Дело № 2-265/2024
УИД 35RS0010-01-2023-009316-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 18 июня 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.В.,
при секретаре Михайлове Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зюзиной В. А. к Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, Департаменту строительства Вологодской области о возложении обязанности, признании бездействия незаконным,
заявлению третьих лиц, заявивших самостоятельные требования относительно предмета спора, – ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 к Администрации г. Вологды о возложении обязанности, признании права,
УСТАНОВИЛ:
Зюзина В.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации города Вологды, в обосновании исковых требований указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с распоряжением начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 28.12.2017 № многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Вместе с тем, указанный жилой дом не вошел действующую областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2019 №.
Ссылаясь на то обстоятельство, что, несмотря на указание в документах на 1978 год, годом постройки жилого дома <адрес> является 1962 год, увеличив в порядке, предусмотренном статьей 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования, истец просит признать многоквартирный жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <адрес> построенным не позднее 1963 года; признать многоквартирный дом по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу на 31.12.2016; включить жилой дом по указанному адресу в областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы»; признать незаконным бездействие администрации г. Вологды, выразившееся в несвоевременном проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», неприменении своевременных мер по признанию многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу до 2017 года; признать право Зюзиной В.А., ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2 на получение вне очереди благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма; предоставить Зюзиной В.А., ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5, ФИО1, ФИО3, ФИО2 благоустроенные жилые помещения по договору социального найма; признать распоряжение начальника Департамента городского хозяйства Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о признании аварийным многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> незаконным.
Определением суда от 30.08.2023, занесенным в протокол судебного заседания, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12 привлечены к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением суда от 02.10.2023 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 привлечены к участию в дело в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Определением суда от 24.10.2023, занесенным в протокол судебного заседания, Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды, Департамент строительства Вологодской области привлечены к участию в дело в качестве соответчиков.
Определением суда от 25.10.2023, занесенным в протокол судебного заседания, ОАО «Подшипник» привлечено к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
В судебное заседание истец Зюзина В.А., третьи лица, заявившие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО8, ФИО1, ФИО2, ФИО9, ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12., ФИО6, ФИО7, не явились, о времени, дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, их представитель, действующая на основании доверенностей, Якуничева О.В. увеличенные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, Малафеевская М.Г. исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды, действующая на основании доверенности, Савина И.М. исковые требования не признала по доводам письменного отзыва на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Департамента строительства Вологодской области, действующая по доверенности, Стуканцева А.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам отзыва на исковое заявление, просила в их удовлетворении отказать.
Третье лицо ОАО «Подшипник» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени, дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, приходит к следующему.
05.12.2017 в адрес межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) (далее - Комиссия) поступило коллективное заявление ФИО11, Зюзиной В.А., ФИО8, ФИО1 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
18.12.2017 Комиссией было проведено обследование многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В соответствии с заключением от 18.12.2017 № Комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу согласно распоряжению начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды от 28.12.2017 № (далее - Распоряжение).
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в соответствии с которым решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу принимается органом местного самоуправления на основании полученного заключения комиссии в течение 30 календарных дней со дня получения заключения (пункт 49).
Таким образом, процедура принятия распоряжения начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды не нарушена.
Расселение аварийного жилищного фонда на территории городского округа города Вологды осуществляется за счет комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию аварийного жилья, в том числе путем реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с участием средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий», выполнения муниципальной программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», в рамках которой предусмотрены мероприятия по изъятию объектов недвижимости у собственников аварийных жилых помещений, исполнения решений Вологодского городского суда об обеспечении жильем, предоставления освободившихся муниципальных жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города Вологды, обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда на период до расселения аварийного жилого дома.
Учитывая дату признания дома аварийным и подлежащим сносу, дом не включен в областную адресную программу № «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы» и не вошел в перечень объектов городской адресной программы № по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории городского округа города Вологды, на 2019-2025 годы, поскольку не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда подлежат включению многоквартирные дома, которые признаны в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение, утвержденное постановлением № 47), оценка и обследование муниципального и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.
Согласно пункту 34 Положения, утвержденного постановлением № 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В силу пунктов 43-44 Положения, утвержденного постановлением № 47, при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Таким образом, признание дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах обследования и оценки его технического состояния.
Для разрешения вопроса об установлении даты постройки и даты возникновения оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, определением Вологодского городского суда от 19.02.2024 по настоящему гражданскому делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам АНО «Центр судебных экспертиз и исследований».
Согласно выводам эксперта АНО «Центр судебных экспертиз и исследований» ФИО13, отраженных в заключении №, жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> был построен не позднее 1963 года.
Согласно выводам эксперта, 2015 год, не позднее которого возникли основания для признания многоквартирного дома с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с разделом 3 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Выводы проведенной в рамках настоящего дела судебной экспертизы о рассчитанном по формуле предполагаемом износе к 2015 году многоквартирного дома до 70%, являющимся основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, не могут быть приняты во внимание и положены в основу вынесенного решения суда по данному делу, поскольку отсутствие проведенной в рамках экспертизы оценки технического состояния многоквартирного дома противоречит нормам действующего законодательства и предусмотренной федеральным законодательством общей для всех процедуре оценки и признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Кроме того, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением № 47, процедура признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер (пункт 45).
В силу пункта 49 Положения, утвержденного постановлением № 47, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в данном случае решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу).
Обращение граждан о проведении обследования межведомственной комиссией по оценке жилых помещений поступило в Департамент городского хозяйства Администрации г. Вологды 05.12.2017. Распоряжением начальника Департамента городского хозяйства Администрации г. Вологды от 28.12.2017 № многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, распоряжение № от 28.12.2017 издано в пределах установленного вышеуказанными правовыми нормами сроков, а именно в течение 30 календарных дней со дня получения заключения № от 18.12.2017, и в соответствии с процедурой, предусмотренной Положением, утвержденным постановлением № 47.
В соответствии с Положением о Департаменте строительства Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области № 597 от 11.07.2016, в сфере жилищных отношений Департамент осуществляет обеспечение реализации на территории области Федерального закона от 21.07.2007 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ) региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе, обеспечивает подготовку указанных программ.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ разработана и утверждена Областная адресная программа № "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы", сформированная Департаментом на основании сведений органов местного самоуправления в которую включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области № 322 от 01.04.2019.
Постановлением Администрации г. Вологды от 30.05.2019 № утверждена городская адресная программа № по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «<адрес>» на 2019-2025 годы, разработанная на основании указанной выше областной адресной программы.
Согласно положениям Федерального закона № 185-ФЗ на основании сведений органов местного самоуправления муниципальных образований области в программу включаются многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации до 01.01.2017.
В соответствии с программой № 8 "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области на 2019-2025 годы" ее целью является снос аварийного жилья, признанного до 01.01.2017 аварийным и подлежащим сносу, и переселение граждан.
Задача программы - обеспечение безопасных условий проживания населения Вологодской области, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания путем консолидации финансовых ресурсов, в том числе за счет привлечения финансовой поддержки Фонда.
Согласно Программе переселения разработка приложений к указанной Программе, в том числе, и приложения № "Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017" осуществляется в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" на основе данных, занесенных органами местного самоуправления (указывается дата принятия органом местного самоуправления решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, подгружается само решение), которые автоматически при принятии решения (до 01.01.2017) выгружаются в проект Программы переселения.
Ввиду того, что решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу принято в установленный действующим законодательством срок (в течение 30 календарных дней со дня получения заключения от 18 декабря 2017 года о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) и после 01.01.2017, то есть не подпадает под требования Федерального закона № 1185-ФЗ о включении в региональные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, оснований для включения дома в Программу переселения не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчиков.
Нарушения жилищных прав собственников и нанимателей в <адрес> не допущено, поскольку в случае если многоквартирный дом не подлежит включению в Программу переселения, мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством за счет собственных источников финансирования.
Поскольку распоряжение начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды № от 28.12.2017 о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу принято в установленный законом срок, основания для включения дома в городскую адресную программу № и в областную адресную программу № по переселению граждан из аварийного жилищного фонда отсутствовали, незаконного бездействия ответчиков допущено не было, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Вместе с тем, суд полагает возможным установить дату постройки дома № расположенного по адресу: <адрес>, установленную заключением эксперта №.
Рассматривая требования о признании права на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма суд приходит к следующему.
ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 на праве общей долевой собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственниками жилого помещения по адресу: <адрес> являются ФИО1, ФИО2, ФИО3
Зюзиной В.А. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Таким образом, на орган местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены за изымаемое жилое помещение.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года правильной является практика, учитывающая, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Департаментом городского хозяйства Администрации города Вологды собственникам помещений в жилом <адрес> направлены требования о сносе данного дома в срок до 01.01.2021.
В связи с тем, что собственники в установленный срок не осуществили снос указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию путем заключения с собственниками соглашений об изъятии жилых помещений и долей земельных участков.
В связи с чем, постановлением Администрации города Вологды от 18.08.2022 № (далее — постановление) принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером № и жилых помещений в многоквартирном доме <адрес>.
Во исполнение пункта 6.4 постановления в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 11.10.2022 заключен муниципальный контракт на оказание услуг по оценке рыночной стоимости имущества с ООО «ФИНАНСОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА».
Письмами Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 10.12.2022 №, от 15.12.2022 года № от 16.12.2022 № в адрес собственников квартир №№ направлены проекты соглашений об изъятии жилого помещения и доли земельного участка по адресу: <адрес> путем денежного возмещения на основании отчетов об оценке.
Указанными письмами, направленными в адрес собственников, разъяснено, что в соответствии со ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, собственники, как правообладатели изымаемой недвижимости, вправе подписать Соглашение и направить его в Администрацию города Вологды, либо направить уведомление об отказе в подписании Соглашения или предложения об изменении условий данного Соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения.
Подписанное Соглашение необходимо представить в Департамент имущественных отношений Администрации города Вологды в течение девяноста дней со дня получения проекта данного Соглашения (ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).
В письмах также указано, что в случае непредставления подписанного Соглашения в установленный срок Администрация города Вологды имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Подписанные проекты соглашений в адрес Администрации города Вологды поступили только от ФИО1 и ФИО3 До настоящего времени соглашения, подписанные со стороны остальных собственников, в Администрацию города Вологды не поступали. Вопрос об изъятии объектов недвижимости по адресу: <адрес> (ФИО2) подлежит рассмотрению в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, основания для признания права на получение вне очереди благоустроенного жилого помещения по договорам социального найма отсутствуют.
При таких установленных по делу обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Зюзиной В. А., третьих лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 удовлетворить частично.
Признать многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> кадастровым номером № построенным не позднее 1963 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья И.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2024.