Решение по делу № 2-4854/2023 от 04.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2023 года                                 г. Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре Попцовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2023-005763-46 (производство № 2-4854/2023) по иску областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» к Соловьев Е.А. о взыскании неосновательного обогащения по мере социальной поддержки, почтовых расходов,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилось ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» с иском к Соловьев Е.А. о взыскании неосновательного обогащения по мере социальной поддержки, почтовых расходов. В обоснование иска указано, что <Дата обезличена> на основании заявления Соловьев Е.А. о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» принято решение о назначении Соловьев Е.А. государственной социальной помощи на основании социального контракта. <Дата обезличена> между ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» и Соловьев Е.А. заключен социальный контракт <Номер обезличен>. На основании указанного контракта Соловьев Е.А. оказана государственная социальная помощь в виде денежной выплаты в размере 258 000 рублей на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Соловьев Е.А., в свою очередь, обязался в период действия социального контракта с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программе социальной адаптации. Соловьев Е.А. согласно бизнес-плану, планировалась деятельность по производству меда и рамок для ульев. Прогноз финансовых результатов: прибыль 297 800 рублей, рентабельность 46,8 %, период окупаемости 1.07 лет. В месяц планируется обслуживать 49 клиентов (в среднем). Для реализации продукции будут заключены договоры с различными магазинами. Помимо этого будут осуществляться прямые продажи при помощи различных социальных сетей и мессенджеров. Также планируется участие в ярмарках. Соловьев Е.А. представил отчет о расходовании денежных средств с приложением подтверждающих документов, согласно которым, доход от осуществления предпринимательской деятельности составил 0 рублей. Документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, доход от нее, не представлены, также как и не представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин неосуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта. <Дата обезличена> принято решение <Номер обезличен> о прекращении выплаты по причине невыполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. <Дата обезличена> по адресу регистрации Соловьев Е.А. направлено уведомлении о расторжении социального контракта и предложено вернуть неправомерно полученные средства в размере 258 000 рублей в бюджет в добровольном порядке в срок до <Дата обезличена>. До настоящего времени денежные средства в бюджет от Соловьев Е.А. не поступили. Таким образом, истец полагает, что Соловьев Е.А. существенно нарушив условия социального контракта от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, неправомерно получил средства государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 258 000 рублей, поскольку факт осуществления предпринимательской деятельности ответчиком Соловьев Е.А. не подтвержден, что свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств. В связи с чем, истец ОГКУ«Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» просит суд взыскать с ответчика Соловьев Е.А. сумму неосновательного обогащения в размере 258 000 рублей, судебные расходы, понесенные истцом на почтовое отправление искового заявления в размере 245 рублей.

Истец ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени, дате и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Представитель просил суд рассмотреть дело без его участия.

Ответчик Соловьев Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело без его участия, направил в суд представителя.

В судебном заседании представитель ответчика Копытов Е. В. иск не признал, суду пояснил, что все денежные средства, полученные от истца в рамках заключенного договора, направил на приобретение необходимого оборудования, материалов, на прохождение лицензирования, на получение санитарного паспорта, и т.д., в частности, <Дата обезличена> ответчиком было приобретено различное оборудование и материалы для пчеловодства на сумму 65 442 рубля; <Дата обезличена> осуществил покупку оборудования - медогонки, на сумму 79 000 рублей; <Дата обезличена> ответчик обратился в ФГУП «Служба ветеринарии <адрес обезличен>», специалисты которой провели необходимые экспертные исследования имеющегося оборудования, помещений, инструментов, в результате этого мероприятия был составлен соответствующий акт обследования установленной формы, о соответствии пасеки установленным нормам и правилам, тем самым было получено официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности ответчика по разведению пчел и дано разрешение на реализацию готовой продукции; <Дата обезличена> ответчиком в ОГБУ «<адрес обезличен> СББЖ» был оформлен и получен санитарный паспорт пасеки, что позволило ответчику заниматься хозяйственной деятельностью на данной территории, непосредственно после этого, с целью соблюдения законодательства о предпринимательской деятельности, ответчик в установленном законом порядке заключил договор № <Номер обезличен> с негосударственным пенсионным фондом «Промагрофонд», куда оплачивал соответствующие пенсионные взносы; <Дата обезличена> ответчиком для дальнейшего осуществления своей предпринимательской деятельности по разведению пчел были приобретены медицинские препараты для дезинфекции пасеки, в соответствии и произведена оплата на сумму 990 рублей;<Дата обезличена> ответчик в соответствии с требованиями санитарного законодательства осуществил экспертные исследования с помощью соответствующих специалистов были отобраны соответствующие пробы готовой продукции (мёда) и получил экспертное заключение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о соответствии готовой продукции необходимым санитарным нормам и требованиям. Реализация готовой продукции осуществлялась по соответствующим договорам (оптом) и через кассовый аппарат (в розницу). Таким образом, ответчик указывает на то, что им в рамках оспариваемого социального контракта предпринимательская деятельность осуществлялась, полученные денежные средства он потратил на приобретение необходимых материалов и оборудования, а также, на необходимые заключения компетентных органов, предусмотренные и обязательные законом для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с чем, в иске просил отказать в полном объеме.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» удовлетворению не подлежат на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Закон Иркутской области от 19.07.2010 г. № 73-03 «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» в редакции, подлежащей применению к настоящим правоотношениям (далее - Закон Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области») в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина от себя лично (малоимущий одиноко проживающий гражданин) или от имени своей семьи (малоимущая семья) либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявления опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, вид государственной социальной помощи, а также сведения о желании заключить социальный контракт (статья 7 Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области»).

Статьей 9.1 вышеприведенного Закона предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Социальный контракт подписывается получателем государственной социальной помощи и руководителем учреждения либо лицом, уполномоченным руководителем учреждения на подписание социального контракта в соответствии с законодательством. К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная учреждением совместно с получателем государственной социальной помощи. В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации (часть 3 статьи 9.1 Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области»).

Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа (часть 4 статьи 9.1 Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области»).

Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям относятся: поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения. Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (часть 3 статьи 9.1 Закона Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области»).

Из имеющихся материалов дела судом установлено, что на основании заявления Соловьев Е.А. от <Дата обезличена> о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию: осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Иркутской области «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Иркутской области» ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» принято решение о назначении Соловьев Е.А. государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство подтверждается самим заявлением Соловьев Е.А. от <Дата обезличена> и решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о назначении Соловьев Е.А. государственной социальной помощи.

Так, предметом Социального контракта от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, заключенного между ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» и Соловьев Е.А., является сотрудничество между Управлением и заявителем Соловьев Е.А. по реализации мероприятий (действий, направленных на преодоление обстоятельств, которые ухудшают жизнедеятельность заявителя (его семьи), и последствия которых он (его семья) не может (не могут) преодолеть самостоятельно)), указанных в п. 1.2 Социального контракта и предусмотренных программой социальной адаптации согласно приложению 1 к настоящему Социальному контракту, при назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 1.1 Социального контракта).

В соответствии с п. 1.2 Социального контракта к мероприятиям (действиям), направленным на преодоление обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя (его семьи) и последствия которых он (его семья) не может (не могут) самостоятельно преодолеть относятся мероприятия на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2.1 Социального контракта размер государственной помощи по социальному контракту составляет 258 000 рублей, из которых в соответствии с п. 2.1.2 Социального контракта: 250 000 рублей – размер единовременной выплаты по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»; 8 000 рублей – стоимость прохождения профессионального обучения или получения профессионального образования.

Предоставление денежной выплаты и оплаты стоимости профессионального обучения или получения профессионального образования осуществляется путем перечисления денежных средств на счет заявителя, открытый в ПАО Сбербанк (п. 2.2 Социального контракта).

В свою очередь, в соответствии с условиями Социального контракта, Соловьев Е.А., как получатель выплаты, обязался: в период действия социального контракта с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации (пп. «в» п. 4.1.5 Социального контракта); представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программе социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к социальному контракту (пп. «е» п. 4.1.5 Социального контракта).

В соответствии с п. 3.3.2 Социального контракта Управление вправе принять решение о прекращении оказания государственной социальной помощи и досрочном расторжении социального контракта в одностороннем порядке в течение 10 календарных дней со дня установления невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно программе социальной адаптации (Приложение 1 к Социальному контракту от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, на февраль 2022 года Соловьев Е.А. запланировано: регистрация в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; консультация в .... приобретение оборудования (ульев, медогонки, воскотопки и т.д.), предоставление отчета о проделанной работе, прохождение обучения в ФГБУОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А.Ежевского».

С марта 2022 года по январь 2023 года запланировано осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно бизнес-плану, Соловьев Е.А. планировалась деятельность по производству меда и рамок для ульев. Прогноз финансовых результатов: прибыль 297 800 рублей, рентабельность 46,8 %, период окупаемости 1.07 лет. В месяц планируется обслуживать 49 клиентов (в среднем). Для реализации продукции будут заключены договоры с различными магазинами. Помимо этого будут осуществляться прямые продажи при помощи различных социальных сетей и мессенджеров. Также планируется участие в ярмарках.

В соответствии с финансовым планом, с декабря 2021 по ноябрь 2022 года запланировано 580 продаж, валовая выручка планируется в размере 348 000 рублей, прибыль - 279 620 рублей.

Из имеющихся материалов дела видно, что ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» со своей стороны осуществлена выплата денежных средств в размере 258 000 рублей в пользу Соловьев Е.А. в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, что подтверждается справкой ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» от <Дата обезличена> и отчетом по счету Соловьев Е.А. <Номер обезличен>, открытого в ПАО Сбербанк, из которой видно, что денежные средства на счет Соловьев Е.А. поступили <Дата обезличена>.

Как следует из доводов иска, в период действия Социального контракта Соловьев Е.А. представил в Управление отчет о расходовании денежных средств с приложением подтверждающих документов, согласно которым, доход от осуществления предпринимательской деятельности составил 0 рублей. При этом, документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, доход от нее, Соловьев Е.А. не представлены, также как и не представлены документы, подтверждающие наличие уважительных причин неосуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта.

В связи с чем, Управлением <Дата обезличена> принято решение <Номер обезличен> о прекращении выплаты по причине невыполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации и <Дата обезличена> по адресу регистрации Соловьев Е.А. направлено уведомлении о расторжении социального контракта и предложено вернуть неправомерно полученные средства в размере 258 000 рублей в бюджет в добровольном порядке в срок до <Дата обезличена>. Однако, до настоящего времени, денежные средства ответчиком Соловьев Е.А. не возвращены.

В обоснование своих доводов истцом суду представлены: отчет Соловьев Е.А. от <Дата обезличена>, согласно которому, Соловьев Е.А. предоставил следующую информацию о выполнении мероприятий программы социальной адаптации: <Дата обезличена> – постановка на налоговый учет; покупка оборудования (станок с комплектующими 65 442 рубля, воскотопка – 14 000 рублей, медогонка – 65 000 рублей, пчелосемьи – 70 000 рублей, ульи – 36 000 рублей, обучение – 8 000 рублей). К отчету приложены подтверждающие документы (накладные, чеки, квитанции, руководство по эксплуатации станка, паспорт на воскотопку, паспорт на медогонку, договор купли-продажи, акты приема-передачи, договор об образовании, удостоверение о повышении квалификации).

<Дата обезличена> Соловьев Е.А. предоставлен отчет, согласно которому, доход от осуществления предпринимательской деятельности составляет 0 рублей, что связано с сезонностью работы. Аналогичный отчет предоставлен Соловьев Е.А. <Дата обезличена>, <Дата обезличена> и <Дата обезличена>. К своим отчетам Соловьев Е.А. приложил выписку по счету об отсутствии каких-либо оборотов по счету.

Поскольку, согласно доводам истца, Соловьев Е.А. документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности, доход от нее, или документы, подтверждающие наличие уважительных причин неосуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, не представил, Управлением <Дата обезличена> принято решение о прекращении выплаты Соловьев Е.А. денежной выплаты в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности, что подтверждается самим решением ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

В последующем, <Дата обезличена> ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» направило в адрес Соловьев Е.А. уведомление <Номер обезличен> о прекращении социального контракта, в котором сообщило Соловьев Е.А. о необходимости возврата в бюджет выплаченных денежных средств в качестве государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности в размере 258 000 рублей в срок до <Дата обезличена>.

Ответчик, Соловьев Е.А., возражая против иска, указывает на то, что фактически он осуществлял предпринимательскую деятельность, осуществлял мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, деньги использовал только по целевому назначению, однако, какой-либо доход предпринимательская деятельность не принесла.

Из представленных ответчиком документов, которые исследованы судом, следует, что на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя Соловьев Е.А. поставлен <Дата обезличена>, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на <Дата обезличена>. Из указанной выписки видно, что основным видом деятельности Соловьев Е.А. по ОКВЭД является пчеловодство медового направления, в качестве дополнительных видов деятельности указаны: разведение лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряд непарнокопытных, разведение сельскохозяйственной птицы, пчеловодство, разведение кроликов и прочих пушистых зверей на фермах и другое.

<Дата обезличена> ответчиком было приобретено различное оборудование и материалы для пчеловодства на сумму 65 442 рубля; <Дата обезличена> ответчик осуществил покупку оборудования - медогонки на сумму 79 000 рублей; <Дата обезличена> ответчик обратился в ФГУП «Служба ветеринарии <адрес обезличен>», специалисты которой провели необходимые экспертные исследования имеющегося оборудования, помещений, инструментов, в результате этого мероприятия был составлен соответствующий акт обследования установленной формы, о соответствии пасеки установленным нормам и правилам, тем самым было получено официальное разрешение на осуществление предпринимательской деятельности ответчика по разведению пчел и дано разрешение на реализацию готовой продукции; <Дата обезличена> ответчиком в ОГБУ «<адрес обезличен> СББЖ» был оформлен и получен санитарный паспорт пасеки, после этого ответчик заключил договор № <Номер обезличен> с негосударственным пенсионным фондом «....»; <Дата обезличена> ответчиком были приобретены медицинские препараты для дезинфекции пасеки и произведена оплата на сумму 990 рублей; <Дата обезличена> ответчик получил экспертные исследования, были отобраны пробы готовой продукции (мёда), о чем получено экспертное заключение <Номер обезличен> от <Дата обезличена> о соответствии готовой продукции необходимым санитарным нормам и требованиям.

Реализация готовой продукции, согласно возражениям ответчика, осуществлялась по соответствующим договорам (оптом) и через кассовый аппарат (в розницу), о чем ответчиком Соловьев Е.А. суду представлены кассовые чеки SP_Продукты пчеловодства ИП Соловьев Е.А. от июля 2022 года.

Таким образом, представленными в дело доказательствами подтверждается, что Соловьев Е.А. в период действия Социального контракта выполнены практически все мероприятия, запланированные программой социальной адаптации, а именно: <Дата обезличена> Соловьев Е.А. поставлен на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя; приобретено оборудование (ульи, медогонка, воскотопка и т.д.); пройдено обучение в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; предоставлен отчет о проделанной работе. Не представлено ответчиком только доказательств получения консультации в центре «....».

В финансовом плане указано, что пчелосемьи, ульи, медогонку, воскотопку, а также станок для производства рамок, ответчик Соловьев Е.А. планирует приобрести за счет средств социальной выплаты на общую сумму 250 000 рублей, в остальной части затраты для запуска бизнеса запланированы за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено и истцом не отрицалось, что указанное оборудование (ульи, медогонка, воскотопка, пчелосемьи и станок с комплектующими) приобретены ответчиком в период действия Социального контракта, согласно программе социальной адаптации, о чем Соловьев Е.А. представил в Управление отчет от <Дата обезличена> и подтверждающие документы, которые также представил и суду. Также Соловьев Е.А. пройдено обучение в ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского», о чем получено удостоверение рег. номер <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчиком Соловьев Е.А. приобретено необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, осуществлены мероприятия, запланированные программой социальной адаптации, за исключением консультации в центре «...., осуществление предпринимательской деятельности осуществлялось, также в запланированный программой социальной адаптации период, что соответствует условиям заключенного с ним социального контракта.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 26.02.2018 N 10-П указал на то, что, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

В качестве признаков недобросовестного поведения ответчика, свидетельствующего о необходимости возврата полученной социальной помощи, истец указывает на не представление ответчиком отчетности, подтверждающей факт осуществления предпринимательской деятельности, и несвоевременное предоставлении такой отчетности.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, мероприятия, запланированные программой социальной адаптации, ответчиком Соловьев Е.А. выполнены (за исключением консультации в центре «Мой бизнес»), денежные средства, выплаченные Соловьев Е.А., использованы им по целевому назначению, о чем представлены подтверждающие документы, факт осуществления предпринимательской деятельности в судебном заседании установлен, нарушений, при которых выплаченная государственная социальная поддержка подлежит возврату ответчиком не допущено и судом не установлено.

Доказательств недобросовестного поведения со стороны ответчика по использованию предоставленных ему в качестве социального пособия денежных средств материалы дела не содержат, и судом не установлено.

Таким образом, учитывая требования закона, установленные обстоятельства, оценивая представленные доказательства, каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что не нашли своего подтверждения доводы истца о недобросовестном поведении со стороны ответчика при использовании предоставленных ему в качестве социального пособия денежных средств, в связи с чем исковые требования ОГКУ «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» к Соловьев Е.А. о возврате выплаченных денежных средств в качестве неосновательного обогащения удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме, то ходатайство истца о взыскании почтовых расходов, понесенных на отправку копии иска ответчику, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» к Соловьев Е.А. о взыскании неосновательного обогащения по мере социальной поддержки, почтовых расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                      Смирнова Т.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 декабря 2023 года.

2-4854/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ОГКУ "УСЗН по городу Иркутску"
Ответчики
Соловьев Евгений Анатольевич
Суд
Свердловский районный суд г. Иркутск
Судья
Смирнова Татьяна Викторовна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.irk.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2023Передача материалов судье
06.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.10.2023Предварительное судебное заседание
10.10.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2023Предварительное судебное заседание
01.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.11.2023Предварительное судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
15.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее