УИД 21RS0№-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя процессуального истца заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 - помощник прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Валерьянова С.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики о возложении обязанности создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры,
у с т а н о в и л :
Заместитель Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 обратилсяв защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики (далее по тексту - МБОУ «СОШ №» <адрес>) о возложении обязанности обустроить уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений, и обеспечить пандусом или подъемным устройством в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании образовательными учреждения <адрес> и <адрес> Чувашской Республики, в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ «СОШ №» <адрес> уборная для маломобильных групп населения не обустроена, и что вход в образовательное учреждение пандусом для маломобильных групп населения не обустроен, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вносилось представление в адрес директора МБОУ «СОШ №» <адрес> об устранении выявленных нарушений и недопущению впредь.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - МБОУ «СОШ №» <адрес> и третьего лица - администрации <адрес> Республики, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, каких-либо возражений по существу иска и сведений о причинах неявки суду не представили.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу статьи 9 Конвенции «О правах инвалидов» меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который гарантирует инвалидам социальную защиту, представляющую собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (часть 1 статьи 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач Российской Федерации как социального государства.
В соответствии с перечнем основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения («СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №) общеобразовательные учреждения отнесены к зданиям общественного назначения, соответственно, на них распространяется действие положений статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пунктам 2 и 3 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пункт 9 части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» предусматривает, что охрана жизни и здоровья является основным правом обучающихся.
На основании пункта 3 части 4 статьи 41 данного Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются в том числе обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно пункту 3 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ №, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Приказа Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» в целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают в том числе для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Согласно пункту 6.3.1 «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» во всех зданиях, где должны быть санитарно-бытовые помещения для посетителей, следует предусматривать специально оборудованные для инвалидов универсальные и доступные кабины в уборных. При этом должна быть обеспечена доступность уборных общего пользования для людей с нарушениями зрения и нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Пунктом 6.3.2 данных Правил установлено, что уборные для маломобильных групп населения размещаются как внутри туалетных блоков - доступные кабины, так и с автономным входом - универсальные кабины. В каждом доступном для маломобильных групп населения здании, сооружении при наличии уборных для посетителей должна быть, как минимум, одна универсальная кабина уборной.
В соответствии с пунктом 6.3.3 указанных Правил в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений по пункту 6.3.5.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (пункт 3 статьи 2), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусматривающего, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно уставу МБОУ «СОШ №» <адрес>, размещенному на официальном сайте образовательной организации, школа является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «<адрес> Республики» для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (пункт 1.2 устава).
Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «<адрес> Республики» (пункт 1.4 устава).
Школа от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами (пункт 1.8 устава).
Имущество школы закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является муниципальное образование «<адрес> Республики» (пункт 4.1 устава).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики проведена проверка законодательства о защите прав инвалидов и законодательства об образовании.
В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении - МБОУ «СОШ №» <адрес> не приняты меры, направленные на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а именно уборная для маломобильных групп населения не обустроена поручнями и складными сидениями, а также вход в учреждение не обустроен пандусом. По результатам выявленных нарушений в адрес администрации МБОУ «СОШ №» <адрес> направлены представления (л.д.№).
Согласно письмам МБОУ «СОШ №» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ разработана проектная сметная документация на капитальный ремонт здания школы, где предусматриваются мероприятия по обеспечению доступа маломобильных групп населения в здание школы. Вместе с тем данные мероприятия приостановлены ввиду залития грунтовыми водами подвала здания и появившихся трещин на капитальных стенах. После корректировки проектного решения проектные мероприятия будут продолжены (л.д.№).
Из технических паспортов на здание МБОУ «СОШ №» <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что пандус для маломобильных групп населения не предусмотрен (л.д.№).
Законные требования прокурора до настоящего времени не выполнены, в связи с чем административным ответчиком нарушены права маломобильных групп населения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что отсутствие беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры МБОУ «СОШ №» <адрес> является нарушением прав, гарантированных Конституцией РФ, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и что обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Суд считает, что МБОУ «СОШ №» <адрес> для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки, с учетом объема работ и материальных затрат разумно определить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление заместителя Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики о возложении обязанности создать условия маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики оборудовать уборную для маломобильных групп населения путем установки стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики обеспечить беспрепятственным доступом для маломобильных групп населения путем устройства пандуса или подъемного устройства в здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» <адрес> Республики государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования «<адрес> Республики» в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.