Дело № 2-1443/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кунгур Пермский край 03 июня 2022 года
Кунгурский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Зыковой Е.И.,
при секретаре Светлаковой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Муниципального образования Кунгурский муниципальный округ Пермского края в лице Администрации Кунгурского муниципального округа к ФИО1 о прекращении права собственности на имущество и постановки на учет как бесхозного имущества,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Кунгурский муниципальный округ Пермского края в лице Администрации Кунгурского муниципального округа (далее – истец, Муниципальное образование, Администрация) обратилось в суд к ФИО1 (далее – ответчик, ФИО1) с требованием о прекращении права собственности на имущество и постановке на учет как бесхозного.
Свои требования истец обосновывает тем, что Администрация обратилась в Кунгурский межмуниципальный отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее – Управление, Управление Росреестра по Пермскому краю) с заявлением о принятии на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости: земельного участка, здания ПТО автогаража, металлического здания зерносклада, здания лесорамы, здания зерносклада, гиспоблочного здания. Управлением вынесено уведомление об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), поскольку на указанные объекты недвижимости зарегистрировано право собственности за обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты> (далее – ООО «<данные изъяты>», общество «<данные изъяты>»).
Представитель истца в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя не направил.
ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не представил.
В соответствии с положениями Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представили пояснения, относительно заявленных требований истца. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, исследовав материалы дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1 статьи 225 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ от 10.12.2015 № 931) установлен порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (абзац 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (абзац 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Администрация обратилась в Управление с заявлением от 21.01.2022 года, о принятии на государственный кадастровый учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадь 28961 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под объекты сельскохозяйственного назначения (здание ПТО автогараж, лесорамы, два металлических здания зерносклада, гипсоблочное здание столярного цеха);
- здание ПТО автогараж с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, площадь 1044 кв.м.;
- металлическое здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 800 кв.м., год завершения строительства 1980;
- здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, площадь 248 кв.м., год завершения строительства 1987;
- здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 633,6 кв.м., год завершения строительства 1991;
- гипсоблочное здание столярного цеха с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, площадь 103,4 кв.м., год завершения строительства 1990.
Управлением Росреестра по Пермскому краю уведомлениями ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № отказано во внесение в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку право на объекты недвижимости зарегистрировано за обществом «<данные изъяты>» №, № (л.д. 19, 25, 32, 38).
Согласно данным Выписки из Единого реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ООО «<данные изъяты>» исключено из ЕГРЮЛ на основании решения, принятого налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ, в связи с отсутствием в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам и (или) об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (данные сайта Федеральной налоговой службы Российской Федерации: http://egrul.nalog.ru).
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Положениями абзаца 2 пункта 5.2 статьи 64 ГК РФ предусмотрено, что заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что общество «<данные изъяты>», в силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ, исключено из ЕГРЮЛ и утратило свою правоспособность 21.10.2013 года, т.е. не может являться собственником какого-либо имущества, переход права собственность за иным лицом на указанное недвижимое имущество в ЕГРН не зарегистрирован, суд пришел к выводу, что указанное имущество является бесхозяйным.
Данных о ведении хозяйственной деятельности на данных объектах, либо возражений ответчика суду не представлено.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о производстве государственной регистрации и постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости.
В соответствии с п.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйственной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
При таких обстоятельствах, наличие факта вынесения судебного решения не является основанием для внесения записи в ЕГРН, поскольку данная процедура предусматривает заявительный порядок.
Кроме того, как указано истцом, Управлением Росреестра вынесено уведомление об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного взаимодействия.
Из материалов дела следует, что отказ регистрирующего органа не обжалован и не отменен, в связи с чем оснований для возложения обязанности произвести государственную регистрацию и постановку на учет бесхозяйных объектов не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципального образования Кунгурский муниципальный округ Пермского края в лице Администрации Кунгурского муниципального округа к ФИО1 о прекращении права собственности на имущество и постановки на учет как бесхозного имущества, удовлетворить частично.
Прекратить право собственности общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» №, № на объекты недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадь 28961 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под объекты сельскохозяйственного назначения (здание ПТО автогараж, лесорамы, два металлических здания зерносклада, гипсоблочное здание столярного цеха);
- здание ПТО автогараж с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 1044 кв.м.;
- металлическое здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 800 кв.м., год завершения строительства 1980;
- здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 248 кв.м., год завершения строительства 1987;
- здание зерносклада с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, площадь 633,6 кв.м., год завершения строительства 1991;
- гипсоблочное здание столярного цеха с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, площадь 103,4 кв.м., год завершения строительства 1990.
В удовлетворении остальной части заявленных требований,- отказать.
Решение является основанием для государственной регистрации прав на объекты недвижимости и их государственного кадастрового учета.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.И. Зыкова