Дело № 2а-3262/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июня 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе
председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,
при секретаре Комендантовой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинградского района г. Калининграда обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что в ходе мониторинга сети Интернет в рамках осуществления надзора по исполнению требований федерального законодательства был выявлен сайт: http://diplomy-attestat.ru/svidetelstvo-o-zaklyuchenii-braka.html, на страницах которого размещена публичная оферта предоставления услуги по выдаче свидетельства о заключении брака. Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, что предоставляет возможность доступа к нему неограниченного круга лиц. Сведения, размещенные на страницах сайта, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения свидетельства о заключении брака, могут быть использованы в преступных целях, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Просит суд признать информацию о получении свидетельств о заключении брака в порядке, запрещенном законодательством, размещенную на странице сайта с URL-адресом http://diplomy-attestat.ru/svidetelstvo-o-zaklyuchenii-braka.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца помощник прокурора Ленинградского района г. Калининграда Литасова О.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что в настоящее время сайт продолжает работать, доступ к нему не ограничен.
Заинтересованные лица Управление Роскомнадзора по Калининградской области и Роскомнадзор представителей в суд не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Выслушав пояснения участвующего в деле лица, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 2.1 ст. 4, п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния). Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.
В соответствии с п. 1 ст. 7 названного Федерального закона для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
В силу п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация заключения брака производится при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 12, статьями 13 и 156 Семейного кодекса Российской Федерации.
Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденный приказом Минюста России от 28.12.2018 № 307, устанавливает стандарт, сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении соответствующей государственной услуги.
Согласно пп. 2 п. 73 указанного Административного регламента предоставление государственной услуги по государственной регистрации заключения брака включает в себя: проверку представленных заявителями документов и принятие решения о предоставлении государственной услуги по регистрации заключения брака; составление и оформление записи акта о заключении брака; составление и оформление свидетельства о заключении брака; проставление штампа о заключении брака в паспорта заявителей; учет и выдача свидетельства о заключении брака; проведение церемонии государственной регистрации заключения брака в торжественной обстановке (по желанию заявителей).
Таким образом, выдача свидетельств о заключении брака иными органами и организациями, за исключением органов записи актов гражданского состояния, законом не допускается.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на страницах сайта http://diplomy-attestat.ru/svidetelstvo-o-zaklyuchenii-braka.html размещена публичная оферта предоставления услуги по выдаче свидетельства о заключении брака.
Вход на сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, что предоставляет возможность доступа к нему неограниченного круга лиц.
Сведения, размещенные на страницах сайта, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения свидетельства о заключении брака, могут быть использованы в преступных целях, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
В силу ст. 327 Уголовного кодекса РФ подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа является уголовно наказуемым преступлением.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: подделка официального документа, использование заведомо подложного документа - фактически является распространением запрещенной информации.
Учитывая изложенное, информация о получении свидетельств о заключении брака в порядке, запрещенном законодательством, размещенная на странице сайта с URL-адресом http://diplomy-attestat.ru/svidetelstvo-o-zaklyuchenii-braka.html, является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15.1 Закона 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Реестр).
Согласно пункта 3 статьи 15.1 Закона 149-ФЗ создание, формирование и ведение Реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, то есть Роскомнадзором.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в Реестр соответствующих сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
При таком положении, исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, главой 27.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинградского района г. Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, - удовлетворить.
Признать информацию о получении свидетельств о заключении брака в порядке, запрещенном законодательством, размещенную на странице сайта с URL-адресом http://diplomy-attestat.ru/svidetelstvo-o-zaklyuchenii-braka.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 года.
Судья: