Решение по делу № 2-212/2023 (2-1081/2022; 2-4757/2021;) от 10.12.2021

Производство №2-212/2023

(уникальный идентификатор дела

91RS0024-01-2021-008578-95)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 марта 2023 года                             г. Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Дацюка В.П., при секретаре Козак К.В.,

с участием представителя истца и третьего лица Ляхович Е.В. Есиной Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жарких Валерия Григорьевича к администрации города Ялты Республики Крым о взыскании компенсации материального ущерба и морального вреда,

третьи лица: Муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная организация-1 города Ялта» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Ляхович Екатерина Валерьевна,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением, в котором просит взыскать с ответчика ущерб, причиненный в результате затопления квартиры, в размере 2126082 рубля, стоимость утраченного имущества в размере 196962 рубля, компенсацию морального вреда в связи с затоплением в размере 400000 рублей, судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и постоянно проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, которая принадлежит истцу на праве собственности. Данная квартира состоит из двух комнат, общая площадь 62,3 кв.м., жилой 36,1 кв.м. <дата> в городе Ялта из-за отсутствия ливневой канализации (дождевая канализация), неверно спланированной части дороги, неподлежащей эксплуатации дамбе в русле реки Водопадная, вследствие выпадения обильных осадков, произошло затопление жилого <адрес>. Факт причинения указанных повреждений зафиксирован и подтверждается актом о последствиях залива квартиры от <дата>, расположенной по адресу: РК, <адрес>, утвержденным руководителем М.У.П « РЭО-1» <адрес>. На основании заключения №<номер> от 28.06.2021г. об определении рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного затоплением моей квартиры, выданного ООО Альтернатива-Э., стоимость работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, составляет 2126028 (два миллиона сто двадцать шесть тысяч восемьдесят два) рубля. Рыночная стоимость объектов движимого имущества приведенных в не рабочее состояние и не подлежащих ремонту составляет 196 962 (сто девяносто шесть тысяч девятьсот шестьдесят два) рубля. Не смотря на обращения в Администрацию г. Ялта, до настоящего времени возмещение ущерба в полном объеме не произведено. После выплаты в размере 100000 руб., назначение: финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости, у истца был гипертонический криз, стали частыми панические атаки, потеря трудоспособности, моральные страдания вызванные безысходностью положения, стала развиваться депрессия. <дата> в Администрацию г. Ялты была направлена претензия о возмещении ущерба причиненного заливом квартиры, 23.09 2021 г. получен ответ, что в настоящее время, в рамках Постановления Правительства РФ от 16.10.2019г. №<номер>, для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены указанный перечень передан в соответствующие органы государственной власти РК..., полагает, что претензия оставлена без должного внимания, налицо бездействие органов власти, в настоящее время истец проживает в сыром помещении, с падающей штукатуркой, без элементарных бытовых приборов, с аварийной электропроводкой и с максимальными тратами на лекарственные препараты.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя, которая поддержала исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, заблаговременно.

Под надлежащим извещением судом принимается возвращение почтовой корреспонденции за истечением срока хранения, вручение извещения представителю стороны (ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 113, 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Информации о дате и месте рассмотрения дела была своевременно размещена на официальном сайте Ялтинского городского суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом и заблаговременно.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы настоящего гражданского дела и представленные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и их взаимной связи в совокупности, а установленные судом обстоятельства с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> на основании свидетельства о праве собственности от <дата> являются собственниками <адрес>.

<дата> комиссией МУП «РЭО -1» составлен акт о последствиях залива названной квартиры в связи с выходов из берегов реки Водопадная (чрезвычайная ситуация природного характера).

Из материалов дела следует, что <дата> <данные изъяты> обращался в администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о выплате стоимости восстановительного ремонта в размере 2126082 рубля, стоимость утраченного движимого имущества в размере 196962 рубля.

Аналогичная претензия направлена и <дата>.

Данные обращения оставлены без удовлетворения, о чем истцу сообщено письмом Департамента по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от <дата> №<номер>, письмом межведомственной комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений, о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от <дата> №<номер>.1-40/1.

Как установлено судом, постановлением Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от <дата> №<номер> на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым был объявлен режим чрезвычайной ситуации с <дата> (в связи с ухудшением погодных условий, выразившихся в выпадении обильных осадков, подъеме воды в руслах рек).

Согласно подпунктам «д» и «е» пункта 2.1 Постановления Совета министров Республики Крым от <дата> №<номер> «О порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Совета министров Республики Крым» бюджетные ассигнования резервного фонда, выделяемые на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, используются на следующие цели:

д) оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

е) оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества:

гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Постановлением администрации города Ялта от <дата> №<номер>-п утвержден «Порядок расходования средств, поступивших в бюджет муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым из резервного фонда Совета министров Республики Крым для финансового обеспечения и (или) возмещения непредвиденных расходов для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости гражданам, пострадавшим в результате, чрезвычайной ситуации, сложившейся <дата> в связи с обильным выпадением осадков и подтопления на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»

Согласно пунктам 2-7 данного порядка право на получение финансовой помощи имеют граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации (далее - пострадавшие граждане) в связи с утратой ими имущества первой необходимости:

- за частично утраченное имущество первой необходимости в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей на человека;

- за полностью утраченное имущество первой необходимости в размере 100000 (сто тысяч) рублей на человека.

Предоставление пострадавшим гражданам финансовой помощи, предусмотренной настоящим пунктом, осуществляется однократно.

Пострадавшими гражданами в соответствии с настоящим Порядком являются граждане, утратившие полностью или частично личное имущество, а также условия жизнедеятельности которых ухудшились в результате чрезвычайной ситуации, чьи жилые помещения, домовладения пострадали от подтопления 18 июня 2021 г., являющиеся собственниками жилых помещений, нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

К имуществу первой необходимости для целей настоящего Порядка относятся: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), стиральная машина, водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями, окна, двери.

Финансовая помощь пострадавшим гражданам выделяется в соответствии со списками, утвержденными Администрацией города Ялта Республики Крым, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.

Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи утратой ими имущества первой необходимости, составляются в зависимости от степени утраты имущества (с частичной утратой и полной утратой).

Степень утраты имущества первой необходимости определяется на основании актов осмотра имущества пострадавших граждан, составленных комиссией по определению ущерба от возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации города Ялта Республики Крым.

Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент социальной политики Администрации города Ялта Республики Крым (далее - Департамент).

Сумма финансовой помощи составляет:

- в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей за частично утраченное имущество первой необходимости из расчета на одно жилое помещение;

- в размере 100000 (сто тысяч) рублей за полностью утраченное имущество первой необходимости из расчета на одно жилое помещение.

Согласно справке от 17 декабря 2021 года №<номер> о назначенных мерах социальной поддержки и начисленных суммах, выданной Департаментом социальной политики администрации города Ялты Республики Крым, <данные изъяты> оказана следующая помощь в связи с названным происшествием:

единовременная материальная помощь гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайно ситуации по ЛК «Граждане Российской Федерации, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации», в размере 10000 рублей (июль 2021 года);

финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости по ЛК «Граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации с полностью утраченным имуществом первой необходимости», в размере 100000 рублей (июль 2021 года);

материальная помощь семья, оказавшимся в экстремальных условиях по ЛК «Граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации с полностью утраченным имуществом первой необходимости» в размере 75000 рублей (август 2021 года);

материальная помощь семьям, оказавшимся в экстремальных ситуациях по ЛК «Семьи, оказавшиеся в экстремальных ситуация», в размере 10000 рублей (августа 2021 года).

Всего оказана помощь в связи с затоплением на сумму 195000 рублей.

Правильность оказания мер социальной поддержки, размер выплаченных сумм истцом не оспаривается, в настоящем случаем предметом оценки и рассмотрения судом не является.

Определением Ялтинского городского суда Республики Крым от <дата> по настоящему гражданскому делу назначено проведение комплексной судебной строительно-технической и оценочной экспертизы, проведение которой поручено экспертам Общества с ограниченной ответственностью «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» (298600, <адрес>

На разрешение экспертов поставлены вопросы:

Каковы причина возникновения затопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имевшего место <дата> (в том числе в связи с учетом эксплуатации и содержания имеющихся гидротехнических сооружений, элементов благоустройства)?

Какова стоимость восстановительного ремонта, в том числе с учетом стоимости поврежденного и (или) уничтоженного имущества, в результате затопления квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, имевшего место <дата>, на дату проведения экспертизы, на дату затопления?

Согласно заключению эксперта от <дата> №<номер> причиной возникновения затопления спорной квартиры, имевшего место <дата> (в том числе в связи с учетом эксплуатации и содержания имеющихся гидротехнических сооружений, элементов благоустройства): потоп 18 июня 2021 года с объявлением режима ЧС; отсутствие ливнестока на <адрес>; наличие бетонного сооружения по типу плотины на <адрес>

Стоимость восстановительного ремонта, в том числе с учетом стоимости поврежденного и (или) уничтоженного имущества, в результате затопления квартиры, имевшего место <дата> на дату проведения экспертизы, на дату затопления составляет 2120356 рублей (стоимость техники – 181020 рублей, стоимость движимого имущества – 255890 рублей, стоимость работ и услуг по проведению ремонта – 1518166 рублей).

При этом из исследовательской части заключения следует, что <дата> выпала месячная норма осадков за 6 часов, то есть 133 мм, что составляет 133 литра на 1 кв.м.

Согласно информации Гидрометцентра «с полуночи до 06.00 в г. Ялте выпало от 42 мм осадков, что соответствует месячной норме, при этом на «Ай-Петри» выпало 84 мм осадков, что превышает месячную норму в 72 мм.

Если осадки представлять в литрах на 1 кв.м., соотношение прямое - 1 мм, соответствует 1 литру на 1 кв.м.

То есть 10 мм - это 10-ти литровое ведро на 1 кв.м., 0,5 мм - пол- литровая бутылка на 1 кв.м., 0,2 мм - стакан воды на 1 кв.м, на 1 кв.м., т.е. 51 литр/1 кв.м.

Умеренный дождь дает 5-6 мм осадков, сильный - около 15-20 мм, ливень - более 30 мм.

То есть в день затопления квартиры № №<номер> суточная норма осадков превышала действующую норму, воды текла по речке, ударялась в подпорную стену, меняла направление потока, ударялась в подпорную стену вдоль <адрес>, что привело к разрушению стены и попаданию потока воды с речки - на <адрес>, в последствии и во двор домовладения.

В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценив экспертное заключение, суд не усматривает оснований сомневаться в его достоверности, поскольку оно проведено с использованием необходимых законодательных актов, стандартов и правил экспертной деятельности, нормативной документации.

Выводы эксперта изложены последовательно, полно, содержат исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, неясностей и противоречий не содержат, основаны на анализе и сопоставлении всех материалов дела, представленных на экспертизу, согласуются с имеющимися в деле документами.

Судом учитывается, что экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

К заключению эксперта от <дата> №<номер>-КСТЗ, выполненного АНО «Европейский Центр Судебных Экспертов плюс», выполненного по постановлению нотариуса Симферопольского городского нотариального округа Республики Крым <данные изъяты> регистрационный №<номер> суд относится критически, поскольку имеются существенные нарушения порядка назначения таковой экспертизы нотариусом.

Так, в соответствии со ст. 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или административном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

В постановлении нотариуса не указаны основания, дающие основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным, учитывая, что экспертизы проведена <дата>.

Более того, <данные изъяты> обратился в суд с настоящим исковым заявлением <дата>, исковое заявление принято к производству суда <дата>, возбуждено гражданское дело.

Из разъяснений, приведенных в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и часть 2 статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате не допускают возможности обеспечения нотариусом доказательств по делам, находящимся в производстве суда. Однако в силу части 1 статьи 102 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате до возбуждения гражданского дела в суде нотариусом могут быть обеспечены необходимые для дела доказательства (в том числе, посредством удостоверения содержания сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени), если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

Таким образом, нотариусом назначено проведение экспертизу по делу, находящемуся в производстве суда.

Также, нотариусом поставлены следующие вопросы:

определить рыночную стоимости объектов движимого имущества (бытовой техники, техник для ремонта и электроники), находящейся в квартире <адрес> Республики Крым) в момент затопления из-за обильных осадков, произошедшего <дата>;

определить рыночную стоимость работ и материалов, необходимых для устранения ущерба причиненного квартире (<адрес> Республики Крым) путем затопления, произошедшего <дата>;

предоставить локальный сметный расчет (базисно-индексным методом) по капитально ремонту <адрес>

Эксперты же отвечали на вопросы, которые нотариусом не ставились:

что усугубило последствия затопления придомовой территории и <адрес>

какие ремонтно-строительные мероприятия необходимо провести для исключения подтопления и залива придомовой территории и <адрес>

При таком положении данное заключение не может быть принято судом в качестве допустимого доказательства. Судом также учитывается, что лицом, проводившим данное исследование, не приведено каким образом бы предложенные им меры, позволили бы исключить залив в условиях, имевших место <дата>, в связи с чем был объявлен режим ЧС.

В силу статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") к вопросам местного значения отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, организация в границах муниципального, городского округа, электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Из анализа указанных норм следует, что осуществление мероприятий, направленных на организацию водоотведения, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

На основании статьи 1 Федерального закона от <дата> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно статье 7 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

Таким образом, обязанность по принятию мер, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в целях создания благоприятных условий для жизни и здоровья населения, возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Таким образом, реализация такого способа защиты как возмещение ущерба (убытков) возможна только при наличии в совокупности четырех условий: факта причинения истцу вреда, совершения ответчиком противоправных действий (бездействия), причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика и наступившим у истца вредом, виной причинителя вреда. Причинная связь признается юридически значимой, если поведение причинителя непосредственно вызвало возникновение вреда. Вред, возмещаемый по правилам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен быть вызван действиями причинителя вреда. Для удовлетворения требований о возмещении вреда необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Как уже указывалось выше, постановлением Главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от <дата> №<номер> на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым был объявлен режим чрезвычайной ситуации с <дата> (в связи с ухудшением погодных условий, выразившихся в выпадении обильных осадков, подъеме воды в руслах рек).

Факт чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым <дата>, в частности в русле реки «Водопадная», вдоль которой проходит <адрес> и где расположен дом истца, является общеизвестным, дополнительному доказыванию в свою очередь не подлежит (ч. 1 ст. 61 ГПК РФ).

Из заключения судебной экспертизы, названной выше, следует, что в результате обследования установлено, что помещения <адрес> расположены ниже уровня отметки земли выше расположенной дороги, указанные помещения подвергались заливу примерно до середины стены здания. Причинами возникновения затопления спорной квартиры, имевшего место <дата> (в том числе в связи с учетом эксплуатации и содержания имеющихся гидротехнических сооружений, элементов благоустройства) названы: потоп <дата> с объявлением режима ЧС; отсутствие ливнестока на <адрес>; наличие бетонного сооружения по типу плотины на <адрес>

Вместе с тем, суд, изучив материалы дела, заключение эксперта, в том числе и данные о размере выпавших осадков, приходит к убеждению, что сами по себе наличие бы ливнестока на <адрес> и отсутствие бетонного сооружения по типу плотины на <адрес> при режиме ЧС и обстоятельствах потопа <дата> не исключили бы залив квартиры истца, не способствовали бы уменьшению причиненного вреда, следовательно, не влекут сами по себе возникновение обязанности по возмещению вреда истцу, поскольку основной причиной затопления является как раз чрезвычайная ситуации.

В соответствии с п. п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Исследовав представленные сторонами доказательства, в том числе находящиеся в открытом доступе материалы (фото- и видео- в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», позволяющие установить суду и проверить доводы о масштабах чрезвычайного происшествия, в том числе интенсивности и уровне воды в реке Водопадная), суд приходит к убеждению о том, что причинно-следственная связи между действиями (бездействиями в сфере благоустройства) ответчика и причинением ущерба имуществу истца, отсутствует.

Федеральный закон от <дата> N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и подзаконные акты, принятые в соответствии с указанным Законом, а также нормативные акты органов субъекта Федерации Республики Крым, не предусматривают полного возмещения вреда, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Жарких Валерия Григорьевича, паспорт серии №<номер>, о взыскании компенсации материального ущерба и морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья                     В.П. Дацюк

Мотивированное решение составлено в окончательной форме 23 марта 2023 года

2-212/2023 (2-1081/2022; 2-4757/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Жарких Валерий Григорьевич
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Совет Министров Республики Крым
Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ялты Республики Крым
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Крым
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым
Муниципальное унитарное предприятие "Ремонтно-эксплуатационная организация-1 города Ялта" муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Ляхович Екатерина Валерьевна
представитель Жарких В.Г. - Есина Галина Геннадьевна
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Дацюк Вадим Петрович
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.12.2021Передача материалов судье
13.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.02.2022Предварительное судебное заседание
03.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.03.2022Предварительное судебное заседание
09.11.2022Производство по делу возобновлено
09.11.2022Предварительное судебное заседание
09.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2022Судебное заседание
17.02.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее