Судья Игушева И.В. УИД 11RS0001-01-2023-018095-15
Дело № 12-94/2024
(дело в суде первой инстанции № 5-26/2024)
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Щенникова Е.В., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев 03 апреля 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу ООО «Автобус43» на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Автобус43»,
установил:
Государственным инспектором Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Коми МТУ Ространснадзора по СЗФО в отношении ООО «Автобус43» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса.
Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда от 29 января 2024 года ООО «Автобус43» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми ООО «Автобус43» выражает несогласие с названным постановлением городского судьи, ставит вопрос об его отмене, как постановленного с нарушением процессуальных норм.
Возражений доводам жалобы материалы дела не содержат.
В судебное заседание защитник ООО «Автобус43» не явился, будучи извещенным надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в связи с чем, на основании статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившегося лица, явку которого обязательной не нахожу.
Должностное лицо административного органа, составившее протокол по делу об административном правонарушении, Карманова Е.Н. поддержала квалификацию действий Общества по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанную в протоколе, пояснив дополнительно, что протокол об административном правонарушении составлялся на основании поступивших документов, в том числе актов, зафиксировавших допущенное правонарушение.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 поименованного Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами в соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ «О навигационной деятельности», в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
В силу пункта 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Подпунктом "д" пункта 8 Постановления Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» определены требования к лицензиату, включающие, в том числе обязанность допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Из положений постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» следует, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат автомобильные транспортные средства, используемые, в том числе для перевозки пассажиров (подпункт «г» пункта 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 года № 2216 утверждены «Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации» (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации.
Согласно пункту 3 Правил, транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей следующим требованиям: а) соответствует требованиям технического регламента; б) обеспечивает определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - система): в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта; в региональные, муниципальные и иные информационные системы (по решению собственника (владельца) транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи); в) предусматривает наличие персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы.
Исходя из пункта 4 Правил, при оснащении транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается установка аппаратуры спутниковой навигации на транспортном средстве и ее идентификация в системе.
В соответствии с пунктом 6 Правил идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в системе следующих сведений:
- государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), марка, модель, категория транспортного средства в соответствии с техническим регламентом, год изготовления транспортного средства, серия, номер, дата выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства и паспорта транспортного средства (электронного паспорта транспортного средства);
- идентификационный номер аппаратуры спутниковой навигации и идентификационный номер персональной универсальной многопрофильной идентификационной карты абонента, содержащей профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей функционирование системы;
- наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющегося собственником (владельцем) транспортного средства, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения, телефон, адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что по итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе оператором системы оформляется свидетельство в электронном виде и направляется на адрес электронной почты собственника (владельца) транспортного средства, размещенный в системе в соответствии с пунктом 6 названных Правил, в течение 24 часов после такой идентификации.
Как следует из материалов дела и установлено судьей городского суда, <Дата обезличена> года в 09:45, по адресу: <Адрес обезличен> на основании Решения о проведении постоянного рейда от 01.09.2023 № 1 был проведен осмотр автотранспортного средства в процессе его эксплуатации: г.р.з. ..., марка (модель) ..., наименование (тип) автобус, свидетельство о регистрации ТС <Номер обезличен> от 18.06.2019, собственник ФИО7. Путевой лист № <Номер обезличен> от 24.11.2023, выданный перевозчиком ООО «Автобус43», под управлением гражданина ФИО8. (водитель), используемое при осуществлении лицензируемого вида деятельности, связанного с коммерческой перевозкой пассажиров автобусами лицензиата, по междугороднему маршруту «...». В ходе указанной проверки установлено, что транспортное средство не оснащено в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, чем нарушены требования части 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности»; п/п 1.1 приложения №1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» TP ТС 018/2011, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877; пунктов 3, 8 приказа Минтранса РФ от 22.12.2020 №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категория М2, МЗ и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», ст. 3.2 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
По указанному факту 18 декабря 2023 года в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 793 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административная ответственность по части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В силу примечания 2 к названной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу положений пункта 39 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года № 1616, к грубым нарушениям лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами при осуществлении лицензируемой деятельности отнесено нарушение одного из лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а", "д", "з" - "к" и "н" пункта 8 названного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании.
Подпунктом "д" пункта 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования: допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Частью 10 статьи 19.2 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса, вмененный ООО «Автобус43» является формальным, следовательно, в данном случае не требуется наличие факта наступления каких-либо негативных последствий.
Судья городского суда, установив, что при осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта ООО «Автобус43» грубо нарушены лицензионные требования при осуществлении лицензируемой деятельности, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о наличии в действиях ООО «Автобус43» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а именно: протоколу об административном правонарушении от 18 декабря 2023 года № 793, общедоступных сведений из Единого государственного реестра юридических лиц следует, и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривается, что последнее имеет лицензию АСС–43-351292 от 08 августа 2018 года на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, на праве собственности осуществляет эксплуатацию транспортного средства г.р.з. <Номер обезличен> марка (модель) ..., наименование (тип) автобус, свидетельство о регистрации ТС <Номер обезличен> от 18.06.2019, водитель указанного транспортного средства ФИО9. осуществлял перевозку пассажиров по междугороднему автобусному маршруту «Киров-Сыктывкар-Киров», при этом транспортное средство не было оснащено аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также иными материалами дела, которые получили надлежащую оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обжалуемом судебном акте.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доводы жалобы об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого противоправного деяния состоятельными признать нельзя, так как собранная по делу доказательная база является достаточной для установления наличия квалифицирующих признаков состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае юридическое лицо, являясь лицензиатом транспортного средства, обязано соблюдать при осуществлении предпринимательской деятельности установленные законодателем требования, доказательств принятия лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению в материалах дела не имеется.
Указание в жалобе на необходимость квалификации вменяемого Обществу административного правонарушения по статье 20.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не основано на законе.
Несогласие лица, подавшего жалобу, с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Иная оценка лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обстоятельств дела не свидетельствует об ошибочности выводов судьи суда нижестоящей инстанции и незаконности вынесенного по делу решения.
Административное наказание назначено ООО «Автобус43» в пределах санкции части 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений статьи 4.1.2 указанного Кодекса.
Постановление о привлечении ООО «Автобус43» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принцип презумпции невиновности не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Автобус43» оставить без изменения, жалобу ООО «Автобус43» - без удовлетворения.
Судья Е.В. Щенникова