Копия Дело № 2-276/018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Шварца А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Струзик М. В. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Российская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края в интересах Струзик М.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что прокуратурой Большемуртинского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части соблюдения работодателями законодательства об оплате труда. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В ходе проверки установлено, что Струзик М.В. работает в образовательном учреждении в должности завхоза с 20.05.1997 года. Работодателем в нарушение требований ст.ст. 316, 317 ТК РФ начисляется заработная плата ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Размер заработной платы истца в спорный период с апреля 2017 года по март 2018 года с учетом нормы рабочего времени, составил менее установленного минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, на который в последующем подлежат начислению северная надбавка в размере 30% и районный коэффициент в размере 30 %.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату исходя из представленного расчета за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 26 658 рублей 08 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Шварц А.В. заявленные требования поддержал по изложенным в иске доводам.
Истец Струзик М.В. в судебное заседание не явилась. Ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика МКОУ «Российская СОШ», представитель третьего лица – управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались своевременно, надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с приказом № от 20.05.1997 года истица Струзик М.В. работает в МКОУ «Российская средняя общеобразовательная школа» в должности завхоза.
В соответствии с условиями трудового договора от 24.08.2015 г. работнику устанавливается должностной оклад в размере 3 484 рубля, с иными выплатами компенсационного характера, включая районный и северный коэффициенты (30% каждый).
Из представленных сведений начисленная заработная плата истца в спорные периоды, при выполнении нормы рабочего времени, составила: в апреле-мае (без учета отпускных) 2017 года составила 10592 рубля в месяц, в июне, с учетом фактически отработанного рабочего времени –2389,44 рублей, в июле, с учетом фактически отработанного времени – 8147,68 рублей, в августе-декабре – 10 592 рубля в месяц, в январе-марте 2018 г. – 11 016 рублей в месяц.
Указанные сведения подтверждаются представленными в суд расчетными листками за апрель 2017 года – март 2018 года и ответчиком не оспариваются. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года № 164-ФЗ, Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 460-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ) с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции РФ (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями в размере - 1,30, применяется и на территории Большемуртинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
При указанных обстоятельствах, сумма задолженности по заработной плате, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, рассчитывается исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 в сумме 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 года - в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 года - в сумме 9 489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %.
Из материалов дела следует, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициента и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в период с 01.11.2016 года по 01.07.2017 года 12000 рублей (7500 х 1,3 х 1,3), в период с 01.07.2017 года по 01.01.2018 года - 12480 рублей (7800 х 1,3 х 1,3), с 01.01.2018 года – 15182,40 (9489 х 1,3 х 1,3).
Учитывая представленные сведения о начисленной заработной плате истца за период с апреля 2017 года по март 2018 года при условии выполнения нормы рабочего времени, суд считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату в пользу истца в следующих размерах в соответствии с представленным расчетом:
- в апреле-мае 2017 г., с учетом выполнения нормы рабочего времени, подлежала начислению заработная плата в размере 9 600 рублей, соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 2 816 рублей (12 000 – 10592) х 2;
- в июне 2017 г., с учетом фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 3 840 рублей (12 000/25 норма рабочего времени х 8 фактически отработано дней), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 450,56 рублей (3840 – 3389,44).
- в июле 2017 г., с учетом фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 9 600 рублей (12480/26 норма рабочего времени х 20 фактически отработано дней), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1452,32 рублей(9 600 – 8147,68).
- в августе-декабре 2017 года подлежала начислению заработная плата в размере 12 480 рублей, соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 9 440 рублей (12480-10592) х 5;
- в январе-марте 2018 года подлежала начислению заработная плата в размере 15182,40 рублей, соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 12499,20 рублей (15182,40-11 016) х 3;
Таким образом, за спорный период в пользу истца подлежит взысканию с работодателя недоначисленная заработная плата на общую сумму 26658,08 рублей.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требований прокурора Большемуртинского района Красноярского края удовлетворить, взыскать с муниципального казенного образовательного учреждения «Российская средняя общеобразовательная школа» в пользу Струзик М. В. недоначисленную заработную плату за период: апрель 2017 года – март 2018 года, в размере 26 658 рублей 08 копеек.
Взыскать с МКОУ «Российская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.Н. Лактюшина
Решение изготовлено в окончательной форме 25 июня 2018 года
Копия верна:
Судья Т.Н. Лактюшина