Решение по делу № 2а-633/2021 от 04.10.2021

Дело № 2а-633/2021

11RS0009-01-2021-001359-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Закидальского Д.Е.

при секретаре судебного заседания Баранюк Я.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 21 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми к Соколову Андрею Павловичу о взыскании задолженности по страховым взносам, налогам и пени,

установил:

межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми (далее – МИФНС № 8) обратилась в суд с административным иском к Соколову А.П. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 года в размере 32 448 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 151,69 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 39,39 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 959,48 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,95 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 249,16 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,25 руб., а также взыскании транспортного налога за 2019 год в размере 2 406 руб., пени по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 21,47 руб., земельного налога за 2019 год в размере 23,00 руб., пени по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,21 руб., налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 121 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 1,08 руб., а также судебных расходов в размере 74,75 руб.

В обоснование указано, что административный ответчик в период с 29 мая 2012 года по 11 января 2021 года осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем в соответствии с налоговым законодательством обязан был уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС. В связи с неуплатой страховых взносов в установленные сроки начислены пени, административному ответчику направлено требование об уплате страховых взносов и пени сроком до 19 марта 2021 года, которое в указанный срок не исполнено. Также административный ответчик имеет зарегистрированные транспортные средства, объект недвижимого имущества, в 2019 году владел на праве собственности земельным участком. Инспекцией понесены почтовые расходы, связанные с направлением административного искового заявления по месту жительства ответчика, в размере 74,75 руб., которые в соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) подлежат взысканию с ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, юридическое лицо о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, административное исковое заявление содержит ходатайство о рассмотрении дела без их участия. В адрес суда направлены пояснения, где указано, что установленный Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в регистрирующий орган не поступал перечень документов для внесения записи о прекращении Соколовым А.П. предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 22.4 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 18 ноября 2020 года принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя Соколова А.П. из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). Поскольку в регистрирующий орган не были направлены заявления (возражения) на решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя, 11 января 2021 года внесена запись об исключении Соколова А.П. из ЕГРИП, как недействующего индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 4 статьи 22.4 Федерального закона № 129-ФЗ. Согласно сведениям из АИС «Налог-3» (единая информационная система ФНС России) за Соколовым А.П. зарегистрированы транспортные средства, указанные в административном иске, он владеет на праве собственности земельным участком и жилым помещением (квартирой), в связи с чем обязан оплачивать транспортный и земельный налог, а также налог на имущество физических лиц. Право собственности на указанное в приговоре по уголовному делу № 1-2/2019 имущество Соколова А.П., на которое обращено взыскание, прекращается у последнего с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Административный ответчик Соколов А.П., отбывающий наказание в ФКУ ИК-1 <адрес>, просил рассмотреть дело без его участия, направив в суд возражения. 21 сентября 2020 года он обращался в налоговый орган по вопросу прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку с 05 ноября 2015 года находится в местах лишения свободы и фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность. Несмотря на данное обращение, он не был исключен из ЕГРИП, поскольку выполнить условия государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не представилось возможным как лицу, находящемуся в местах лишения свободы. Исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование незаконно, поскольку налоговая инспекция была уведомлена о том, что он фактически не осуществляет предпринимательскую деятельность. Требование об уплате налогов и пени он не получал. Не согласен с взысканием с него суммы транспортного налога за автомобиль и земельного участка, поскольку приговором суда на данные объекты имущества обращено взыскание, и собственником данных объектов он не является. Выразил согласие на взыскание с него налога на имущество физических лиц, но без начисленных пени, поскольку налоговый орган, зная о его местонахождении, не направил ему требование о начисленных налогах с реквизитами об оплате.

В силу части 2 статьи 289 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика при их надлежащем извещении.

Изучив материалы дела, материалы дела мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми № 2а-940/2021, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 57 Конституции РФ и статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2).

Согласно положениям статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом. В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 45).

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пени. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (пункт 1 статьи 430 НК РФ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.

    Судом установлено и из материалов дела следует, что Соколов А.П. с 29 мая 2012 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлся плательщиком страховых взносов.

    11 января 2021 года на основании решения регистрирующего органа внесена запись об исключении Соколова А.П. из ЕГРИП как недействующего индивидуального предпринимателя.

    За 2020 год Соколову А.П. исчислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 32 448 руб., и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в размере 8 426 руб. со сроком уплаты 31 декабря 2020 года.

    За период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года Соколову А.П. исчислена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 959,48 руб., и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС в размере 249,16 руб. со сроком уплаты 26 января 2021 года.

    Расчет страховых взносов произведен исходя из фиксированного размера страховых взносов за расчетный период 2020 года: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 руб.

    Расчет страховых взносов произведен в соответствии с приведенными положениями статей 430 и 432 НК РФ и является арифметически верным.

    За неуплату страховых взносов в установленный срок налоговым органом установлена недоимка по страховым взносам, начислены пени с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года и с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года.

Из материалов дела также следует, что за административным ответчиком в указанный административным истцом период зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> года выпуска, марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> года выпуска, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№>, <ДД.ММ.ГГГГ> года выпуска.

Административный ответчик имеет в собственности объект недвижимого имущества, а именно жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 09 февраля 2008 года, доля в праве полная (1).

Также согласно выписке из ЕГРН административный ответчик имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер <№>, площадь <данные изъяты> кв.м., дата регистрации права 25 сентября 2013 года, доля в праве 1/2.

Налоговым органом административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 56696217 от 01 сентября 2020 года об уплате в срок до 01 декабря 2020 года транспортного налога за 2019 год в размере 2406 руб., земельного налога за 2019 год в размере 23 руб., а также налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 121 руб., всего в размере 2550 руб. Данное налоговое уведомление было направлено административному ответчику по адресу его регистрации посредством почтовой связи заказным письмом, что подтверждается почтовым реестром.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок, налоговым органом начислены пени за просрочку в соответствии со статьей 75 НК РФ.

    Налоговым органом по адресу регистрации административного ответчика направлялось требование № 1105 по состоянию на 03 февраля 2021 года об уплате образовавшейся задолженности по страховым взносам в размере 42 274,92 руб., в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 33 407,48 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8675,16 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 152,64 руб., и пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 39,64 руб. Недоимки и пени по транспортному налогу в размере 2 427,47 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 122,08 руб. и по земельному налогу в размере 23,21 руб. Административному ответчику было предложено оплатить задолженность в срок до 19 марта 2021 года.

Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Указанное требование с расчетом суммы пени направлялось административному ответчику посредством почтовой связи заказным письмом по адресу его регистрации, что подтверждается почтовым реестром.

Поскольку в добровольном порядке в установленный срок задолженность административным ответчиком не погашена, налоговый орган 27 мая 2021 года обратился к мировому судье Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми с заявлением о взыскании с Соколова А.П. недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 2 406 руб., пени на недоимку по транспортному налогу в размере 21,47 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 121 руб., пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 1,08 руб., недоимки по земельному налогу за 2019 год в размере 23 руб., пени на недоимку по земельному налогу в размере 0,21 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 года в размере 33 407,48 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 152,64 руб., недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2020 год в размере 8 675,16 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 39,64 руб., всего на общую сумму 44 847,68 руб.

01 июня 2021 года мировым судьей Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми в период замещения мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми вынесен судебный приказ № 2а-953/2021 о взыскании с Соколова А.П. в пользу МИФНС № 8 задолженности по страховым взносам, налогам и пени.

27 июля 2021 года определением мирового судьи Емвинского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.

Административный истец обратился в Княжпогостский районный суд Республики Коми 01 октября 2021 года (согласно штампу на конверте), то есть в шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. В силу пунктов 2, 3 статьи 48 НК РФ срок обращения с настоящим требованием в суд соблюден.

Поскольку административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 года в размере 32 448 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 151,69 руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2020 год в размере 8 426 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 39,39 руб., по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 959,48 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,95 руб., по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 249,16 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,25 руб., по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 2 406 руб., пени по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 21,47 руб., по уплате земельного налога за 2019 год в размере 23,00 руб., пени по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,21 руб., по уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 121 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 1,08 руб., с учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, проверив расчет задолженности и пени, который не оспорен административным ответчиком и который суд находит верным, суд находит заявленные требования в части взыскания страховых взносов, налогов и пени законными и подлежащими удовлетворению.

Довод административного ответчика о том, что исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование незаконно в связи с уведомлением налогового органа о прекращении осуществления предпринимательской деятельности и отсутствии возможности выполнить условия государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в местах лишения свободы, несостоятелен.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении этой деятельности производится в случае представления в регистрирующий орган необходимых документов - подписанного предпринимателем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, которое может быть подано заявителем в регистрирующий орган непосредственно или направлено по почте (статьи 8, 9, 11 и 22.3).

Вместе с тем в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Положениями главы 34 Налогового кодекса РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

Период отбывания наказания в местах лишения свободы в качестве основания для освобождения от уплаты страховых взносов в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ не поименован.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации о конституционно-правовом смысле отдельных норм статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», изложена в определениях от 12 апреля 2005 года № 164-0 и 12 мая 2005 года № 213-0.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о приемлемости жалоб граждан, считающих неконституционным законоположение о возложении на индивидуальных предпринимателей обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа независимо от того, имеют ли они доходы от предпринимательской деятельности и осуществляется ли ими фактически эта деятельность, указал, что отнесение индивидуальных предпринимателей, подверженных такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, исходя из того, что уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

То обстоятельство, что закон не освобождает от уплаты страховых взносов лиц, которые, имея статус индивидуального предпринимателя, фактически не занимаются предпринимательской деятельностью, а в результате вынуждены нести расходы по уплате страховых взносов за счет иных своих доходов, не свидетельствует о нарушении прав названной категории граждан, поскольку предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе в установленном порядке прекратить свой статус в любой момент путем обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Кроме того, суд учитывает, что административный ответчик не был лишен права на направление корреспонденции иным лицам и организациям, или возможности оформить доверенность на подачу заявлений на государственную регистрацию прекращения предпринимательской деятельности в силу следующего.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются, в том числе, доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы.

В силу частей 1, 5 статьи 20 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем.

Аналогичные нормы содержатся в «Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений» (утверждены приказом Минюста от 16 декабря 2016 года), в соответствии с которыми осужденные имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, пользоваться услугами адвокатов, иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества.

Суд находит обоснованными возражения налогового органа на отзыв административного ответчика о том, что установленный статьей 22.3 Федерального закона № 129-ФЗ перечень документов для внесения записи о прекращении Соколовым А.П. предпринимательской деятельности в регистрирующий орган не поступал. В соответствии с пунктом 2 статьи 22.4 Федерального закона № 129-ФЗ регистрирующим органом 18 ноября 2020 года принято решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя Соколова А.П. из ЕГРИП. Поскольку в регистрирующий орган не были направлены заявления (возражения) на решение о предстоящем исключении недействующего индивидуального предпринимателя, 11 января 2021 года внесена запись об исключении Соколова А.П. из ЕГРИП, как недействующего индивидуального предпринимателя в соответствии с пунктом 4 статьи 22.4 Федерального закона № 129-ФЗ. Доказательств признания записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя недействительной суду не представлено было.

Сам по себе факт нахождения в местах лишения свободы не подтверждает существования обстоятельств исключительного характера, которые объективно не позволили административному ответчику своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

При этом суд также учитывает, что в ответ на обращение административного ответчика по вопросу прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя налоговым органом подробно разъяснялся порядок процедуры в соответствии с законодательством РФ.

Доводы административного ответчика об освобождении от уплаты транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> и спорного земельного участка в связи с обращением на них взыскания по приговору суда, судом также признаются несостоятельными на основании следующего.

Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу приговором Княжпогостского районного суда Республики Коми от 06 февраля 2019 года (уголовное дело № 1-2/2019) на имущество Соколова А.П., а именно на 1/2 доли в праве на спорный земельный участок и автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <№>, VIN <№> <ДД.ММ.ГГГГ> года выпуска, обращено взыскание.

В силу пункта 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Земельные участки относятся к недвижимым вещам согласно статье 130 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, и право собственности.

На основании пункта 2 статьи 237 ГК РФ право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно выписке из ЕГРН спорным земельным участком на праве общей долевой собственности (1/2) владеет Соколов А.П. Перехода прав на спорный земельный участок к другому лицу не зарегистрировано.

Таким образом, начисление земельного налога произведено правомерно.

В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

Таким образом, взимание транспортного налога в случае ареста транспортного средства либо обращения на него взыскания по решению (приговору) суда прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета.

Согласно сведениям специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД РФ спорное транспортное средство до настоящего времени зарегистрировано за Соколовым А.П.

Положения подпункта 7 пункта 2 статьи 358 НК РФ содержат перечень объектов, которые не являются объектом налогообложения, в том числе транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Вышеуказанный перечень является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.

Документов, подтверждающих факт угона (кражи) спорных транспортных средств, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, оснований для перерасчета транспортного налога за указанный в административном иске период не имеется.

Разрешая требования о взыскания с административного ответчика почтовых расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, в соответствии со статьей 106 КАС РФ относятся почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами (пункт 6).

В соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

В силу части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе, уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Из вышеизложенного следует, что при подаче в суд административного искового заявления административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложить к административному иску уведомление о направлении иным лицам, участвующим в деле, копии административного иска с необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что административным истцом направлено в адрес административного ответчика административное исковое заявление с целью соблюдения требований части 7 статьи 125 КАС РФ посредством почтовой связи заказным письмом.

Стоимость пересылки заказного письма составила 56,00 руб., а стоимость дополнительной платы за пересылку (электронное почтовое уведомление) 18,75 руб., в связи с чем, налоговым органом понесены почтовые расходы в общем размере 74,75 руб.

Суд приходит к выводу, что указанные расходы являются необходимыми для принятия административного искового заявления к производству суда, и обоснованными, связаны с рассмотрением настоящего дела, а потому подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

На основании статьи 114 КАС РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой налоговый орган освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 1 545 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административный иск межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми удовлетворить.

Взыскать с Соколова Андрея Павловича, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <адрес>, регистрации не имеющего, отбывающего наказание в ФКУ ИК-1 <адрес> по адресу: <адрес>, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 года в размере 32 448 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 151,69 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за 2020 год в размере 8 426 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 39,39 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 959,48 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,95 руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01 января 2021 года по 11 января 2021 года в размере 249,16 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за период с 27 января 2021 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,25 руб., транспортный налог за 2019 год в размере 2 406 руб., пени по транспортному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 21,47 руб., земельный налог за 2019 год в размере 23,00 руб., пени по земельному налогу за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 0,21 руб., налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 121 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период со 02 декабря 2020 года по 02 февраля 2021 года в размере 1,08 руб., всего в размере 44 847,68 руб., а также судебные расходы, связанные с рассмотрением административного дела, в размере 74,75 руб.

Взыскать с Соколова Андрея Павловича в доход бюджета муниципального района «Княжпогостский» государственную пошлину в размере 1 545 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения 28 декабря 2021 года.

Вступившее в законную силу решение суда при условии его обжалования в апелляционном порядке может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт-Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья                                      Д.Е. Закидальский

2а-633/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми
Ответчики
Соколов Андрей Павлович
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Закидальский Дмитрий Евгеньевич
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
04.10.2021Регистрация административного искового заявления
04.10.2021Передача материалов судье
07.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
21.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее