УИД 12RS0001-01-2023-001744-58
Решение
Именем Российской Федерации
Волжск 10 октября 2023 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при секретаре судебного заседания Дубовниковой М.А., с участием истца Шилова А.А. его представителя Попова С.В., представителей ответчика ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Тарасова С.В., Комаровой В.В., представителя ответчика администрации Волжского муниципального района РМЭ Сабитовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шилова А. А. к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и к администрации Волжского муниципального района РМЭ о возмещении материального ущерба
установил:
Шилов А.А. обратился с иском в суд к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и к администрации Волжского муниципального района РМЭ указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 час. 30 мин. на принадлежащий ему автомобиль Hyndai Santa Fe с государственным регистрационным знаком №, припаркованный на обочине дороги в пансионат Яльчик, упало дерево. Он зафиксировал факт повреждения автомашины, место расположения происшествия. Согласно экспертного заключения №А/08/2023 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость восстановительного ремонта автомашины по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила без учета снижения износа 1087500 руб. За проведение экспертизы им оплачено 10000 руб.
Истец считает, что ответчиками не были предприняты должные меры к обследованию крупных деревьев, произрастающих в месте происшествия, что привело к падению деревьев и повреждению его автомобиля. Факт падения дерева на автомобиль свидетельствует о ненадлежащем содержании ответчиком зеленых насаждений, растущих на вверенной ему территории; причинение вреда имуществу истца находится в прямой причинно-следственной связи с виновными действиями ответчика, который ненадлежащим образом осуществлял содержание зеленых насаждений. Министерство природных ресурсов и экологии РФ должно быть привлечено к солидарно ответственности, т.к. Национальный парк «Марий Чодра» относится к ведению Минприроды России и является федеральным государственным бюджетным учреждением. Собственником земельного участка и всех находящихся на нем объектов, включая упавшее дерево, является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, которое несет все права и обязанности собственника.
Место происшествия находится в границах <адрес> в связи с чем администрация Волжского муниципального района должна быть привлечена в качестве ответчика.
Истец Шилов А.А. просит суд взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и с администрации Волжского муниципального района РМЭ солидарно в его пользу материальный ущерб причиненный в результате повреждения автомашины в размере 1087500 руб., расходы по составлению экспертного заключения по оценке ущерба в размере 10000 руб. и расходы по оплате кадастровых работ в сумме 3000 руб.
В судебном заседании истец Шилов А.А. и его представитель Попов С.В. полностью поддержали исковые требования.
Истец Шилов А.А. суду дополнил, что они с женой и с двумя детьми ДД.ММ.ГГГГ около 10 час. утра приехали на своей автомашине отдыхать на озеро Яльчик. Заехали по грунтовой дороге, ведущей в <адрес>. Расположились около озера на пляже, напротив базы Олимпиец. Пляж не был оборудован. Автомашину оставили на расстоянии 150 метров от озера, рядом с грунтовой дорогой. Указание в иске на обочине дороги в пансионат Яльчик ошибочно. Посещение, в т.ч. за автомашину, не было оплачено. Ему было известно, что он находится на территории Национального парка «Марий Чодра». ДД.ММ.ГГГГ вечером был ветер, дождь, град, где то падали деревья, но их не коснулось. ДД.ММ.ГГГГ около 18 час. 30мин. резко начался сильный ветер, сильный дождь, гроза и стали падать деревья. На его автомашину упала верхушка дерева, у которой иголки были зеленые.
Представители ответчика ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Тарасова С.В., Комарова В.В иск не признали, просили в иске отказать. Суду пояснили соответствующее изложенному в отзыве на иск, из которого следует, что истец утверждает, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 30 минут на принадлежащий ему автомобиль Hyndai Santa Fe с государственным регистрационным номером № упало дерево, в результате чего транспортное средство получило механические повреждения.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции) на полицию возлагаются обязанности принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования.
Сотрудники полиции обязаны прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия (п. 2 ст. 12 ФЗ «О полиции».
В нарушение вышеуказанных норм права истец в полицию не обращался, вызов экстренных оперативных служб по единому номеру «112»не осуществлял.
Истцом в подтверждение факта происшествия в материалы дела представлен лишь акт от 29 июля 2023 года (место составления п. Яльчик), который, по мнению ответчика, является недопустимым доказательством.
Все доказательства (акт осмотра, договор подряда на выполнение кадастровых работ, схема расположения стоянки машины), представленные в материалы дела, составлены со слов истца, который мог указать любое место происшествия, а не зафиксированы сотрудниками полиции, как того требует ФЗ «О полиции».
Из толкования требований ст. 15 ГК РФ во взаимосвязи со ст. 1064 ГК РФ, для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда; его размер. При этом отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения вреда.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» не является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, причиненный Шилову А.А.
Более того, со слов Шилова А.А. ДД.ММ.ГГГГ около 18 часов 30 минут автомобиль Hyndai Santa Fe с государственным регистрационным номером № находился на берегу озера Яльчик с координатами 56.005606, 48.450170.
Марийский ЦГМС - Филиал ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС сообщает, что вечером 29 июля 2023 года при прохождении активного атмосферного фронта на территории Республики Марий Эл наблюдался комплекс метеорологических явлений: сочетание грозы, сильных дождей, града, сильного шквала. В период времени 18 часов 20 минут - 18 часов 50 минут на территории национального парка «Марий Чодра» вблизи озера Яльчик Волжского района Республики Марий Эл отмечался комплекс метеорологических явлений: гроза, ливневой дождь, град, сильный шквал. По характеру разрушений согласно шкалы Бофорта скорость ветра достигала 24,5-28,4 м/с. По данным метеорологического радиолокатора (ДМРЛ-С Йошкар-Ола) вечером 29 июля 2023 года на территории Волжского района зафиксированы грозы, ливни, град, сильные шквалы (справка Марийского ЦГМС - Филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС № 301-02/01-30/882 от 20.09.2023г.).
Постановлением администрации Волжского муниципального района № 394 от 30.07.2023г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сложившаяся ситуация признана природной чрезвычайной ситуацией муниципального характера.
В соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТ 22.0.03-2022 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 февраля 2023 г. N 80-ст), под природной чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
Под опасным природным явлением понимается гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.
Стихийное бедствие - разрушительное природное и (или) природно- антропогенное явление или процесс, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, может произойти разрушение или уничтожение объектов производственного и (или) непроизводственного назначения, а также компонентов окружающей среды.
Опасное метеорологическое явление - природные процессы и явления, возникающие в атмосфере под действием различных природных факторов или их сочетаний, оказывающие или могущие оказать поражающее воздействие на людей и их имущество, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую среду.
К опасным метеорологическим явлениям и процессам относятся:
- сильный ветер - движение воздуха относительно земной поверхности со скоростью или горизонтальной составляющей 10,8-13,8 м/с;
- вихрь - атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси;
ураган - ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 32,7 м/с. (12 баллов и выше по шкале Бофорта);
- шторм - длительный, очень сильный ветер со скоростью 20-30 м/с (9-11 баллов по шкале Бофорта), вызывающий разрушения на суше и сильное волнение на море;
- шквал - резкое кратковременное усиление ветра до 20-30 м/с и выше, сопровождающееся изменением его направления, связанное с конвективными процессами;
- гроза - атмосферное явление, связанное с развитием мощных кучево- дождевых облаков, сопровождающееся многократными электрическими разрядами между облаками и земной поверхностью, звуковыми явлениями, сильными осадками, нередко с градом;
ливень - кратковременные атмосферные осадки большой интенсивности (количество осадков 30 мм и более за 1 ч), обычно в виде дождя или снега;
- град - атмосферные осадки, выпадающие в теплое время года, в виде частичек плотного льда диаметром от 5 мм до 15 см, обычно вместе с ливневым дождем при грозе.
Представленные в материалы дела сведения метеобюро свидетельствуют о наличии в дату и время причинения имуществу истца ущерба таких природных явлений, которые могли повлечь повреждение зелёных насаждений, результатом которого явилось падение дерева на автомобиль истца.
Таким образом, повреждение автомобиля истца в результате падения дерева является последствием форс-мажорных неблагоприятных погодных условий, за что ответчик ответственность не несет, поскольку причинно- следственная связь между действиями или бездействиями ответчика и причинением вреда имуществу истца отсутствует.
Кроме этого, согласно пп. «ж» и «з» п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - ФЗ-ЗЗ) на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с обеспечением охраны и использования национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Аналогичные запреты установлены в Положении о национальном парке «Марий Чодра», утвержденном приказом Минприроды России № 91 от 12 марта 2018 года (пп. 16 и 24 п. 9 Положения).
Положение о национальном парке «Марий Чодра» является общедоступным и размещено на официальном сайте ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (httрs://марий-чодра.рф/- Документы-Нормативно-правовые акты).
В соответствии с п. 6 ст. 15 ФЗ-ЗЗ пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.
В нарушение вышеуказанных норм Шилов А.А., пренебрегая информацией, которая размещена на информационных аншлагах - «Движение и стоянка механизированных транспортных средств запрещена», расположенных по территории национального парка «Марий Чодра», а также проезжая мимо закрытых шлагбаумов, установленных для ограничения въезда и выезда транспортных средств, двигаясь по территории национального парка «Марий Чодра» на автомобиле Hyndai Santa Fe с государственным регистрационным номером № припарковал его в непосредственной близости от зеленых насаждений (координаты стоянки 56.005606, 48.450170).
Согласно ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, автомобиль истца поврежден в результате обстоятельств непреодолимой силы, а так же вследствие несоблюдения самим истцом мер по обеспечению безопасности своего автомобиля, припаркованного в момент происшествия на территории национального парка, что прямо запрещено действующим законодательством, следовательно, правовые основания для возложения на ответчиков деликтной ответственности, по возмещению причиненного истцу ущерба, отсутствуют.
Представитель администрации Волжского муниципального района РМЭ Сабитова Е.А. иск не признала и суду пояснила соответствующее изложенному в отзыве на иск, из которого следует, что 29.07.2023 в 16.10 на электронную почту Единой дежурной диспетчерской службы Волжского муниципального района (далее – ЕДДС Волжского муниципального района) поступило письмо Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл предупреждающее об опасном явлении погоды на территории Республики Марий Эл. В соответствии с данным письмом, 29.07.2023 в 16 час. 15 мин. ЕДДС Волжского муниципального района была организована рассылка предупреждения во все организации, расположенные на территории Волжского муниципального района, о чем было своевременно доложено в Главное управление МЧС России по Республике Марий Эл и Информационный центр Республики Марий Эл.
В соответствии с письмом Марийского ЦГМС - Филиала ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» сообщается, что на территории национального парка «Марий Чодра» вблизи озера Яльчик Волжского района Республики Марий Эл отмечался комплекс метеорологических явлений: гроза, ливневой дождь, град, сильный шквал. По характеру разрушений согласно шкалы Бофорта скорость ветра достигала 24,5-28,4 м/с. Согласно руководящим документам комплекс метеорологических явлений и очень сильный ветер (шквал 25 м/с и более) относятся к опасным явлениям погоды.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, на основании постановления администрации Волжского муниципального района от 30 июня 2023 года № 394 сложившаяся ситуация была признана природной чрезвычайной ситуацией муниципального характера, Волжское районное звено территориальной подсистемы РСЧС Республики Марий Эл переведено в режим «Чрезвычайная ситуация».
Согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона № 113-ФЗ от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» опасное природное явление - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по интенсивности развития, продолжительности или моменту возникновения может представлять угрозу жизни или здоровью граждан, а также может наносить значительный материальный ущерб.
В силу статьи 211 Гражданского кодекса Российской Федерации риск случайно гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Принимая во внимание, что автомобиль истца поврежден в результате опасного природного явления, обстоятельств непреодолимой силы, в результате прохождения активного атмосферного фронта, сопровождающегося шквалистым ветром, совокупность элементов ответственности ответчиков отсутствует.
Кроме того, правообладателем земельного участка с кадастровым номером 12:00:0000000:453, является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный Парк «Марий Чодра». Полномочия по распоряжению данным земельным участком у администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл отсутствуют.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащее, однако в судебное заседание не явился. Отзывом на иск указали, что Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Согласно представленной Учреждением информации, автомобиль истца находился на территории квартала 69 Яльчинского участкового лесничества, относящегося к рекреационной функциональной зоне национального парка «Марий Чодра».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р национальный парк «Марий Чодра» отнесен к ведению Минприроды России.
Согласно пункту 3 Устава ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды России от 25.09.2018 № 472 (далее - Устав), учредителем Учреждения является Правительство Российской Федерации, полномочия учредителя от имени Российской Федерации
осуществляет Минприроды России.
В соответствии с пунктом 10 Устава Учреждение является юридическим лицом, имеет права, исполняет обязанности и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 данного Кодекса, несет собственник
соответствующего имущества.
Согласно пункту 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, субсидиарная ответственность в рамках пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть возложена только на собственника имущества.
Согласно пункту 4 Устава собственником имущества Учреждения является
Российская Федерация.
Согласно пункту 5.3 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений осуществляет Росимущество.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Минприроды России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219, Минприроды России не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом.
Таким образом, Минприроды России не является надлежащим ответчиком по обязательствам ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», связанным с причинением вреда.
2. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность
заявленных требований.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в
полном объеме лицом, причинившим вред.
Пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Из пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, необходимыми условиями гражданско-правовой ответственности лица является одновременное наличие трех обстоятельств: вина лица, возникший от его действий (бездействия) вред и причинно-
следственная связь между ними.
Между тем доказательств, подтверждающих, что падение дерева возникло в результате действий (бездействия) ответчиков в материалы дела не представлено.
Кроме того, причиной падения деревьев явились неблагоприятные погодные условия, приведшие к чрезвычайной ситуации природного характера муниципального масштаба, что подтверждается постановлением администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл от 30.07.2023 № 394 (копия прилагается).
Таким образом, доказательств наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и возникшим ущербом истца в материалы дела не представлено.
Положениями пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ) предусмотрено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.
При этом пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк (пункт 6 статьи 15 Закона об ООПТ).
Аналогичные запреты установлены подпунктом 24 пункта 9, пунктом 11 Положения о национальном парке «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды России от 12.03.2018 № 91.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Пунктом 8 статьи 5 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Марий Эл утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.12.2021 № 532.
При этом расположенная в границах национального парка «Марий Чодра» дорога, по которой истцом осуществлен проезд, в указанный Перечень не включена, следовательно, не относится к дорогам общего пользования.
Таким образом, нахождение истца на территории национального парка «Марий Чодра» осуществлено вне дорог общего пользования и в отсутствие соответствующего разрешения, то есть в нарушение режима особой охраны территории национального парка.
При таких обстоятельствах, оснований для возмещения истцу заявленного
ущерба не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ около 18 час. 30 мин. на принадлежащий истцу автомобиль Hyndai Santa Fe с государственным регистрационным знаком №, припаркованный рядом с грунтовой дорогой в1 50 метрах от озера Яльчик на земельном участке с кадастровым номером: 12:00:0000000:453 в координатах Х – 294845,7673, Y -306263,6660, расположенный на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», упало дерево породы сосна, в результате чего транспортное средство истца получило механические повреждения.
Согласно экспертного заключения №А/08/2023 от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость восстановительного ремонта автомашины по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила без учета снижения износа 1087500 руб. За проведение экспертизы им оплачено 10000 руб.
Свидетель Лебедев М.К. суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ около 18-19 час. он с семье на автомобиле приехал на озеро Яльчик, заехал со стороны села Эмеково. 29 июля около 18 час. 20-30 мин. начался сильный ветер, начали падать деревья. На автомашину Шилова А.А. упало дерево.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно статье 1064 названного кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 15, 1064 указанного Кодекса следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом "ж" части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" пребывание физических лиц на территории национального парка допускается только при наличии разрешения федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, за исключением случаев пребывания в национальном парке физических лиц, являющихся работниками федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк, физических лиц, проживающих на территории национального парка, в том числе лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных положением о таком национальном парке.
За посещение физическими лицами территорий национальных парков (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление национальными парками, взимается плата.
Из Положения о Национальном парке «Марий Чодра» », утвержденном приказом Минприроды России № 91 от 12 марта 2018 года и Устава ГБУ «Национальны парк Марий Чодра» утвержденном приказом Минприроды России № 91 от 2 декабря 2018 года следует, что Национальный парк «Марий Чодра» создан постановлением Совета Министров РССР от13.09.1985 года № 400 « О создании государственного природного национального парка «Марий Чодра» в Марийской АССР, расположен на территории Волжского, Звениговского и Моркинского муниципальных районов РМЭ.
В Национальном парке «Марий Чодра» установлен режим особой охраны территории национального парка. На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с п. п. 2.3.1. приложения к приказу МЧС России от 05.07.2021 N 429 "Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" опасные метеорологические явления - ветер при достижении скорости (при порывах) не менее 25 м/с или средней скорости не менее 20 м/с; на побережьях морей и в горных районах при достижении скорости (не при порывах) не менее 30 м/с, в результате которого: погиб 1 человек и более; или получили вред здоровью 5 человек и более; или имеются разрушения зданий и сооружений; или нарушены условия жизнедеятельности 50 человек и более; или произошла гибель посевов сельскохозяйственных культур и (или) природной растительности на площади 100 га и более.
Согласно письма от 20.09.2023 г. № 301-02/01-30/882 Марийского ЦГМС - Филиал ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС вечером 29 июля 2023 года при прохождении активного атмосферного фронта на территории Республики Марий Эл наблюдался комплекс метеорологических явлений: сочетание грозы, сильных дождей, града, сильного шквала. В период времени 18 часов 20 минут - 18 часов 50 минут на территории национального парка «Марий Чодра» вблизи озера Яльчик Волжского района Республики Марий Эл отмечался комплекс метеорологических явлений: гроза, ливневой дождь, град, сильный шквал. По характеру разрушений согласно шкалы Бофорта скорость ветра достигала 24,5-28,4 м/с. По данным метеорологического радиолокатора (ДМРЛ-С Йошкар-Ола) вечером 29 июля 2023 года на территории Волжского района зафиксированы грозы, ливни, град, сильные шквалы. Согласно руководящим документам комплекс метеорологических явлений (КМЯ) и очень сильный ветер ( шквал 25м/с и более) относится к опасным явлениям погоды.
Постановлением администрации Волжского муниципального района № 394 от 30.07.2023г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» сложившаяся ситуация признана природной чрезвычайной ситуацией муниципального характера.
Изложенными доказательствами суд установил, что основания для возложения на ответчиков ответственности по возмещению вреда отсутствуют, поскольку падение дерева на автомобиль истца не вызвано ненадлежащим исполнением возложенных на ответчиков обязанностей по содержанию Национального Парка «Марий Чодра», территории Волжского муниципального района РМЭ, а обусловлено объективными причинами - опасным метеорологическим явлением (сильным ветром), таким образом, вина ответчиков и причинно-следственная связь между причиненным истцу ущербом и действиями (бездействием) ответчиков не установлены.
Кроме того, также судом установлено, что автомашина истца Шилова А.А. на территории Национального парка «Марий Чодра» находилась незаконно, в нарушение вышеуказанных норм закона. За нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах предусмотрена административная ответственность по ст.8.39 КоАП РФ.
В соответствии со ст.1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (статья 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Шилову А.А. следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
решил:
Отказать в удовлетворении иска Шилову А. А. к Министерству природных ресурсов и экологии РФ, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» и к администрации Волжского муниципального района РМЭ о взыскании солидарно материальный ущерб причиненный в результате повреждения автомашины в размере 1087500 руб., расходы по составлению экспертного заключения по оценке ущерба в размере 10000 руб. и расходы по оплате кадастровых работ в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Малышева Л.Н.
Решение в окончательной форме
составлено 17 октября 2023 года