Гражданское дело №2-802/2024
УИД62RS0010-01-2024-000832-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Касимов 12 августа 2024 г.
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Степановой А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровой А.А.,
с участием: представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р.,
представителя ответчика – Муниципального учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Базенковой О.И., действующей на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя третьих лиц - администрации Касимовского муниципального района Рязанской области и Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Ганиной О.В., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-802/2024 по иску Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Касимовский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» в котором просит: обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: оборудовать чердачное помещение здания системой пожарной сигнализации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Касимову, Касимовскому, Пителинскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Рязанской области проведена проверка соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях. В ходе данной проверки установлено, что в нарушение требований законодательства, чердачное помещение здания в районном центре не оборудовано системой пожарной сигнализации. Выявленные недостатки и непринятие надлежащих мер в указанной сфере являются нарушением законодательства о пожарной безопасности и могут повлечь угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних воспитанников, работников и посетителей МУДО «РЦДО».
В судебном заседании представитель истца – помощник Касимовского межрайонного прокурора Колган А.Р. поддержала заявленные требования по указанным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика - Муниципального учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» Базенкова О.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований; просила учесть финансовое положение учреждения, в связи с чем предоставить время для исполнения решения суда 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьих лиц – администрации Касимовского муниципального района Рязанской области и Управления образования и молодежной политики администрации Касимовского муниципального района Рязанской области Ганина О.В. не возражала в удовлетворении исковых требований; также просила предоставить срок для исполнения решения суда – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Согласно п.4 ст. 27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ).
Согласно положениям ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К числу основных функций системы обеспечения пожарной безопасности относится разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; организация и осуществление профилактики пожаров.
Согласно ст.37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статьей 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 21.05.2021) утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ч.3 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
В силу подп. 2,15 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с положениями п.2 ч.6 ст. 28 указанного выше Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ч.7 ст.28 Закона №273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.
В силу п.8,9 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктами 4.4, 4.8 Свода Правил СП 486.1311500.2020. «Системы противопожарной защиты. Перечень здания, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного и введенного в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 20.07.2020 №539, п.42 таблицы 3 СП 486.1311500.2020 предусмотрено, что в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать АУП и (или) СПС все повешения независимо от площади, кроме помещений: чердаков (за исключением чердаков в зданиях классов функциональной пожарной безопасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1 и Ф4.2.
В судебном заседании установлено, что Касимовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения обязательных требований пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Заместитель начальника ОНД ИПР по городу Касимову, Касимовскому, Пителинскому УНД и ПР ГУ МЧС России по Рязанской области Д.Н.Бородачев в справке от ДД.ММ.ГГГГ.2024 года указал, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ 2024 года проверки были выявлены нарушения требований в области пожарной безопасности, исполнение которых является обязательным в здании Муниципального учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования»по адресу: <адрес>, а именно: не оборудовано системой пожарной сигнализации чердачное помещение здания (ч.3 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 – ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.4, п.4.8 и п.42 таблицы 3 – «помещения» свода правил СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень здания, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС РФ от 20.07.2020 №539.
Постановлением №№ по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ 2024 года должностное лицо = директор МУ ДО «РЦДО» Базенкова О.И. была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и ей было назначено административное наказание в виде предупреждения. Обстоятельством для привлечения директора МУ ДО «РЦДО» Базенковой О.И. послужило нарушение требований пожарной безопасности, а именно: не оборудовано системой пожарной сигнализации чердачное помещение здания центра.
Доказательств устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в материалы гражданского дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, с учетом представленных материалов, суд полагает, что требования прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, особенностей бюджетного процесса, разумности, суд находит необходимым установить срок исполнения решения суда - 12 месяцев со дня вступления решение суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Касимовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» о возложении обязанности по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Муниципальноное учреждение дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования» устранить требования пожарной безопасности, а именно: оборудовать чердачное помещение здания, расположенное по адресу: <адрес>, системой пожарной сигнализации.
Установить срок для исполнения решения суда – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца с момента составления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда, с подачей жалобы, представления через Касимовский районный суд Рязанской области.
Судья:
Мотивированное решение составлено 14 августа 2024 г.
Судья