Решение по делу № 2-280/2017 от 06.02.2017

Дело № 2-280/17

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

27 апреля 2017 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре К.Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дубны к Администрации г. Дубны о понуждении к совершению действий по принятию в муниципальную собственность низковольтных электрических сетей и по иску Б.В.Г. к Администрации г. Дубны о признании незаконным бездействия, понуждении включить в реестр муниципального имущества низковольтные электрические сети и передать их на обслуживание сетевой организации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Дубны обратился в суд с иском к Администрации г. Дубны об обязании принять в муниципальную собственность низковольтные сети, пролегающие от распределительных подстанций до внутренних распределительных устройств в жилых домах, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес>, а также низковольтные сети от распределительных подстанций до внутренних энергопринимающих устройств в жилых домах поселка «Кентавр» по <адрес> и <адрес>.

В обоснование требований прокурор указал, что в 2016 году на основании коллективного обращения жителей поселка «Кентавр» прокуратурой г. Дубны была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения требований Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям. А именно, в нарушение пунктов 1, 2, 16.1 Правил, положений инвестиционного контракта по строительству малоэтажных жилых домов, заключенного администрацией города с ООО СФ «Кентавр», и дополнительных соглашений к нему, администрацией в муниципальную собственность приняты не в полном объеме инженерные коммуникации электроснабжения, созданные в процессе инвестирования и строительства объектов, в частности в муниципальную собственность не приняты низковольтные сети, пролегающие от распределительных подстанций РП № 9,10,5,6,7,9а,11,12,8 от РП 9 до внутренних распределительных устройств в жилых домах, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес> набережная и <адрес>, а также низковольтные сети от распределительных подстанций до внутренних энергопринимающих устройств в жилых домах поселка «Кентавр» по <адрес> набережная, <адрес>, а также низковольтные сети от распределительных подстанций РП № 1,2,3,4 до внутренних распределительных устройств в жилых домах поселка «Кентавр» по <адрес> набережная, <адрес> и <адрес>. Данное бездействие администрации <адрес> влияет на безопасность жителей и может привести к возникновению аварийных происшествий, имеющих негативные последствия для неопределенного круга лиц.

Б.В.Г. подан иск к Администрации г. Дубны, с учетом неоднократно уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ требований, истец просит суд признать незаконным бездействия администрации г. Дубны и обязании включить в реестр муниципального имущества низковольтный кабель, пролегающий вне зоны ответственности истца: от границы земельного участка, принадлежащего Б.В.Г., до РП и передать его на обслуживание сетевой организации.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на те обстоятельства, что ДАТА администрацией г. Дубны было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию трансформаторной подстанции ТП-270 с сетями электроснабжения и распределительными щитами. Данное оборудование вместе с ТП-270 представляет собой единый комплекс всех наружных сетей энергоснабжения, технологически присоединенных к индивидуальным жилым домам. ДАТА заместителем главы администрации г. Дубны М.В.Б. было издано распоряжение -р о передаче ООО «СФ «Кентавр» вышеуказанного оборудования в муниципальную собственность. Пунктом 4 данного распоряжения определено Комитету по управлению имуществом г.Дубны включить в реестр муниципальной собственности имущество, указанное в данном распоряжении. 24.04. 2014 года трансформаторная подстанция ТП-270 с сетями энергоснабжения и распределительными щитами была внесена в государственный кадастр недвижимости согласно кадастровому паспорту. Однако наружные электрические сети, технологически присоединенные от распределительных щитов РП до индивидуальных жилых домов, включая низковольтный кабель, технологически присоединенный к дому истца, расположенному по адресу: <адрес>, в нарушение действующего законодательства об электроэнергетике, в настоящее время в реестр муниципального имущества не внесен и не передан в эксплуатацию сетевой организации. Поскольку низковольтный кабель, технологически присоединенный от РП-7 к жилому дому истца, никем не обслуживается, создается угроза жизни истца. На истца незаконно возложены обязательства по эксплуатации низковольтного кабеля, и он необоснованно признан владельцем имущества, являющегося муниципальной собственностью, что подтверждается распоряжением администрации города -р. Акта о передачи муниципального имущества Б.В.Г. не составлялось.

Определением Дубненского городского суда от ДАТА гражданское дело по иску прокурора г. Дубны к Администрации г. Дубны о понуждении к совершению действий по принятию в муниципальную собственность низковольтных электрических сетей и гражданское дело по иску Б.В.Г. к Администрации г. Дубны о признании незаконным бездействия, понуждении включить в реестр муниципального имущества низковольтные электрические сети и передать их на обслуживание сетевой организации объединены в одно производство.

Представитель ответчика - Администрации г. Дубны по доверенности С.В.В. исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в соответствии с которым Администрацией города по обращению ООО «СФ «Кентавр» были в муниципальную собственность все передаваемые объекты электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями законодательства. Для принятия в муниципальную собственность имущества необходимыми документами являются выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения об имуществе, выписка из ЕГРП о зарегистрированных правах на это имущество. До настоящего времени ООО «СФ «Кентавр», которое является застройщиком данных электрических линий, с заявлением в Администрацию города для приемки выполненных работ не обращалось. Технических документов, исполнительной и разрешительной документации также не представлено. В свою очередь сетевая организация должна составить акт разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности по актуальным границам на момент передачи. Требования прокурора г. Дубны о принятии в муниципальную собственность низковольтных кабелей, ведущих непосредственно в жилые дома от распределительных подстанций до внутренних распределительных устройств, противоречат пункту 16.1 Правил. В связи с изложенным, просит в исках прокурору г. Дубны и Б.В.Г. отказать.

Представитель третьих лиц - МУП «Электросеть» и «Мособлэнерго» Г.Е.С., действующая на основании доверенностей от ДАТА и от ДАТА, пояснила, что инженерные коммуникации электроснабжения, электрические сети, находящиеся в поселке «Кентавр» принимались на балансовую и эксплуатационную ответственность МУП «Электросеть» на основании Приложения к Распоряжению Администрации -р «О передаче в муниципальную собственность» и согласно Приказам МУП «Электросеть» от ДАТА -ОД «О приемке в техническую эксплуатацию трансформаторной подстанции КТП-270 с сетями электроснабжения 6 кВ», № ЮЗ-ОД «О внесении изменений в приказ МУП «Электросеть» -ОД» от ДАТА, на основании которых МУП «Электросеть» составлены акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и ответственности сторон. По мере передачи объектов электросетевого хозяйства в муниципальную собственность, данные объекты принимались в техническую эксплуатацию и на баланс МУП «Электросеть», являющуюся городской сетевой компанией. Спорные низковольтные кабели в эксплуатацию сетевой организации переданы не были и эксплуатировались застройщиком самостоятельно. Учитывая вышеперечисленное, оснований для признания указанных сетей бесхозными и принятия их на баланс в качестве таковых не представляется возможным в силу не соответствия установленной на то процедуры, регламентированной ст. 225 ГК РФ. Требования прокурора г. Дубны о принятии в муниципальную собственность низковольтных кабелей, ведущих непосредственно в жилые дома от распределительных подстанций до внутренних распределительных устройств, противоречат пункту 16.1 и п.п. «а» п. 25 Правил. В соответствии с данными нормами - точка присоединения к электрической сети должна быть вынесена из жилого дома на границу земельного участка, иначе эксплуатировать кабель, проходящий по земельному участку, находящемуся в частной собственности не представляется возможным. Кроме того, точка присоединения не может располагаться далее 25 метров внутри границ земельного участка, на котором располагаются присоединяемые объекты. Принятие в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, возведенные не специализированной организацией, производится в соответствии с инструкцией И 1.13-07.

ДАТА МУП «Электросеть» как имущественный комплекс, электросетевое имущество из муниципальной собственности города Дубны передано в собственность Московской области и принято на обслуживание АО «Мособлэнерго». В связи с чем, в настоящее время МУП «Электросеть» не является сетевой организацией.

Представитель третьего лица –ООО «СФ «Кентавр» Г.С.М., действующая на основании доверенности, пояснила, что при создании электросетевого имущества поселка «Кентавр» в 2007 году ООО «СФ «Кентавр» действовало в соответствии с Правилами. В тот период времени предельное расстояние от точки присоединения энергопринимающих устройств до границы земельного участка владельца не регламентировалось. В связи с чем, нарушений по технологическому присоединению энергопринимающих устройств допущено не было.

Представитель третьего лица – ПАО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав стороны и их представителей, третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования прокуратуры г. Дубна и Б.В.Г. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ДАТА Администрацией города Дубны Московской области, в лице П.В.Э., действующего на основании Устава города Дубны, и обществом с ограниченной ответственностью «Строительная фирма «Кентавр» (Далее по тексту - ООО «СФ «Кентавр»), в лице директора А.В.Ф., действующего на основании Устава Общества, заключен инвестиционный контракт № И-003 по реализации проекта строительства поселка малоэтажных домов «Кентавр» (Далее по тексту - Инвестиционный контракт).

Предметом Инвестиционного контракта является реализация Инвестиционного проекта по строительству малоэтажных жилых домов «Кентавр», в том числе инвестиции в муниципальное жилье и объекты инфраструктуры поселка (для Администрации).

ДАТА между Администрацией города Дубны Московской области и ООО «СФ «Кентавр» заключено дополнительное соглашение к Инвестиционному контракту № И-003 от ДАТА (Далее по тексту -Дополнительное соглашение).

Дополнительным соглашением установлена реализация инвестиционного проекта строительства 16 малоэтажных домов, таунхауса, магазина-кафе и здания жилищно-коммунального управления, на земельном участке общей площадью 23 284 кв.м.

В рамках реализации инвестиционного проекта ООО «СФ «Кентавр» обязуется за счет собственных и привлеченных средств произвести строительство вышеуказанных объектов, размером общей площади примерно 4581 кв.м.

Согласно п. 3.5 Дополнительного соглашения, создаваемые в процессе инвестированияистроительства объектов, указанных в Контракте инженерные коммуникации электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации, телевидения, объекты благоустройства являются муниципальной собственностью и до сдачи объектов по Инвестиционному контракту № И-003 от ДАТА в эксплуатацию, в соответствии с исполнительной документацией, подлежат в установленном порядке передаче на обслуживание уполномоченной Администрацией организации.

ДАТА заместителем главы Администрации города Дубны Московской области с целью реализации п. 3.5 Дополнительного соглашения издано распоряжение -р «О передаче в муниципальную собственность» (Далее по тексту - Распоряжение).

Пунктом 1 Распоряжения заместителя главы установлено, что в связи с вводом в эксплуатацию трансформаторной подстанции ТП-270 с сетями электроснабжения и распределительными щитами, расположенными примерно в 87 м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>, и обращением ООО «СФ «Кентавр», Администрация города Дубны принимает в муниципальную собственность трансформаторную подстанцию ТП-270 и подходящие к ней кабели, расположенные по указанному адресу, согласно приложению к данному Распоряжению.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения заместителем главы Администрации города Дубны предложено ООО СФ «Кентавр» передать в установленном порядке на баланс Комитета по управлению имуществом города Дубны Московской области имущество, указанное в п. 1 Распоряжения, а исполнительно-техническую документацию - в МУП«Электросеть».

В пункте 3 Распоряжения заместителем главы Администрация города Дубны предложено ООО «СФ «Кентавр» подписать акт приема-передачи имущества, указанного в п. 1 Распоряжения.

Пунктом 4 Распоряжения Комитету по управлению имуществом города Дубны Московской области поручено включить в реестр муниципальной собственности имущество, указанное в п. 1 Распоряжения. Приложением к данному Распоряжению является «Перечень имущества, входящего в состав объекта: «Трансформаторная подстанция 270 с сетями электроснабжения и распределительными щитами», расположенного по указанному адресу».

Согласно данному Перечню заместителем главы Администрация города Дубны к принятию в муниципальную собственность предложено следующее имущество: трансформаторная подстанция 270 с сетями электроснабжения площадью 53,0 кв.м. и наружные сети электроснабжения 0,4 кВ протяженностью 2418 м от места врезки до ТП -270 кабель АБбл 3x185 6кВ, протяженностью трассы 220,00 м, протяженность линии 440 м от ТП 270 до РП РП №№ 9, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8, от РП 9 до РП 10.В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества города Дубны Московской области от ДАТА вышеуказанная трансформаторная подстанция с сетями электроснабжения является муниципальной собственностью города Дубны.

В реестр муниципального имущества города Дубны Московской области от ДАТА включены сети электроснабжения протяженностью 728 кв.м, находящиеся по адресу: Московская область, г. Дубна, ул.<адрес>, в состав которых входит РП являются муниципальной собственностью, согласно приложению к Распоряжению первого заместителя главы Администрации от ДАТА -Р «О передаче в муниципальную собственность» в редакции постановления Администрации г. Дубны от ДАТА ПА-798 «О внесении изменений в распоряжение первого заместителя главы Администрации «О передаче в муниципальную собственность» от ДАТА -Р».

ДАТА МУП «Электросеть» на основании Распоряжения от ДАТА -р от «О передаче в муниципальную собственность» и Приказа МУП «Электросеть» -ОД «О приемке в техническую эксплуатацию трансформаторной подстанции КТП-270 с сетями электроснабжения 6 кВ» приняло в техническую эксплуатацию указанную трансформаторную подстанцию с сетями электроснабжения.

ДАТА МУП «Электросеть» на основании Распоряжения -р от ДАТА и Приказов МУП «Электросеть» № ЮЗ-ОД «О внесении изменений в приказ МУП «Электросеть» -ОД от 26.11.2012» приняло в техническую эксплуатацию низковольтные кабели от КТП 270 до РП РП №,10,5,6,7,9а,11,12,8, от РП 9 до РП 10.

В период с 2009 года по настоящее время жителями домов, расположенных на территории поселка «Кентавр» при обеспечении потребности в электроэнергии, заключаются договоры электроснабжения, неотъемлемой частью которых является акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и ответственности сторон. Из актов разграничения балансовой принадлежности электросетей и ответственности сторон, составленных между ООО СФ «Кентавр» (в период с 2009 по 2012 г.г.), МУП «Электросеть» (в период с 2012 по настоящее время) и собственниками жилых домов по адресу: <адрес>, д.д. ; <адрес> набережная д.д. ; <адрес> д.д. следует, что в границе балансовой ответственности МУП «Электросеть» находятся ТП -270, РУ 6 кВ, РУ 0,4кВ, трансформаторы, низковольтный кабель ВБбШв 4x185 кв.м..

В границе балансовой ответственности ООО СФ «Кентавр» согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и ответственности сторон находятся распределительные подстанции РП РП№, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8 по линии кабельных наконечников низковольтных кабелей.

На балансовой ответственности собственников жилых домов, в соответствии с данными актами находятся низковольтные кабели ВБбШв4x16 кв.мм (4x10 кв.мм) от нижних контактов автоматического выключателя 8233 распределительных подстанций до внутреннего энергопринимающего устройства в доме.

Пунктами 3.2 и 3.5 Дополнительного соглашения к Инвестиционному контракту № И-003 от ДАТА предусмотрено, что после выполнения работ по созданию инфраструктуры в виде технических- инженерных сетей (коммуникаций), созданных в процессе инвестирования и строительства объектов согласно Инвестиционному контракту № И-003 от ДАТА, администрация принимает в муниципальную собственность указанные технические средства в установленном порядке. Создаваемые в процессе инвестирования и строительства объекта инженерные коммуникации, в т.ч. электроснабжения, являются муниципальной собственностью.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДАТА осуществлен прием ТП- 270 с сетями энергоснабжения и распределительными щитами (РП). Из выписки реестра муниципального имущества г. Дубны от ДАТА следует, что в собственности муниципального образования находится трансформаторная подстанция ТП-270 с сетями электроснабжения и распределительными щитами, а также наружные сети электроснабжения 6 кВ и 0.4 кВ протяженностью 2418 м..

Таким образом, Распоряжением заместителяАдминистрации города Дубны от ДАТА -р «О передаче в муниципальную собственность» при определении границ и протяженности имущества, входящего в состав объекта строительства в рамках Инвестиционного контракта от ДАТА № И-003, подлежащего принятию в муниципальную собственность с последующей передачей на балансовую и эксплуатационную ответственность сетевой организации МУП «Электросеть», низковольтные сети от трансформаторных подстанций до распределительных пунктов (щитов) в муниципальную собственность не приняты.

В связи с вышеизложенным, ДАТА прокуратурой города Дубны руководителю Администрации города принесен протест на данное распоряжение с требованием о приведении его в соответствии с требованиями действующего законодательства, который Администрацией города рассмотрен и удовлетворен. Однако принятыми Администрацией города Дубны Московской области мерами не в полном объеме устранены нарушения законодательства об электроэнергетике.

Так 31.10.2016 года администрацией города Дубны Московской области издано постановление «О внесении изменений в распоряжение заместителя Администрации «О передаче в муниципальную собственность от ДАТА -Р» ПА-799 и постановление «О внесении изменений в распоряжение первого заместителя главы Администрации «О передаче в муниципальную собственность от ДАТА -Р». В соответствии с данными постановлениями в перечень муниципального имущества включено: здание трансформаторной подстанции ; наружные сети электроснабжения 0,4 кВ трансформаторной подстанции ; сети электроснабжения; трансформаторная подстанция 270 с сетями электроснабжения и распределительными щитами, расположенными примерно в 87 м по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>; наружные сети электроснабжения 6 кВ и 0,4 кВ, расположенные примерно в 87 м. по направлению на юго-восток от ориентира: <адрес>.

Согласно приказов по МУП «Электросеть» -ОД от ДАТА и -ОД от ДАТА во исполнение распоряжения заместителя главы Администрации г. Дубны -Р от ДАТА с изменениями, внесенными постановлением ПА-799, в техническую эксплуатацию сетевой организации принята КТП-270 с оборудованием, трансформаторы, высоковольтные кабели, низковольтные кабели от КПП 270 до Распределительных устройств (РП).

Однако в части принятия в муниципальную собственность низковольтных сетей, пролегающих от распределительных подстанций РП РП №, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8 (ТП 270) до внутренних энергопринимающих устройств в жилых домах, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес>, а также низковольтные сети от распределительных подстанций РП РП №, 2, 3, 4 (ТП 256) до внутренних энергопринимающих устройств в жилых домах поселка «Кентавр» по <адрес>, Администрацией города Дубны Московской области, как об этом было указано в протесте прокурора г. Дубны, решение администрацией города не принято.

Основанием для включения в реестр муниципальной собственности имущества является издание постановления руководителем Администрации города Дубны Московской области о принятии в муниципальную собственность спорного имущества. Однако до настоящего времени такого постановления не принято, поручения о включении в реестр муниципальной собственности вышеуказанных низковольтных сетей руководителем Администрации города Дубны Московской области не выпущено.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к общим принципам организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики отнесен принцип обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 38 вышеуказанного Закона, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований Правил технической эксплуатации электростанций и сетей.

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Приказом Росстандарта Российской Федерации от 12.12.2014 года N 2018-ст, к объектам недвижимости относятся линии электропередачи со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, низковольтные кабели ВБбШВ по наконечникам силового кабеля на вводе электросчетчика в ЩО жилого дома, отходящие от трансформаторной подстанции и , расположенные в поселке «Кентавр» в реестре муниципального имущества муниципального образования "город Дубна" не значатся и муниципальной собственностью муниципального образования не являются (письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Дубны от 09.08. 2016 г. N 108-00211-159).

Сведений о регистрации права собственности на указанное спорное имущество в реестре учета объектов недвижимого имущества г. Дубны и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.

В соответствии с пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и статьи 133.1 Гражданского кодекса РФ, спорные низковольтные кабели, отходящие от РП являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит регистрации.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 о разграничении государственной собственности в Российской Федерации объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети и т.д.), за исключением входящих в состав имущества предприятий, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Исходя из содержания статей 14, 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа электроснабжения отнесена к вопросам местного значения.

Таким образом, данное имущество предназначено для решения вопросов местного значения и, соответственно, должно быть отнесено к муниципальному имуществу.

Вместе с тем суд находит заслуживающими внимание доводы представителя ответчика о том, что указанные низковольтные сети не могут быть переданы муниципалитету в заявленном объеме. При этом суд учитывает следующее.

Государственное регулирование отношений между организациями электроэнергетической отрасли и потребителями услуг по электроснабжению призвано, как обеспечить доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности организаций - участников данных правоотношений. В соответствии с этим Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" в качестве одного из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике называет обеспечение недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка (пункт 1 статьи 20). Согласно пункту 1 статьи 21 и пункту 3 статьи 26 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.

В целях содействия развитию конкуренции на рынке производства и сбыта электрической энергии, защиты прав потребителей электрической энергии Правительство Российской Федерации постановлением от 27 декабря 2004 г. N 861 утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, которые определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг (далее - Правила).

В пункте 2 Правил даны определения понятий акта разграничения балансовой принадлежности электросетей, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, точки поставки, точки присоединения к электрической сети и другие. Согласно данному пункту Правил акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям, определяющий границы балансовой принадлежности; акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон - это документ, составленный сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства; точка поставки - это место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности электросетей - в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики); точка присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил N 861, граница балансовой принадлежности представляет собой линию раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Из подпункта "д" пункта 7, пункта 19 Правил N 861 следует, что составление акта о технологическом присоединении и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности представляет собой заключительный этап процедуры технологического присоединения.

Правила технологического присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.

В силу положений пункта 16.1 Правил № 861, заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию.

Для целей настоящих Правил под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Договор об осуществлении технологического присоединения в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" является публичным. В соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Согласно Федеральному закону "Об электроэнергетике" по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (пункт 1 статьи 26).

В пункте 25 Правил технологического присоединения Правительство Российской Федерации определило состав технических условий для заявителей, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 данных Правил.

Так, согласно подпункту "а(2)" пункта 25 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителя должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

В пункте 25(1) Правил технологического присоединения Правительство Российской Федерации определило состав технических условий для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 данных Правил.

Распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией) а(2)).

При осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в объектах капитального строительства, не относящихся к многоквартирным домам, под границей участка заявителя понимается подтверждаемая правоустанавливающими документами граница земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, в составе которого находятся принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства заявителя.

В технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны, в том числе точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя.

Из схем расположения энергопринимающих устройств (от ТП до РП и от РП до ВРП в жилых домах) следует, что точки присоединения к жилым домам в распределительных устройствах (РП) расположены на расстоянии более 25 метров от границ с земельными участками жителей поселка «Кентавр».

Таким образом, требование прокурора г. Дубны о включении низковольтных линий в муниципальную собственность в пределах границ земельных участков собственников будет противоречить Правилам технологического присоединения, в связи с чем, требования прокурора г. Дубны подлежат удовлетворению в части передачи в муниципальную собственность низковольтных кабелей до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, т.е. до границ земельных участков их собственников.

Рассматривая исковые требования Б.В.Г., суд учитывает следующее.

В силу требований Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, положений Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), договор энергоснабжения может быть заключен и, соответственно, может исполняться исключительно при наличии надлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к сетям сетевой организации.

В соответствии с пунктами 7, 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), пункта 2 Правил недискриминационного доступа, технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителя к электрической сети сетевой организации подтверждается наличием Акта балансового разграничения, оформляемого с сетевой организацией.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил недискриминационного доступа акт разграничения балансовой принадлежности электросетей - это документ, составленный в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) физических и юридических лиц к электрическим сетям (далее - энергопринимающие устройства), определяющий границы балансовой принадлежности. Акт разграничения балансовой принадлежности составляется в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (установок) к электрическим сетям. Он необходим для осуществления поставки абоненту электрической энергии, то есть для заключения договора энергоснабжения.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со ст. 35 настоящего Федерального закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Согласно ч. 1 ст. 38 названного Закона субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

"Сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.

Таким образом, поскольку граница эксплуатационной ответственности Б.В.Г. определяется в границах его участка, в силу положений вышеуказанных правовых норм, муниципальное образование должно включить в реестр муниципального имущества низковольтный кабель, проходящий от РП7 до границы земельного участка Б.В.Г., находящийся в зоне ответственности сетевой организации, которая несет балансовую и эксплуатационную ответственность до границ участка истца, что соответствует положению п. 16.1 Правил и передать его на обслуживание ООО «Мособлэнерго», которое в соответствии с Соглашением о консолидации электросетевого имущества г. Дубны Московской области от ДАТА и Решением № РС-9(32)-94/37 от ДАТА в настоящее время является сетевой организацией.

Поскольку требования Б.В.Г. о включении в реестр муниципального имущества низковольтных сетей, и требования прокурора <адрес> о передаче в муниципальную собственность низковольтных сетей, пролегающих от распределительных подстанций РП РП №, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8 (ТП 270) до границ земельных участков, предоставленных под малоэтажное строительство жилых домов, расположенных в поселке «Кентавр» затрагивают права неопределенного круга лиц, суд в силу положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, во избежание предъявления новых однородных исков, считает возможным выйти за пределы исковых требований в части включения в реестр муниципального имущества и передачи на обслуживание сетевой организации низковольтных сетей поселка «Кентавр» от РП до границ земельных участков жителей поселка, указанных в иске прокурора г. Дубны.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Дубны к Администрации г. Дубны о понуждении к совершению действий по принятию в муниципальную собственность низковольтных электрических сетей - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г. Дубны Московской области в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность низковольтные сети, пролегающие от распределительных подстанций РП РП №, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8 (ТП- 270) до границ земельных участков, предоставленных под малоэтажное строительство жилых домов, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес>, а также низковольтные сети от распределительных подстанций РП РП №, 2, 3, 4 (ТП - 256) до границ земельных участков, предоставленных под малоэтажное строительство жилых домов, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес>.

Исковые требования Б.В.Г. к Администрации г. Дубны о признании незаконным бездействия, понуждении включить в реестр муниципального имущества низковольтные электрические сети и передать их на обслуживание сетевой организации - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Дубны по не включению в реестр муниципального имущества низковольтных сетей, пролегающих от границ земельных участков собственников жилых домов до распределительных подстанций(РП).

Обязать Администрацию г. Дубны Московской области в срок один месяц со дня вступления решения суда в законную силу внести в реестр муниципального имущества низковольтные сети, пролегающие от распределительных подстанций РП РП №, 10, 5, 6, 7, 9а, 11, 12, 8 (ТП -270) до границ земельных участков, предоставленных под малоэтажное строительство жилых домов, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес>, а также низковольтные сети, пролегающие от распределительных подстанций РП РП №, 2, 3, 4 (ТП - 256) до границ земельных участков, предоставленных под малоэтажное строительство жилых домов, расположенных в поселке «Кентавр» по <адрес> и передать их на обслуживание сетевой организации ОАО «Мособлэнерго».

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено: ДАТА

Судья

2-280/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Белоусов В.Г.
Ответчики
Администрация города Дубна
Другие
АО "Московская областная энергосетевая компания"
ПАО "Мосэнергосбыт"
ООО "СФ "Кентавр"
МУП "Электросеть"
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
06.02.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2017Передача материалов судье
08.02.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2017Судебное заседание
16.03.2017Судебное заседание
28.03.2017Судебное заседание
30.03.2017Судебное заседание
17.04.2017Судебное заседание
27.04.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее