Дело № 5-1559/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Буйнакск 06 октября 2021 г.
Судья Буйнакского районного суда Республики Дагестан Мамаев Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица - государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная больница», юридический адрес: 368220, <адрес>, РД, ИНН №, ОГРН №,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная больница» (далее - ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ», юридическое лицо, учреждение) нарушило законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. территориальным органом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан в г.Буйнакске (далее - ТО Роспотребнадзора в г.Буйнакске) в отношении ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» проведена проверка на выполнение обязательных требований санитарного законодательства РФ, а именно требований СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции».
В результате проверки установлено, что ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» - в поликлинике по <адрес>; в участковой больнице <адрес>; в участковой больнице <адрес>; в участковой больнице <адрес> не обеспечены организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу (нарушение п. 4.4 СП 3.1.3597-20), не организована дезинфекция транспорта в специально оборудованном месте на территории медицинской организации, не организовано наличие антисептиков на входе. Не организовано разделение потоков посетителей (с температурой, без температуры), что свидетельствует о нарушении требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» (далее - Постановление от 16 октября 2020 г. № 31) (с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 ноября 2020 г. № 34).
Начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакск Исаевым А.Н. направлено ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия представителя ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Буйнакск, требования поддерживают полностью, просят суд их удовлетворить.
Представитель ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» по доверенности ФИО3 в судебном заседании вину признал, просил смягчить наказание, указав, что у Больницы большая задолженность перед контрагентами, она является бюджетным учреждением.
Выслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закона N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу положений статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В целях реализации положений указанного Закона Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой корона вирусной инфекции, вызванной 20019-nCOV», Постановлением от 31 января 2020 г. N 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических профилактических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCOV», Постановлением от 02 марта 2020 г. N 3 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой корона вирусной инфекции, вызванной 20019-nCOV», высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции; с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
Указом Главы Республики Дагестан от 18 марта 2020 г. N 17 «О введении режима повышенной готовности», в целях недопущения распространения на территории Республики Дагестан новой коронавирусной инфекции (2019-nСоV), на территории Республики Дагестан введен режим повышенной готовности функционирования органов управления и сил республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
По части 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических).
Таким образом, диспозиция данной нормы предусматривает ряд составов административных правонарушений, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), как нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, так и невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
На основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 указанного Закона).
В соответствии со статьей 31, пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 мая 2020 г. издано постановление № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"» (зарегистрировано Минюстом России 26 мая 2020 г., регистрационный № 58465), согласно которому мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом, организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки выполнения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ТО Роспотребнадзора в г. Буйнакске обнаружено невыполнение юридическим лицом - ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» в нарушении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий подтверждается, помимо протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- акт санитарно-гигиенического обследования объекта ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» (поликлиника) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- акт санитарно-гигиенического обследования объекта ГБУ РД БЦРБ <адрес> участковая больница, от ДД.ММ.ГГГГ.
- акт санитарно-гигиенического обследования объекта ГБУ РД <адрес> участковая больница, от ДД.ММ.ГГГГ;- акт санитарно-гигиенического обследования объекта ГБУ РД Эрпелинская участковая больница, от ДД.ММ.ГГГГ года
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Каких-либо данных, свидетельствующих об устранении нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении, юридическим лицом не представлено.
Действия юридического лица ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» судья квалифицирует по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (карантина).
Доводы представителя ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» не могут быть приняты во внимание качестве основания для вывода об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, не опровергают установленные по делу фактические обстоятельства.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение приняло все необходимые, достаточные и зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства и недопущения выявленного правонарушения, не представлено и в ходе рассмотрения дела не установлено.
Федеральный закон N 52-ФЗ определяет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (статья 1).
Регулируя вопросы организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Федеральный закон N 52-ФЗ в пункте 2 статьи 51 предусматривает полномочия Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, который наряду с правами и полномочиями, предусмотренными статьей 50 данного Федерального закона и пунктом 1 этой статьи, наделяется дополнительными полномочиями, а именно: принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая методики расчета и оценки риска для здоровья человека.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных полномочий, в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации принято Постановление от 22 мая 2020 г. № 15.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимает организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац четырнадцатый статьи 1).
Противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода о доказанности вины учреждения в совершении указанного правонарушения, материалы дела не содержат.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности, не установлено.
Санкция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф на юридических лиц от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом обстоятельств дела, учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих обстоятельств, полагаю, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на учреждение административного штрафа.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В силу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, а также принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественное и финансовое положение учреждения, считаю, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, ухудшение его материального положения.
С учетом конкретных обстоятельств дела, считаю необходимым в отношении ГБУ РД «Буйнакская ЦРБ» назначить административное наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, установленного санкцией указанной статьи, то есть в размере 100 000 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан «Буйнакская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Республике Дагестан, ГРКЦ НБ Республики Дагестан <адрес>, ИНН - №, КПП - №, БИК - №, ОКТМО - №, КБК - №, р/с - №, л/с - №, УИН - № (протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Разъяснить, что в силу части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, представить в Буйнакский районный суд Республики Дагестан.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.И.Мамаев