Судья Алексеев Д.А. Дело № 33-255/2023
(№ 33-11367/2022, № 2-2211/2022)
25RS0010-01-2022-002892-64
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Завальной Т.Ю.,
судей Милицина А.В. и Семенцова А.О.,
при секретаре судебного заседания при секретаре Брыжеватой Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО5, ФИО1, действующих также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации Находкинского городского округа о возложении обязанности по апелляционной жалобе ФИО5 на решение Находкинского городского суда Приморского края от 28 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Милицина А.В., объяснения истца
ФИО11, представителя третьего лица Министерства Финансов Российской Федерации ФИО10, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО5 и ФИО1 обратились в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование, что в 2020 году они обратились в администрацию Находкинского городского округа с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей на территории Находкинского городского округа» на 2015-2017 годы и на период до 2025 года муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей Находкинского городского округа на 2015-2017 годы и на период до 2025 года» (далее по тексту - Подпрограмма), утверждённой постановлением администрации Находкинского городского округа № от 29.08. 2014 г., в чем им было отказано. Решением Находкинского городского суда Приморского края от 22.01.2021 данный отказ признан незаконным, семья истцов признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в Подпрограмме. В настоящее время ФИО5 достигла возраста 36 лет, что исключает возможность её участия в Подпрограмме, в связи с чем семья истцов была исключена из участия в Подпрограмме. Просили суд обязать администрацию Находкинского городского округа возвратить семью истцов для участия в Подпрограмму на срок 344 календарных дня с даты вступления решения суда в силу, а также на срок, соразмерный сроку исключения ответчиком семьи ФИО14 из участия в Подпрограмме в связи с достижением ФИО5 возраста 36 лет.
Судом принято решение, которым исковые требования ФИО14 оставленные без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласилась истец ФИО5, ею подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения. В обоснование указано, что ввиду незаконных действий ответчика её семья ДД.ММ.ГГГГ должна была стать участником Подпрограммы, внесена в список молодых семей участников Подпрограммы, ей должен был быть присвоен номер, в связи с чем, длительное время не состояла на таком учете.
В возражениях на апелляционную жалобу администрацией Находкинского городского округа указано, что требование о возвращении семье статуса участника мероприятия муниципальной Подпрограммы незаконно, так как ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 исполнилось 36 лет, достижение которого является условием для исключения семьи ФИО14 из состава участников мероприятия подпрограммы. Признание семьи нуждающейся в жилом помещении - лишь одно из трех условий для участия в мероприятии подпрограммы. Кроме возраста и нуждаемости в жилом помещении следует подтвердить наличие у семьи необходимого дохода. Справку Сбербанка России о наличии у семьи необходимого дохода истец получила только ДД.ММ.ГГГГ Если бы семья ФИО14 обратилась с заявлением и полным пакетом документов для участия в подпрограмме в апреле-мае 2020 года, то средства субсидии в 2021 году не получила бы, так как в список молодых семей претендентов на получение социальной выплаты, согласно приказу Департамента по делам молодежи <адрес> №П-82 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей <адрес>», вошли семьи имеющие трех и более детей, признанные участниками мероприятия подпрограммы по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Исходя из объемов федерального финансирования, только 15 молодых семей из 60 заявленных администрацией молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты по Находкинскому городскому округу в 2021 году, получили социальную выплату в 2021 году.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО11 (ФИО14 – до смены фамилии) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства Финансов Российской Федерации
ФИО10 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы.
Истец ФИО1, представители третьих лиц Департамента по делам молодежи <адрес>, Министерства <адрес>, в заседание суда не явились, уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств не заявили.
Представитель администрации Находкинского городского округа ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав истца и представителя третьего лица, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в соответствии с пунктом 6 которых участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019
N 945-па утверждена государственная программа Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края", которой установлен порядок формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края списков молодых семей - участников подпрограммы и департаментом по делам молодежи Приморского края сводного списка молодых семей - участников подпрограммы (далее - Порядок), разработанный в целях реализации подпрограммы N 3 "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" (далее - подпрограмма), определен механизм формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - списки молодых семей - участников подпрограммы), и департаментом молодежи Приморского края сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список молодых семей - участников подпрограммы).
В соответствии с пунктами 24, 25 Правил, пунктом 1 раздела 4 Подпрограммы, пункта 8 Порядка формирования органами местного самоуправлении муниципальных образований Приморского края списков молодых семей – участников подпрограммы и департаментом молодежи Приморского края сводного списка молодых семей – участников подпрограммы уполномоченные органы местного самоуправления в срок до 1 июня года, предшествующего планируемому году предоставления социальной выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) стандартного жилья, формируют списки молодых семей - участников подпрограммы.
Списки формируются в хронологической последовательности по дате принятия решения органом местного самоуправления о признании молодой семьи участницей подпрограммы с учётом даты подачи заявления молодой семьи на участие в подпрограмме.
В первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы включаются молодые семьи: поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года; имеющие трех и более детей; не вошедшие в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в предыдущем году.
Судом установлено и следует из материалов дела, что
ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Находкинского городского округа с заявлением о включении её семьи в состав участников муниципальной Подпрограммы, в чем ей было отказано.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 22.01.2021 данный отказ признан незаконным, семья истцов в составе пяти человек (ФИО5, ФИО1, несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4) признана нуждающейся в жилом помещении в целях участия в Подпрограмме, в связи с чем включена под № в список молодых семей - участников подпрограммы на 2022 год, утвержденный решением администрации Находкинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
По достижению ФИО5 36 лет решением администрации Находкинского городского округа о внесении изменений в утвержденные списки молодых семей - участников подпрограммы № от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО14 исключена из состава участников мероприятия Подпрограммы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции руководствовался Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019 N 945-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края", так как пришел к выводу о том, что само по себе включение семьи истцов в список семей – участников подпрограммы не повлекло бы за собой безусловной обязанности по предоставлению ей социальной выплаты.
Такой вывод судебная коллегия признает правильным, поскольку он соответствует целям и задачам реализуемых государственной программой Российской Федерации по ообеспечению доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации, согласно которым одним из юридически значимых обстоятельств является возраст супругов в молодой семье либо одиноко проживающего родителя с ребенком (детьми), который не должен превышать 35 лет (до достижения возраста 36 лет) на момент подачи заявления о предоставлении дополнительной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Приложения N 14 к государственной программе Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" основанием для внесения изменений в списки молодых семей - участников подпрограммы является достижение возраста 36 лет одним из супругов в молодой семье.
При этом государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» не предусматривает сохранения права граждан Российской Федерации, исключенных из списков молодых семей - участников подпрограммы в связи с достижением установленного возраста, на обеспечение доступным и комфортным жильем после исключения из списков в будущем.
Доводы апеллянта о необходимости возвращения семьи ФИО14 в списки молодых семей - участников подпрограммы по достижению установленного предельного возраста на срок 344 календарных дня основаны на неверном толковании норм материального права, так как такая возможность Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2019 N 945-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края", не предусмотрена.
В силу изложенного, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, основаны на ином толковании норм материального права, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, судом первой инстанции также не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО5 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2023 года.
Председательствующий
Судьи