Дело № 2а-783/2021
УИД: 91RS0001-01-2021-001302-56
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:
председательствующего – судьи Домниковой М.В.,
при секретаре – Остапенко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Симферополе административное дело по административному иску Капран Зои Петровны, Турчик Валентины Ивановны к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Администрации <адрес>, начальнику управления земельных ресурсов Терентьевой В.С. о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Администрации <адрес>, в котором просил суд: признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> по возврату заявления Тариевой Кристины Генриховны, действующей в интересах Турчик Валентины Ивановны и Капран Зои Петровны от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию <адрес> устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления Турчик Валентины Ивановны и Капран Зои Петровны об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ, поданного от их имени представителем по доверенности Тариевой К.Г.
Исковые требования мотивированы тем, что Капран Зое ФИО6 принадлежит на праве собственности ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданное государственным нотариусом 2-й Симферопольской государственной нотариальной конторой ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, Турчик Валентине Ивановне принадлежит на праве собственности ? доля жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6 на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, реестр №. С целью получения в собственность расположенного под указанным жилым домом земельного участка, истцы, через своего представителя подали в Администрацию <адрес> заявление от ДД.ММ.ГГГГ входящий № о предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, площадью 1490 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, шт. Комсомольское, <адрес>, пер. Советский, <адрес>, в порядке ч.7 ст. 18 Закона Республики Крым №-ЗРК/2015 от ДД.ММ.ГГГГ, приложив к заявлению документы, предусмотренные пунктом 1 ст. 39.15 ЗК РФ, а именно: копии документов удостоверяющие личность Капран З.П., Турчик В.И.; схемы расположения земельного участка в 10 экземплярах, копию свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, копию свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ №, сообщение об объектах недвижимости, копию паспорта представителя и копию доверенности, копию письма МКУ департамент развития муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № МКУ «Департамент развития муниципальной собственности» Администрации <адрес> направил в адрес представителя истцов ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому заявление истцов возвращено, при этом заявление не было рассмотрено, по существу, ответ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № о возврате заявления о согласовании схемы расположения земельного участка получен представителем истцов только ДД.ММ.ГГГГ, в результате рассмотрения письменного обращения. Причинами возврата заявления истцов о согласовании схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ послужило то, что к заявлению приложены правоустанавливающие документы, подтверждающие регистрацию права собственности на 1/2 долю домовладения Капран З.П., однако документы, подтверждающие осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности в размере 1/2 доли жилого дома с кадастровым номером 90:22:010701:259 не приложены; в ЕГPH сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют, Департамент, указывает, что заявителям необходимо предоставить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности в целом у участников общей собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка. Истцы считают, что поданное заявление от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено не надлежаще, не в соответствии с административным регламентом, приведенные основания невозможности рассмотрения указанного заявления не соответствуют требования закона, поскольку истцами были приложены правоустанавливающие документы на жилой дом в целом (л.д. 3-10).
Определением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечен начальник управления земельных ресурсов МКУ Департамента развития муниципальной собственности Администрации <адрес> Терентьева В.С.
В судебное заседание административные истцы не явились, извещены надлежащим образом, в адрес суда от административных истцов поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебное заседание представители административных ответчиков - Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Администрации <адрес> и административный ответчик начальник Управления земельных ресурсов Терентьева В.С. не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие не подавали.
С учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив доводы иска, изучив письменные возражения, представленные ранее представителем административного ответчика Администрации <адрес>, исследовав материалы административного дела, и исследовав все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был предусмотрен переходный период со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ. По отдельным вопросам с учетом их социальной, экономической, политической и правовой составляющей, а также предполагаемой динамики интеграции данный Федеральный конституционный закон устанавливает иные сроки.
Так, судом установлено, что Турчик Валентина Ивановна является собственником ? доли жилого дома, с соответствующей долей надворных построек, находящегося по адресу: <адрес>, переулок Советский, 6, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО8, реестр № (л.д. 14).
Капран Зоя ФИО6 является собственником ? доли жилого дома, с соответствующей долей надворных построек, находящегося по адресу: <адрес>, переулок Советский, 6, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного государственным нотариусом ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, реестр № (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ Турчик В.И., Капран З.П., посредством своего представителя Тариевой К.Г., действующей на основании доверенности, обратились к главе Администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6, с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство, в целях его предоставления бесплатно в собственность, на основании п. 7 ст. 18 ЗРК №.
Согласно ответа начальника управления земельных ресурсов Терентьевой В.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент развития муниципальной собственности, рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ № по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по пер. Советский, 6 в <адрес> возвратило заявление.
Основанием для возврата заявления истцов от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно указанного ответа послужило то, что к заявлению приложены правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности в размере ? доли домовладения (Капран З.П.), при этом приложено свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № (Турчик В.И.). однако документы, подтверждающие осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности в размере ? жилого дома с кадастровым номером 90:22:010701:259, хозяйственных строений, на основании вышеуказанного свидетельства, не приложены; в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу, отсутствуют; таким образом необходимо предоставить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности в целом у участников общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (л.д. 54-56).
Так, согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения сроков на обращение в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Как указывает представитель административных истцов в исковом заявлении, о наличии ответа начальника управления земельных ресурсов Терентьевой В.С. от ДД.ММ.ГГГГ №, истцам стало известно из письма заместителя начальника земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес представителя истцов Тариевой К.Г. и полученного ею ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16).
К указанному ответу и был приложен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела следует, что ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, был получен представителем истцом ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует оттиск штемпеля почтового отправления на почтовом конверте (л.д. 19).
Материалы административного дела не содержат сведений и доказательств их подтверждающих о направлении ответа от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес административных истцов или их представителя, кроме того, административным ответчиком такие доказательства также суду не представлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что о наличии ответа от ДД.ММ.ГГГГ № истцам стало известно из письма заместителя начальника земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ, иных сведений материалы дела не содержат и суду не представлено.
В свою очередь, с административным иском к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, Администрации <адрес> о признании действий незаконными и обязании совершить определенные действия, административные истцы обратились в суд ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на почтовом конверте (л.д. 22).
Таким образом, суд приходит к выводу о соблюдении административными истцами срока на обращение в суд с настоящим иском.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Закон Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Так, в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до ДД.ММ.ГГГГ, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
В силу пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению физического лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Как уже установлено судом и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Турчик В.И., Капран З.П., посредством своего представителя Тариевой К.Г., действующей на основании доверенности, обратились к главе Администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6, с разрешенным использованием индивидуальное жилищное строительство, в целях его предоставления бесплатно в собственность, на основании п. 7 ст. 18 ЗРК №.
К указанном заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта Капран З.П., копия паспорта Турчик В.И., схема расположения земельного участка (10 экз.), копия свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, сообщение об объектах недвижимости, копия паспорта Тариевой К.Г., копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, копия письма от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное заявление зарегистрировано за №.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 5199 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Так, согласно п. 2.6.1 Административного Регламента в заявлении указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства Заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность Заявителя, контактный телефон (для физического лица - гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина);
- наименование и место нахождения Заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если Заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка в случае, если границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
- адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения земельного участка, которое должно содержать сведения, позволяющие определить ориентировочные границы образуемого земельного участка на местности;
- площадь испрашиваемого земельного участка;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации или Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений";
- вид права, на котором Заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с Заявителем;
- количество гаражей, расположенных на испрашиваемом земельном участке, и дата окончания их строительства в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу.
К Заявлению прилагаются:
- копия документа, удостоверяющего личность Заявителя или его уполномоченного представителя;
- документ, подтверждающий полномочия представителя Заявителя, в случае, если с Заявлением обращается представитель Заявителя;
- заверенный перевод на русский язык документов:
а) о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если Заявителем является иностранное юридическое лицо;
б) удостоверяющих личность Заявителя, в случае, если Заявителем является иностранное физическое лицо;
- учредительные документы юридического лица;
- документы, подтверждающие право Заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
- копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здания, сооружения, принадлежащие Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии зданий, сооружений на земельном участке);
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории или кадастровой карте территории - 10 экземпляров в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
- подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства;
- подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов на дату вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства;
- копия устава некоммерческой организации, созданной гражданами, заверенная в установленном порядке, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка указанной организации для ведения огородничества или садоводства;
- копия устава садоводческого, садово-огородного или дачного товарищества (кооператива), действовавшего до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка некоммерческой организации для ведения огородничества или садоводства, созданной гражданами, после вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
- копия устава гаражного кооператива, заверенная уполномоченным лицом данного кооператива, в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу;
- подготовленные гаражным кооперативом списки его членов с указанием номера гаража, используемого каждым из указанных членов (при наличии такого номера), с приложением (при наличии) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на гараж в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду гаражному кооперативу;
- сообщение Заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве Заявителю.
Так, возвращая заявление Турчик В.И., Капран З.П., Департамент развития муниципальной собственности в лице начальника управления земельных ресурсов в своем решении, оформленным ответом от ДД.ММ.ГГГГ №, указал, что к заявлению приложены правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности в размере ? доли домовладения (Капран З.П.), при этом приложено свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ в реестре за № (Турчик В.И.). однако документы, подтверждающие осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности в размере ? жилого дома с кадастровым номером 90:22:010701:259, хозяйственных строений, на основании вышеуказанного свидетельства, не приложены; в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу, отсутствуют; таким образом необходимо предоставить правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы, подтверждающие регистрацию права общей долевой собственности в целом у участников общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные в границах земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (л.д. 54-56).
Вместе с тем, к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ были приложены копия свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного государственным нотариусом ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, реестр №, а также копия свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО8, реестр №, подтверждающие право собственности Капран Зои Петровны, Турчик Валентины Ивановны на ? доли жилого дома, с соответствующей долей надворных построек, находящегося по адресу: <адрес>, переулок Советский, 6, за каждым и являющиеся правоустанавливающими документами истцов на указанные объекты недвижимости,
В свою очередь, согласно отметки на свидетельстве о праве собственности на наследство по завещанию, выданного государственным нотариусом ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ, реестр № (л.д. 15 оборот), право собственности на жилой дом с надворными постройками, расположенного в <адрес> а (в последующем пер. Советский, 6), в равных долях зарегистрировано за ФИО5, Капран Зоей ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в Симферопольском межгородское бюро технической инвентаризаций и записано в реестровую книгу: 223, реестровый №, на стр. №.
В последующем, право собственности на ? долю в порядке наследования по закону, после смерти ФИО5, перешло к Турчик Валентине Ивановне, о чем нотариусом Симферопольского городского нотариального округа ФИО8, реестр № выдано свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Из анализа положений пункта 4 части 2 статьи 14 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", следует, что свидетельство о праве на наследство является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а потому является правоустанавливающим документом.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
В свою очередь, пунктом 2.10 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата Заявления, в частности к ним относятся:
- Заявление и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям пункта 2.6.1 административного регламента;
- Заявление подано в иной уполномоченный орган;
- представлены незаверенные копии документов или представлены копии документов, которые должны быть представлены в подлиннике;
- документы имеют подчистки, приписки, нерасшифрованные сокращения, исправления, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью Заявителя;
- наличие противоречий в представленных документах и (или) документах, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
- к Заявлению приложена схема расположения земельного участка, при этом испрашиваемый земельный участок в соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации может быть образован исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
При наличии хотя бы одного из оснований для возврата Заявления главный специалист отдела предварительного согласования предоставления земельных участков управления земельных ресурсов Департамента (далее - Отдел) в течение 10 дней с момента регистрации Заявления подготавливает уведомление о возврате Заявления, а главный специалист отдела делопроизводства Департамента обеспечивает направление (выдачу) Заявителю уведомления о возврате Заявления.
Документы, прилагаемые к Заявлению, Заявителю не возвращаются.
Таким образом, обращаясь к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6, административными истцами представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на здания, расположенные на испрашиваемом земельном участке, во исполнение требований пункта 2.6.1 Административного регламента, из которого следует, что к заявлению прилагаются в том числе копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здания, сооружения, принадлежащие Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии зданий, сооружений на земельном участке).
Кроме того, пункт 2.6.1 Административного регламента, в редакции, действующей на момент рассмотрения заявления истцов от ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривал требования к заявителю, обратившемуся за предоставлением муниципальной услуги, предоставления к заявлению правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов, подтверждающих регистрацию права общей долевой собственности в целом у участников общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано.
Таким образом, учитывая приведенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания, предусмотренные пунктом 2.10 Административного регламента, для возврата Капран З.П., Турчик В.И. заявления от ДД.ММ.ГГГГ №, поданного представителем по доверенности Тариевой К.Г., об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6.
Так же суд принимает во внимание, что в материалах дела не содержится и суду не представлено доказательств, подтверждающих направление в адрес истцов уведомления о возврате Заявления, в установленный срок.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов и признании незаконным действия Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, выразившегося в возврате заявления Тариевой Кристины Генриховны, действующей в интересах Турчик Валентины Ивановны и Капран Зои Петровны от ДД.ММ.ГГГГ за № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6.
Кроме того, с учетом положений ч. 9 ст. 227 КАС РФ, согласно которой в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия, суд полагает необходимым обязать Администрацию <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, в пределах предоставленных полномочий повторно рассмотреть заявление Капран Зои Петровны, Турчик Валентины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6, с учетом установленных по делу обстоятельств, а также, суд полагает необходимым обязать Администрацию <адрес> сообщить суду и гражданам Капран Зое ФИО6, Турчик Валентине Ивановне об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда.
Так, административными истцами при подаче настоящего административного иска в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, каждым по 150 рублей, что подтверждается квитанциями №, № (л.д. 1,2).
Таким образом, принимая во внимание, что суд пришел к выводу об удовлетворении требований истцов, то суд полагает необходимым взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в пользу административных истцов в размере по 150 рублей каждому с Департамента развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, поскольку в результате незаконных действий данного юридического лица были нарушены законные права истцов.
Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Административный иск Капран Зои Петровны, Турчик Валентины Ивановны – удовлетворить.
Признать незаконным действие Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, выразившегося в возврате заявления Тариевой Кристины Генриховны, действующей в интересах Турчик Валентины Ивановны и Капран Зои Петровны от ДД.ММ.ГГГГ за № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6.
Обязать Администрацию <адрес>, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, в пределах предоставленных полномочий, повторно рассмотреть заявление Капран Зои Петровны, Турчик Валентины Ивановны от ДД.ММ.ГГГГ № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 1490 кв.м., по адресу: <адрес>, пгт. Комсомольское, пер. Советский, 6, с учетом установленных по делу обстоятельств.
Взыскать с МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> в пользу Капран Зои Петровны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> в пользу Турчик Валентины Ивановны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей 00 копеек.
Обязать МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес> и Администрацию <адрес> сообщить в Железнодорожный районный суд <адрес> и гражданам Капран Зое ФИО6, Турчик Валентине Ивановне об исполнении решения суда в течение 1 месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Крым через суд первой инстанции.
Судья Домникова М.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 мая 2021 года.
Судья Домникова М.В.