Судья Блошкина А.М. 33-12412/2023 (2-738/2023)
24RS0024-01-2022-004871-06
2.046
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
11 октября 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антуфьевой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по исковому заявлению Астафьева Леонида Александровича к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни,
по апелляционной жалобе представителя истца Астафьева Л.А. – Боровец Ю.Т.,
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Полилей А.И.
на решение Канского городского суда Красноярского края от 04 июля 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Астафьева Леонида Александровича к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни – удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Астафьева Леонида Александровича (<дата> г.р., уроженец г. <данные изъяты>, СНИЛС №) с ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю (ИНН №) в счет компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни – 37 216 рублей 38 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Астафьева Леонида Александровича о взыскании компенсации за работу выходные, нерабочие праздничные дни – отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Астафьев Л.А. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о взыскании компенсации за работу выходные и нерабочие праздничные дни в размере 691 943,03 руб.
Требования мотивировал тем, что с октября 2001 года проходит службу в органах УИС, с ноября 2011 года в ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в том числе с 01.09.2015 года в должности заместителя начальника СИЗО-5. 28.10.2022 перед предстоящим увольнением он подал рапорт о предоставлении ему отгулов за 2020, 2021, 2022 годы за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, в чем ему было отказано, после чего 11.11.2022 он подал рапорт о выплате ему компенсации за работу в указанные дни, в чем ему также было отказано. На его последующие обращения о предоставление отгулов за указанное время вновь было отказано, после чего 22.12.2022 он подал рапорт о предоставлении очередных отпусков с последующим увольнением с правом на предоставление пенсии по выслуге лет. Астафьев Л.А. периодически заступал не суточные дежурства, что подтверждается графиком дежурства, суточными приказами, записями проверок Астафьева Л.А. во время дежурства. В целях недопущения оплаты за работу в выходные и праздничные дни, данные дежурства в табеля учета рабочего времени не вносились, отгулы за них также не предоставлялись. Табеля рабочего времени составлялись формально для исключения переработок.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Астафьева Л.А. – Боровец Ю.Т. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагая, что судом неверном применен материальный закон, регулирующий спорные отношения, что повлияло на неправильные выводы суда относительно права истца на компенсацию работы в выходные и праздничные дни.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Полилей А.И. также просит решение отменить, ссылаясь на то, что суд не применил нормы права, подлежащие применению, в частности пункта 5 приложения №11 Приказа Минюста России от 05.08.2021 № 312, не установил все юридически значимые обстоятельства по делу, в частности порядок предоставления работникам компенсаций за работу в выходные и праздничные дни, сделал выводы не соответствующе обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Так, суд не учел, что выплата такой компенсации осуществляется в виде дополнительного отдыха и носит заявительный характер, при этом истец с соответствующим заявлением не обращался, имея возможность реализовать такое право. Кроме того, суд не дал должной оценки рапортам с учетом должности истца, а при расчете размера компенсации неправильно применил нормы материального права, в частности ТК РФ, а не специальных норм.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных о месте, дате и времени его проведения надлежащим образом, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав представителя ответчика и третьего лица, подержавшую доводы своей апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 N 197-ФЗ), а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 55 Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (часть 2 статьи 55 указанного Закона).
В силу части 6 статьи 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня (часть 2 указанной статьи).
С 01.01.2013 отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказом ФСИН России от 27.05.2013 N 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядок выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и Порядок оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы, который действовал до 03.10.2021.
Согласно пункту 17 Порядка от 27.05.2013 N 269, за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах:
1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 70 названного Порядка сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, замещавшим на день увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении учреждения, органа УИС выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы в учреждениях и органах УИС включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника.
При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника. Если сотрудник в день увольнения отсутствовал на службе, то соответствующие суммы денежного довольствия выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным сотрудником требования о расчете (пункт 75 Порядка).
16.08.2021 Приказом ФСИН России N 701 утвержден новый порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, который не предусматривает выплату денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Приказ ФСИН от 27.05.2013 N 269 признан утратившим силу.
Между тем, приказом Минюста России от 05.08.2021 N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" (вступивший в законную силу 22.08.2021) утвержден Порядок предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (приложение N 11).
Согласно пункту 5 данного Порядка сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни.
В соответствии с пунктом 11 данного Порядка сотрудникам, исполняющим служебные обязанности на основании графика сменности (при суммированном учете служебного времени), за исполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни: в пределах месячной нормы служебного времени - выплачивается денежная компенсация в размере одинарной часовой ставки; сверх месячной нормы служебного времени - предоставляются дополнительные дни (часы) отдыха соответствующей продолжительности. На основании рапорта сотрудника вместо предоставления дней (часов) отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в размере двойной часовой ставки.
Денежная компенсация выплачивается в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника в соответствии с приказом, в котором указываются количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника, и размер часовой ставки (одинарный, двойной) (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 4 статьи 74 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены в статье 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе следует, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Астафьев Л.А. с 2001 г. проходил службу в органах УИС в различных должностях, в том числе с 01.09.2015г. в должности заместителя начальника СИЗО-5 ГУФСИН по Красноярскому краю.
Приказом ГУФСИН по Красноярскому краю от 16.01.2023 № Астафьев Л.А. уволен с занимаемой должности по пункту 4 части 2 статьи 84 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), с предоставлением основного отпуска за 2022 год, дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе РФ за 2022 год, дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2022 год, основного отпуска за 2023 год, дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе РФ за 2023 год, дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023 год, с 17 января по 28 мая 2023 год, в том числе 30 календарных дней основного отпуска за 2022 год, 10 выходных дней, 15 календарных дней дополнительного отпуска за стаж службы за 2022 год, 10 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2022 год, 30 календарных дней основного отпуска за 2023 год, 10 выходных дней, 15 календарных дней дополнительного отпуска за стаж службы за 2023 год, 10 календарных дней дополнительного отпуска за ненормированный служебный день за 2023 год, и 2 дня, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с выездом в г. Красноярск, с последующим увольнением 28.05.2023 и выплатой единовременного пособия в размере семи месячных окладов денежного содержания.
Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка СИЗО-5, утвержденным приказом от 03.02.2022 №, для сотрудников (работников) СИЗО-5 установлена пятидневная рабочая неделя (понедельник-пятница) с общей продолжительностью рабочего времени не более 40 часов в неделю, с двумя выходными – суббота и воскресенье; продолжительность рабочего времени сотрудников из числа среднего и старшего начальствующего состава: понедельник-четверг с 07:45 до 18:00 часов, пятница с 08:00 до 17:00 часов, обеденный перерыв с 12:00 до 14:00 часов.
Должностной инструкцией заместителя начальника ФКУ СИЗО-5 подполковника внутренней службы Астафьева Л.А., утвержденной 04.02.2021, предусмотрено, что заместитель начальника в своей деятельности подчиняется начальнику СИЗО-5, а в его отсутствие, лицу, его замещающему; в его обязанности, в том числе, входит, контроль выполнения графиков отпусков в учреждении.
Судом первой инстанции также установлено, что в связи с работой в выходные и праздничные дни (дежурства) истцу в период службы в СИЗО-5 на основании поданных им рапортов предоставлялись отгулы. Перед предстоящим увольнением по выслуге лет истец также подавал рапорта на имя начальника СИЗО-5 о предоставлении ему отгулов за 2020 год, 2021 год, 2022 год за ранее отработанное время в выходные и праздничные дни, и о выплате ему компенсации за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, о предоставлении ему очередных отпусков за 2022 год и 2023 год с последующим увольнением из органов уголовно-исполнительной системы с правом предоставления пенсии по выслуге лет.
Согласно позиции истца, по данным рапортам он получил устный отказ. При этом стороной ответчика не представлены доказательства иного.
Обращаясь с настоящим иском в суд, истец указал на то, что его трудовые права были нарушены, поскольку работодателем ему не были предоставлены отгулы и не произведена компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за 2020-2022 годы, в связи с чем, у ответчика имеется заложенность перед истцом в размере 691 943,03 руб., исходя из количества смен за указанный период – 64, и количества отработанных часов – 1 736 час.
Разрешая спор, проанализировав и оценив представленные доказательства, в том числе приказы о дежурствах, выписки из приказов об обеспечении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, постовые ведомости, рапорты, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции установил факт привлечения истца к работе в спорный период в выходные и нерабочие праздничные дни. Вместе с тем, учитывая ходатайства ответчика о пропуске срока обращения в суд и, исходя из того, что истец знал или должен был знать о невыплате ему компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в месяце, следующем за месяцем исполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку получая ежемесячно денежное довольствие за период с 01.01.2020 по 31.07.2022, знал о его размере, и, не получив денежную компенсацию за работу в выходные и праздничные дни, имел возможность своевременно обратиться за защитой нарушенных прав, пришел к обоснованному выводу о том, что установленный статьей 74 Федерального закона N 197-ФЗ трехмесячный срок для обращения в суд по требованиям о выплате денежной компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 истцом пропущен, поскольку в суд с настоящим иском Астафьев Л.А. обратился в суд лишь 30.12.2022. При этом каких-либо доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, не представил, о восстановлении данного срока не ходатайствовал.
Кроме того, суд верно указал, что пунктом 5 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 №701 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы» предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие дню установления недоплаты или предъявления претензии (обращения в суд). Вместе с тем, вопросы выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни данным приказом не регулируются, так как такого рода денежная компенсация не является денежным довольствием, состав которого определен в пунктах 1, 2 Приказа № 701 и пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Порядок выплаты вышеуказанной компенсации с 22.08.2021 урегулирован положениями приложения № 11 к Приказу Министерства юстиции РФ от 05.08.2021 №132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», а до этой даты - пунктом 17 приложения № 1 к приказу ФСИН России от 27.05.2013 № 269 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно - исполнительной системы и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы», в связи с чем, компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни денежным довольствием не является и положение пункта 5 Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 701 о выплате денежного довольствия за последние три года в данном случае не применяется.
Разрешая по существу требования истца, заявленные в пределах срока: с 01.08.2022г. по 23.10.2022г., суд первой инстанции верно установил, что в данный период у истец привлекался к работе в выходные, нерабочие праздничные дни в количестве 6 смен дежурства, на основании приказов: от 05.08.2022 № с 08.00 час. 07.08.2022 по 08.00 час. 08.08.2022; от 19.08.2022 № с 08.00 час. 21.08.2022 по 08.00 час. 22.08.2022; от 02.09.2022 № с 08.00 час. 04.09.2022 по 08.00 час. 05.09.2022; от 16.09.2022 № с 08.00 час. 18.09.2022 по 08.00 час. 19.09.2022; от 07.10.2022 № с 08.00 час. 09.10.2022 по 08.00 час. 10.10.2022; от 21.10.2022 № с 08.00 час. 22.10.2022 по 08.00 час. 23.10.2022. В этой связи, учитывая отсутствие у истца возможности реализовать свое право на предоставление компенсации в виде дополнительного времени отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в период работы в связи с увольнением, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации за привлечение к работе в выходные, нерабочие праздничные дни за указанный период.
При этом судом обоснованно были отклонены доводы ответчика о том, что истец, зная о предстоящем увольнении, с рапортом о предоставлении дней отдыха не обратился, в связи с чем, он не имеет права на выплату компенсации, поскольку ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю доводы истца о направлении им посредством заказного отправления с уведомлением в адрес работодателя соответствующего рапорта надлежащим образом не были опровергнуты, в том числе и заключением от 23.06.2023 о результатах проверки по факту не предоставления ответа на рапорт подполковнику внутренней службы Астафьеву Л.А., заместителю начальника СИЗО-5, которое проанализировано судом, и подробно приведено в решение суда, учитывая, что бремя доказывания предоставления всех компенсаций сотруднику на основании его обращений (рапорта), либо законности отказа в их предоставлении, возложено на ответчика. При этом Астафьевым Л.А. предоставлены доказательства направления письменного обращения (рапорта) на имя работодателя, полученного представителем ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю 26.11.2022.
Также, судом верно определено, что у истца отсутствовала возможность воспользоваться днями отдыха за отработанное в выходные и нерабочие праздничные дни время путем их присоединения к очередному отпуску в связи с его увольнением 28.05.2023, поскольку такое право могло быть им реализовано лишь при уходе в очередной отпуск за 2023 год. Наличие в материалах дела ранее поданных истцом рапортов на предоставление отгулов от 28.10.2022, от 07.11.2022, на выплату денежной компенсации за отработанные дни дежурств в выходные и праздничные дни от 11.11.2022, не опровергает вышеуказанные обстоятельства, поскольку данные рапорты не содержат каких-либо виз и согласования, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии у истца возможности реализовать право на предоставление дней отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.08.2022г. по 23.10.2022г. во время исполнения им служебных обязанностей.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с указанными выводами, учитывает также, что компенсация за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни не является денежным довольствием, для ее получения установлено законодателем специальное правовое регулирование, предусматривающей, в том числе, возможность выплаты, по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха, денежной компенсации (ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ).
В этой связи, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истца права на спорную денежную компенсацию, а также доводы апелляционной жалобы истца о неверном применении норм материального права, основаны на ошибочном применении закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела, направлены на иную оценку установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Определяя размер компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни с учетом положений статей 55, 57 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ, пункта 9 Приказа ФСИН России от 26.09.2013 № 533 «Об особенностях режима рабочего времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», в соответствии с которыми при продолжительности смены 12 и более часов, предоставляется дополнительный перерыв продолжительностью 4 часа, что также не оспаривалось стороной ответчика в ходе рассмотрения спора, суд первой инстанции исходил из того, что продолжительность смены составляет 20 час. (24 час. – 4 час.), поскольку общая продолжительность каждой смены равна 24 час., что за шесть смен составит 120 час. = 6 смен х 20 час. В этой связи, анализируя табели учета рабочего времени за август–октябрь 2022 года, в частности дни, приходящиеся на дежурства истца, суд установил, что истцу было протабелировано и оплачено по 8, 25 час в каждую из 6 дежурных смен, в связи с чем, неоплаченными остались следующие часы: в августе 2022 года в количестве 23,5 час.; в сентябре 2022 года – 23,5 ч.; в октябре 2022 года – 31,75 час.; всего 78,75 ч., которые были истцом отработаны сверх месячной нормы.
Принимая во внимание, что специальным законодательством, регулирующим прохождение службы в уголовно-исполнительной системе, не установлен порядок расчета компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам, которым установлена пятидневная служебная неделя, суд исходил из порядка, установленного для сотрудников уголовно-исполнительной системы, исполняющих служебные обязанности на основании графика сменности, в связи с чем, взыскал в пользу истца денежную компенсацию в размере 37216,38 руб., приведя в решении подробный расчет, который был представлен стороной ответчика (в части самой компенсации в размере 24810,92 руб., без применения к данной сумме компенсационных выплат).
Выводы суда по существу разрешенных исковых требований не вызывают сомнений у судебной коллегии, поскольку мотивированы в решении, соответствуют требованиям закона, фактическим обстоятельствам дела и доказательствам, представленными сторонами и исследованными в судебном заседании, оценка которым дана в соответствии с положениями статей 56, 67 ГПК РФ, исходя из бремени доказывания правомерности своих действий работодателем.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика в части необоснованного взыскания денежной компенсации с учетом применения к ее сумме компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки, заслуживают внимания.
Так, применяя положения ст. 153 ТК РФ, а также Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в размере 37 216,38 руб. = 24 810,92 руб. х 1,5, то есть, с учетом применения районного коэффициента в размере 1,2 и северной надбавки – 30%, поскольку указанные нормы являются императивными и предписывают производить в повышенном размере оплату труда сотрудникам органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с особыми климатическими условиями.
Между тем, учитывая, что спорная компенсация не является денежным довольствием, имеет своей целью восстановление права сотрудника на отдых, в связи с чем, в первую очередь ее предоставление предусмотрено в виде отгула соответствующей продолжительности в другие дни недели, а лишь при невозможности такового- присоединение к очередному отпуску, либо выплата денежной компенсации, размер которой определен нормами специального законодательства, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в данной части, поскольку в соответствии с приказом Минюста России от 05.08.2021 N 132 "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" начисление компенсационных выплат в виде районного коэффициента и северной надбавки при выплате компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни не предусмотрено.
Таким образом, размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни подлежит изменению, со снижением суммы до 24 810,92 руб.
В остальной части решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб, которые сводятся к выражению несогласия с оценкой судом первой инстанции обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, при этом не опровергают выводы суда по существу спора.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Канского городского суда Красноярского края от 04 июля 2023 года в части размера взысканного в пользу Астафьева Леонида Александровича с ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю в счет компенсации за работу в выходные, нерабочие праздничные дни изменить, снизив взысканную сумму до 24 810 рублей 92 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя истца Астафьева Л.А. – Боровец Ю.Т., представителя ответчика ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю – Полилей А.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Киселева
Судьи: И.А. Баимова
Н.В. Белякова
Апелляционное определение изготовлено 16 октября 2023 года.