Судья Бахарева Е.Б.
№ 2-284/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь Дело № 33-946/2024 (33-14772/2023)
18 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при секретаре Кузьминой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 09 октября 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Заривчацкой Т.А., пояснения прокурора Захарова Е.В. (удостоверение), представителя ответчика Новиковой Е.В. (доверенность, диплом, паспорт), судебная коллегия,
установила:
Прокурор Большесосновского района обратился в суд в защиту интересов Бажутиной Людмилы Николаевны с иском к Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края о взыскании затрат на организацию похорон Почетного гражданина Большесосновского района Б.
В обоснование заявленных требований указано, что решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края № 215 от 27 декабря 2006 года утверждено Положение «О звании «Почетный гражданин Большесосновского муниципального района», которым определены права и льготы, предоставляемые Почетным гражданам Большесосновского муниципального района, в том числе, предусмотрено возмещение за счет средств районного бюджета затрат по организации похорон Почетного гражданина. Б. признан Почетным гражданином Большесосновского муниципального района Решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края № 225 от 26 февраля 2003 года, скончался 28 октября 2022 года. Бажутина Л.Н. обратилась к ответчику за возмещением понесенных затрат на похороны, однако получила отказ. Полагая отказ в возмещении затрат по организации похорон Б. неправомерным, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и статью 39 Конституции Российской Федерации, истец просит взыскать с Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края в пользу Бажутиной Л.Н. 94750 рублей.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, истец Бажутина Л.Н. в судебное заседание не явилась, просила суд о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные прокурором требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал ссылаясь на отсутствие обязанности по возмещению указанных в иске затрат, поскольку решением Земского Собрания, на положениях которого прокурор основывает свои требования, уполномоченный орган, осуществляющий соответствующие выплаты, а так же размер и порядок выплат, связанных с организацией похорон, не определены.
Суд постановил решение об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в жалобе приведены доводы о том, что финансовое обеспечение затрат на погребение за счет средств органов местного самоуправления положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусмотрено. Ссылаясь на положения пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ, ответчик полагает, что органы местного самоуправления в соответствии с вышеуказанным законом определяют стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению. Стоимость услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, определена постановлением администрации Большесосновского муниципального округа от 02 марта 2022 г. № 01-03-86 «Об утверждении стоимости услуг согласно гарантируемому перечню услуг по погребению на территории Большесосновского муниципального округа». Учитывая, что возмещение затрат на погребение умерших осуществляется за счет источников федерального и субъектового уровня, стоимость услуг по погребению утверждена постановлением администрации, нарушения каких-либо социальных прав Почетного гражданина, гарантированных Федеральным законом №8-ФЗ, ответчиком допущено не было. Ссылаясь на пункт 3.5 Положения о звании «Почетный гражданин Большесосновского муниципального района, утвержденное решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 27 декабря 2006 г. № 215, согласно которому в случае кончины Почетного гражданина затраты по организации похорон возмещаются за счет средств районного бюджета, апеллянт полагает, что истцом в качестве ответчика по рассматриваемому делу необоснованно была заявлена администрация Большесосновского муниципального округа. Положением не определен уполномоченный орган, осуществляющий соответствующие выплаты, размер и порядок выплаты затрат, связанных с организацией похорон Почетного гражданина. Положение было принято представительным органом – Земским Собранием Большесосновского муниципального района, а не администрацией Большесосновского муниципального округа (района). Поскольку вышеуказанная норма (3.5 Положения) закреплена муниципальным правовым актом, а не федеральным законом, социальной гарантией она не является. Исходя из того, что социальные гарантии установлены Федеральными законами (п. 2 ст. 39 Конституции РФ), а ответчиком социальные права не были нарушены, оснований у истца выступать в защиту нарушенных социальных прав, социальной защиты, социального обеспечения в рассматриваемом деле не имелось. Вышеуказанные доводы были изложены суду первой инстанции, однако, суд данным доводам ответчика должной оценки не дал. Позиция истца о нарушении ответчиком социальных гарантий в решении также не отражена, правовая оценка данным доводам истца не дана.
В возражениях на апелляционную жалобу Прокуратура Большесосновского района просит решение суда от 09 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседании судебной коллегии представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Прокурор просил оставить решение без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2006 года № 215 утверждено Положение «О звании «Почетный гражданин Большесосновского муниципального района», которым определен порядок присвоения звания «Почетный гражданин Большесосновского муниципального района», объем прав и льгот гражданам, удостоенным этого звания.
Пунктом 3.5 указанного решения Земского Собрания предусмотрено возмещение затрат на похороны почетного гражданина района из средств районного бюджета.
Звание Почетного гражданина Большесосновского муниципального района присвоено Б. Решением Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края №225 от 26 февраля 2003 года, ему вручено удостоверение Почетного гражданина Большесосновского района, выдана денежная премия в размере десяти минимальных размеров оплаты труда, имя занесено в книгу «Почетные граждане Большесосновского района».
28 октября 2022 года Б. скончался, что подтверждается свидетельством о его смерти ** № **, выданным отделом записи актов гражданского состояния администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края 28 октября 2023 года.
22 ноября 2022 года в Администрацию Большесосновского муниципального округа Пермского края обратилась Бажутина Л.Н. с заявлением о возмещении ей затрат по организации похорон Почетного гражданина Большесосновского района Б. в общей сумме 94750 рублей. Вместе с заявлением Бажутиной Л.Н. были представлены: свидетельство о смерти Б., договор бытового подряда от 28 октября 2022 года № **, заключенный между Бажутиной Л.Н. и индивидуальным предпринимателем К., на оказание ритуальных услуг; счет-заказ от 28 октября 2022 года № ** на сумму 94750 рублей, кассовый чек об оплате ритуальных услуг на сумму 94750 рублей от 28 октября 2023 год и реквизиты банковского счета Бажутиной Л.Н. для перечисления денежных средств.
Письмом от 21 декабря 2022 г. № 01-08-3597 Администрацией Большесосновского муниципального округа Пермского края в возмещение затрат на организацию похорон Бажутиной Л.Н. отказано, с указанием на то, что исчерпывающий гарантированный перечень услуг по погребению, фондов и бюджетов, за счет которых производится возмещение затрат в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле»; отсутствие правового регулирования указанного вопроса как муниципальными нормативно-правовыми актами, так и нормативно-правовыми актами регионального и федерального значения; указанные расходы не предусмотрены в бюджете Большесосновского муниципального района Пермского края на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов.
Правомерность обращения прокурора Большесосновского района в суд с иском в интересах Бажутиной Л.Н. в порядке ст. 45 ГПК РФ подтверждена определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 3 августа 2023 года, в связи с чем соответствующий доводы апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что вопреки правовой позиции ответчика источник финансирования затрат по организации похорон Почетных граждан Большесосновского муниципального округа решением Земского Собрания от 27 декабря 2006 г. № 215 определен - это средства районного бюджета, именно на Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, как исполнительно-распорядительный орган в соответствии с Уставом Большесосновского муниципального округа Пермского края и Положением об Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края, утвержденным решением Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 13 декабря 2021 года № 45 «Об учреждении администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края», лежит обязанность по исполнению решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района Пермского края от 27 декабря 2006 года № 215 вне зависимости от того, предусмотрены ли в бюджете муниципального округа расходы на эти цели.
Размер понесенных Бажутиной Л.Н. и предъявленных к возмещению расходов на организацию похорон Почетного гражданина Большесосновского района Б. в сумме 94750 рублей суд признал разумным, расходы -необходимыми, в том числе, с учетом обычаев и традиций погребения, придя к выводу, что согласно п. 3.5 решения Земского Собрания Большесосновского муниципального района от 27 декабря 2006 года № 215 данные расходы возмещаются вне зависимости от выплаты пособия на погребение, предусмотренного Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Судебная коллегия считает выводы суда правильными.
Решение Земского собрания Большесосновского муниципального района от 27.12.2006 № 215 «Об утверждении положения «О звании почетный гражданин Большесосновского муниципального района», принято в соответствии с положениями Пунктов 1, 36 части 2 статьи 22 Устава Большесосновского муниципального района, утвержденного решение Земского Собрания Большесосновского района от 22.06.2005 № 50 (Зарегистрировано в ГУ Минюста России по Приволжскому федеральному округу 25.11.2005 №RU595040002005001), вступило в силу с 01.01.2007.
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 30.04.2021 № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края» (принят ЗС ПК 15.04.2021), органы местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Частью 1 статьи 8 указанного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания Большесосновского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, до вступления в силу настоящего Закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Закона до дня формирования органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, а также Уставу Большесосновского муниципального округа Пермского края, муниципальным правовым актам Большесосновского муниципального округа Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.
Решение Земского собрания Большесосновского муниципального района от 27декабря 2006 года № 215 признано утратившим силу решением Думы Большесосновского муниципального округа от 3 ноября 2022 года №225, которым утверждено Положение о звании почетный гражданин Большесосновского муниципального округа Пермского края вступившим в силу со дня принятия. Данное положение не предусматривает обязанности органов местного самоуправления округ по возмещению затрат, понесенных на погребение почетного гражданина. В то же время, поскольку Бажутина Л.Н. обратилась с заявлением о возмещении расходов до отмены Решение Земского собрания от 27.12.2006 № 215, суд первой инстанции обоснованно руководствовался его положениями при установлении обязанности ответчика по возмещению истцу понесенных расходов.
Согласно пункту 3.5 Положения о звании почетный гражданин Большесосновского муниципального района, в случае смерти почетного гражданина, расходы на его погребение возмещаются за счет средств районного бюджета.
Полномочия Администрации Большесосновского муниципального округа определены в статье 24 Устава Большесосновского муниципального округа, утвержденного Решением Думы Большесосновского муниципального округа от 25.05.2022 № 161. Согласно пункту 8 указанной статьи Устава, именно на администрацию возложены обязанности по составлению составление проекта бюджета муниципального образования и его исполнению. Как указано в статье 15 Бюджетного кодекса РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Поскольку в нормативном акте органа местного самоуправления, действующем на момент наступления смерти почетного гражданина, а также на дату обращения лица, которое понесло расходы на его погребение, предусмотрено возмещение этих расходов за счет средств местного бюджета, Администрация Большесосновского муниципального округа является надлежащим ответчиком по заявленному спору.
Доводы жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по возмещению расходов на погребение, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» такая обязанность осуществляется за счет федерального бюджета либо бюджета субъекта Российской Федерации, подлежат отклонению, так как при разрешении заявленных требований суд первой инстанции положениями вышеуказанного федерального закона не руководствовался, исходя из того обстоятельства, что обязанность по возмещению расходов на погребение была установлена нормативным правовым актом муниципального образования, устанавливая, таким образом, дополнительную социальную гарантию определенной категории граждан. Данная норма не противоречит положениям Устава Пермского края, Устава Большесосновского муниципального района, Устава Большесосновского муниципального округа, а также положениям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принята в пределах полномочий, предоставленных органу местного самоуправления. Довод об отсутствии утвержденного порядка возмещения спорных расходов, а также размер возмещения, в данном случае не имеет правового значения, так как не исключает обязанности органа местного самоуправления по исполнению нормативного правого акта.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом всех обстоятельств дела, при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основаниям для отмены решения в соответствии с положениями части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Большесосновского районного суда Пермского края от 09 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
В окончательном виде апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.