-микробиологические и санитарно-химические показатели качества и безопасности питьевой централизованной воды, не проводились. МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» отбор проб воды для проведения лабораторных исследований качества поставляемой питьевой и горячей воды ежемесячно не проводит для поверхностного водозабора на <адрес>. Также к протоколам результатов испытаний лабораторных исследований качества поставляемой питьевой и горячей воды МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» отсутствуют экспертные заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим показателям, а именно на все виды показателей: микробиологические, паразитологические, органолептические, обобщенные показатели (ежемесячно), неорганические и органические вещества (по сезонам года), радиологические (ежегодно).

В рамках социально-гигиенического мониторинга, запланированного на 2022 год, территориальным отделом проведены исследования качества воды питьевой - централизованное водоснабжение в МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес> и КГБУЗ «Игарская ГБ» из водоразборного крана: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,46±0,11- мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению, безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ ; протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (марганец 0,318±0,079 мг/дм3 и железо 0.46±0,11 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,88±0,13 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Кроме того, территориальным отделом в июле 2022 проведена плановая выездная проверка в отношении КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» и согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ вода питьевая, используемая КГКУСО «Социально­-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» в хозяйственно-питьевых и бытовых целях не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям (превышено содержание железа и цветность), (железо 0,393±0,098 мг/дм3 и цветность 22,0±4,4) что не соответствует таблицам 3.1 и 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. В соответствии с п. 75 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, качество и безопасность питьевой горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, установленный, статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение требований закона МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» до настоящего времени не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (видеоисточников) (поверхностный водозабор на реке Енисей). В реестре санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию отсутствуют проекты организации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (fp.crc.ru).

Представитель истца - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно имеющемуся в материалах дела заявлению просит рассмотреть дело без их участия. Направил в адрес суда заявление о частичном отказе от исковых требований и прекращении производства по делу в части возложения на ответчика обязанностей: разработать не позднее 3 месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу, проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зоны санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>. Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. ст. 173, 220, 221 ГПК РФ, разъяснены и понятны.

Представитель ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» ФИО3, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку проведенными исследованиями воды, подтверждается, что вода подаваемая предприятием абонентам <адрес> соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Кроме того, имеется проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей), который был утвержден Министерством экологии и рационального природопользования <адрес>, без него, с ними бы не был заключен водопользования. Качество воды контролируется в соответствии с Рабочей программой производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения, утвержденного Управлением Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Получение экспертных заключений не предусмотрено ни постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ни самой Рабочей программой. Полагает, что возложение на них обязанности проводить периодичность и количество отбора проб с учётом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, необоснованно, поскольку это итак является их обязанностью, в соответствии с законодательством, также обязывает их производить отбор проб ежемесячно и Рабочая программа. Предприятие не проводит ежемесячно отбор проб по причине отсутствия денежных средств. Исполнителем коммунальных услуг в многоквартирных домах является ООО «УК «МЭК», несмотря на заключение соглашения об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договора собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах. Из ранее направленного в адрес суда отзыва на исковое заявление, представитель ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» пояснил, что системы централизованного водоснабжения в <адрес> эксплуатирует предприятие, являющееся ресурсоснабжающей организацией, а Управляющая компания, которой является ООО «УК «МЭК» обслуживает внутренние системы, которые являются общедомовым имуществом многоквартирных домов. Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества .: внешней границей сетей водоснабжения входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ, если иное не установлено соглашением собственников с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения ОДПУ с инженерной сетью, входящей в дом. Также согласно п. 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водопроводным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Предприятие является лицом, эксплуатирующим централизованную систему водоснабжения, в то время как за состояние внутренних инженерных сетей несет ответственность Абонент. Границы эксплуатационной ответственности четко определены в приложениях к договорам/контрактам на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных предприятием: с КГБУЗ «Игарская ГБ» /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные сети, внутренняя канализация, сооружения и устройства на них в помещении абонента; с МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес> /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента; с КГКУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота» /В, ответственность Абонента - Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и рационального природопользования <адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Направил в адрес суда отзыв относительно заявленных истцом исковых требований, согласно которому Министерством природных ресурсов и лесного комплекса <адрес>, в соответствии с действующим на тот момент законодательством, приказом от ДД.ММ.ГГГГ -о утвержден проект зон санитарной охраны сооружений внеплощадочного водоснабжения <адрес> с реконструкцией водозаборных сооружений (КЕССОН). В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально.

Представитель третьего лица – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без их участия.

Представитель третьего лица – ООО «УК «МЭК» в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, свою позицию относительно исковых требований не высказал.

Определением Игарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части возложения на ответчика обязанностей: разработать не позднее 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения (поверхностный водозабор на реке Енисей); получить в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанный проект зоны санитарной охраны водоисточника; представить на утверждение согласованный проект зоны санитарной охраны водоисточника в Министерство экологии и рационального природопользования <адрес>, прекращено.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, месте и времени его проведения.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

В силу п. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Статьей 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1).

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Согласно п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (п. 5).

В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (п. 6).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (п. 7).

Согласно п. 8 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В силу п. 32 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", при отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается в соответствии с пунктами 31(1) - 31(3) настоящих Правил.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 7 Правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц.

Согласно п. 12 Правил, программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

В соответствии с п. 19 Правил, проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> -п от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> от имени муниципального образования <адрес> и муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» заключен договор /ХВ о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа», а именно необходимое для осуществления деятельности по забору, подготовке и подаче воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения <адрес>, а также для эксплуатации и обслуживания объекта коммунальной инфраструктуры <адрес> «Система забора, подготовки и подачи воды в сеть хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения <адрес> (КЕССОН).

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством экологии и рационального природопользования <адрес> (Уполномоченный орган) и муниципальным предприятием <адрес> компания «Дирекция муниципального заказа» (Водопользователем) заключен договор водопользования, согласно которому уполномоченный орган, действующий в соответствии с водным законодательством, предоставляет, а водопользователь принимает в пользование поверхностный водный объект – часть <адрес> (протока Игарская). Цель водопользования – забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов. Виды водопользования - совместное водопользование, водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.

Водный объект, предоставляемый в пользование, размещение средств и объектов водопользования, гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, зоны и округа санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственные заповедные и рыбоохранные зоны и др.), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображаются в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к настоящему Договору и являющихся его неотъемлемой частью (Приложение ).

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по <адрес> согласована и утверждена генеральным директором МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения на период 2021-2025 г.г. (поверхностный водозабор на <адрес>).

Настоящая рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды системы централизованного водоснабжения <адрес> разработана в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; требованиями санитарных правил и норм СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических) мероприятий; требованиями федеральных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СаНПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Нормативы радиационной безопасности; постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Программа содержит перечень контролируемых микробиологических и паразитологических показателей, контролируемых органолептических показателей, контролируемых обобщенных показателей, контролируемых органических, неорганических веществ, радиологических показателей и периодичность лабораторных исследований воды.

На основании указанной программы ответчиком заключаются договора на оказание услуг по проведению испытаний.

Так, ДД.ММ.ГГГГ между ФБУ «Красноярский ЦСМ», и ответчиком заключен договор на оказание услуг по проведению испытаний: проб воды в соответствии с требованиями, технических регламентов и норм в пределах области аккредитации испытательного центра ФБУ «Красноярский ЦСМ», с оформлением результатов в виде протоколов испытаний.

Установленными по делу обстоятельствами подтверждается поставка ответчиком воды потребителям ненадлежащего качества. Согласно протоколам результатов испытаний: ДД.ММ.ГГГГ-В, 370-В, 373-В; от ДД.ММ.ГГГГ №№-В, 1183-В, 1184-В, 1185-В; от ДД.ММ.ГГГГ-В, 2180-В, 2179-В, а также от ДД.ММ.ГГГГ -В, -В, -В, от ДД.ММ.ГГГГ -В, 603-В, -В, отклонений (в пределах допустимых погрешностей) в качественных характеристиках по результатам испытаний выявлено не было.

В обоснование доводов истцом в качестве доказательств не соответствия качеству питьевой воды приведены:

-протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: водоразборный кран в туалетной комнате для персонала на 2 этаже МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес>: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,46±0,11- мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению, безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: из крана в туалетной комнате персонала 2 этаж МКДОУ детский сад «Сказка» <адрес>: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (марганец 0,318±0,079 мг/дм3 и железо 0.78±0,12 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21; -

- протокол исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – точка отбора: из крана в отделении скорой помощи Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Игарская городская больница»: вода питьевая централизованного водоснабжения не соответствует гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (железо 0,88±0,13 мг/дм3), что не соответствует таблицы 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

- протокол лабораторных исследований (испытаний), измерений от ДД.ММ.ГГГГ – место отбора: из крана моечной на пищеблоке, муниципального казенного учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Забота»: вода питьевая, в хозяйственно-питьевых и бытовых целях не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде по санитарно-химическим показателям (превышено содержание железа и цветность), (железо 0,393±0,098 мг/дм3 и цветность 22,0±4,4) что не соответствует таблицам 3.1 и 3.13 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.

В возражение данных доводов стороной ответчика представлены муниципальные контракты на оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с муниципальным контрактом: /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и ДОУ Детский сад «Сказка <адрес>», граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении .

Согласно приложению границей раздела эксплуатационной ответственности ответчика являются – магистральные водопроводные сети. Врезка в магистральную водопроводную сеть, запорная арматура, водопровод до здания, ввод в здание. В зоне ответственности абонента Внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

В соответствии с муниципальным контрактом: /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ответчиком и КГКУ СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Забота», граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенном в приложении .

Согласно приложению границей раздела эксплуатационной ответственности ответчика являются – магистральные водопроводные сети. Врезка в магистральную водопроводную сеть в ТК 1а, запорная арматура, водопровод до здания, ввод в здание. В зоне ответственности абонента внутридомовые водопроводные и канализационные сети, сооружения и устройства на них в помещении абонента.

Аналогичное разграничение эксплуатационной ответственности установлено и по муниципальному контракту /В от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и КГБУЗ «Игарская ГБ».

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» (Ресурсоснабжеющей организацией) и Дочерним обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «МЭК» (Управляющая компания) заключено соглашение об осуществлении одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения управляющей компании и переходу на прямые договора собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 3 указанного соглашения, договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и «Ресурсоснабжающей организацией» считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями п. 2 ч.7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что представленные истцом протоколы испытаний не подтверждают, что выявленное отклонение качества питьевой воды, возникло именно по вине и в границах эксплуатационной ответственности ответчика, отбор проб воды в магистральных водопроводных сетях не проводился.

Предметом иска является поставка питьевой воды всему населению <адрес>, вместе с тем, отбор проб в вышеуказанных учреждениях не подтверждает оказание услуг жителям <адрес> по поставке питьевой воды ненадлежащего качества и опровергается представленными стороной ответчика исследованиями.

В адрес ответчика МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ о недопустимости нарушения обязательных требований статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.п. 75,76,77,78 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-­противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В адрес заинтересованного лица Администрации <адрес> вынесено предложение от ДД.ММ.ГГГГ обеспечить соответствие качества питьевой воды требованиям СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным-.объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», рассмотреть вопрос о замене водопроводных сетей <адрес> с высоким износом, предусмотреть систему водоподготовки перед подачей воды в распределительную сеть.

Указанное свидетельствует о том, что отклонения качества питьевой воды возможно связано с необходимостью реконструкции водопроводный сетей <адрес>, что является обязанностью муниципального образования, а также внутридомовых инженерных сетей, ответственность за содержание которых возложена на управляющие компании.

Таким образом, в судебном заседании не установлено и не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что поставляемая жителям <адрес> питьевая вода не соответствует предъявляемым к ее качеству требованиям.

В данном случае заявленные исковые требования не являются способом защиты нарушенных прав потребителей, которые вправе требовать соразмерного уменьшения платы за поставленную некачественную коммунальную услугу.

Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика проводить количество и периодичность отбора проб воды для лабораторных исследований в местах водозабора с учетом СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, с экспертным заключением, суд приходит к следующему.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствии со ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановлении нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.

Обязанность проводить исследования качества питьевой воды, их количество и периодичность отбора проб для лабораторных исследований в местах водозабора с учетом СанПиН является обязанностью ответчика в силу закона, а также периодичность и количество проб, места отбора проб согласованы Роспотребнадзором в Рабочей программе производственного контроля качества воды. Кроме того, действующим законодательством, а также согласованной программой не предусмотрено проведение исследований качества воды с экспертным заключением.

На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к МП Управляющая компания «Дирекция муниципального заказа» о возложении обязанностей устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.

Судья Е.И. Карпова

Мотивированный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ

2-1/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ТО Управления Роспотребнадзора по КК в Туруханском районе
Ответчики
МП УК "ДМЗ"
Другие
МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КК
ООО УК МЭК
Администрация г. Игарки
Суд
Игарский городской суд Красноярского края
Судья
Карпова Екатерина Ивановна
Дело на странице суда
igarka.krk.sudrf.ru
26.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2022Передача материалов судье
09.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2023Подготовка дела (собеседование)
30.01.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.02.2023Предварительное судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Судебное заседание
10.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее