Судья Алонцева О.А. дело №33-9942/22 (2-1041/2022)
УИД 22RS0011-02-2022-000563-39
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2022 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Еремина В.А., Сачкова А.Н., Шторхуновой М.В., Тенгерековой Л.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца Потылициной Н. В. – Соснова Е. А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 июня 2022 года по делу по иску Потылициной Н. В. к обществу с ограниченной ответственностью «ВторГеоРесурс», администрации города Рубцовска Алтайского края о возложении обязанности произвести действия.
Заслушав доклад судьи Шторхуновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Потылицина Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «ВторГеоРесурс» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную контейнерную площадку с юго-западной стороны многоквартирного жилого дома <адрес> на земельном участке, не предназначенном для этих целей; взыскать с ответчика моральный вред в размере 1 000 руб., почтовые расходы, понесенные по делу.
В обоснование иска указала, что является собственником квартиры <адрес> Алтайского края. При этом с ООО «ВторГеоРесурс» заключен публичный договор на сбор, утилизацию и вызов бытовых отходов, на основании которого ежемесячно выставляет потребителю счет (квитанцию) на оплату коммунальных платежей.
В марте 2021 года в результате проведенной Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю проверки по факту обращения жителей о размещении контейнерной площадки установлено, что согласно Реестру мест (площадок) накопления ТКО, размещенному на официальном сайте администрации города Рубцовска Алтайского края, земельный участок по адресу: <адрес>, находится в собственности администрации г. Рубцовска Алтайского края и предназначен для размещения контейнерной площадки.
После проведения проверки работники ООО «ВторГеоРесурс» без согласования с собственниками переместили 3 контейнера на земельный участок, принадлежащий жителям многоквартирного дома <адрес>, не предназначенный для этих целей. К контейнерной площадке отсутствует подъезд, асфальтирование, не обеспечено освещение подъезда к месту установки контейнеров. Кустарниковые насаждения вокруг площадки отсутствуют. Бытовые отходы (пластиковые бутылки, упаковки от пищевых продуктов, полиэтиленовые пакеты с пищевыми отходами, картонные коробки) также расположены вне контейнерной площадки.
Полагает, что региональный оператор осуществляет ликвидацию выявленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, в связи с чем, должен убрать контейнеры, установленные без согласия собственников на земельном участке, не предназначенном для этих целей. Несоблюдение названных требований природоохранного, санитарного законодательства нарушает права истца на благоприятную окружающую среду.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением от 06.04.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Рубцовска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ООО «УК «Лавр».
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 16 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Оспаривая постановленный судебный акт, представитель истца просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на размещение контейнерной площадки с нарушением требований строительных и санитарных норм и правил, п. 7.5 СП 42.13330.2016, п. 2.1.3 и 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88, п.3.7.1, п.3.7.4, п.3.7.6. МДК 2-03.2003, п. 8.2.5 и 2.12 СанПин 2.1.2645-10, п. 4.5 и 4.25 «Нормативов градостроительного проектирования Алтайского края», п. 2.13 «Правил благоустройства города Рубцовска». Контейнеры непосредственно расположены в 10 метрах от окон истца. Указывает, что согласно реестру 2019 года площадка построена для близлежащих домов и является источником накопления для жителей 3 домов, правообладатель - администрация г.Рубцовска. Жители дома не принимали решение о размещении контейнерной площадки на территории многоквартирного дома, с заявлением в администрацию г. Рубцовска о включении площадки в реестр мест накопления не обращались. В связи с чем, органы местного самоуправления обязаны создать площадки для накопления твердых коммунальных отходов на непринадлежащих собственникам многоквартирных домов земельных участках.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Потылицина Н.В. является собственником квартиры <адрес>, находящемся в управлении ООО УК «Лавр».
С 1 января 2019 года региональным оператором по обращению с твердыми коммунальным отходами на территории Рубцовской зоны является ООО «ВторГеоРесурс».
15.03.2021 администрации г. Рубцовска Управлением Роспотребнадзора вынесено предостережение относительно нахождения мусора на контейнерной площадке в районе дома по <адрес>.
В связи с тем, что контейнеры с твердыми бытовыми отходами установлены без согласия собственников, истец обратился с требованиями к ответчику ООО «ВторГеоРесурс» о ликвидации несанкционированной контейнерной площадки.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», постановления Правительства Алтайского края от 6 июля 2017 года №245 «Об утверждении правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края», отказал в удовлетворении исковых требований, поскольку в обязанности регионального оператора создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе установка мусорных контейнеров, не входит, спорная контейнерная площадка ответчику не принадлежит. При этом суд установил, что размещение спорных трех контейнеров не может быть признано несанкционированным.
Судебная коллегия с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований не соглашается.
В ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право каждого на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в силу ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с ч.1 ст.24.6 указанного Федерального закона сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Соответственно, под несанкционированными местами размещения отходов следует понимать территорию, не предназначенную для размещения отходов.
Согласно данным реестра мест (площадок) накопления ТКО, указанное место (площадка) накопления ТКО расположено на придомовой территории, следовательно, собственником земельного участка, на котором расположена спорная контейнерная площадка, являются собственники помещений дома по <адрес>.
Вместе с тем, сведения о согласовании места размещения контейнерной площадки на придомовой территории дома по <адрес> Алтайского края в материалы дела не представлены.
Таким образом, на придомовой территории многоквартирного жилого дома <адрес> Алтайского края на территории, не предназначенной для размещения отходов, несанкционировано размещена контейнерная площадка (3 контейнерных бака) в которой складируются твердые коммунальные отходы.
Подпунктом 2 п.6 постановления Правительства Алтайского края от 6 июля 2017 года №245 «Об утверждении правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края» предусмотрено, что региональный оператор в числе прочего организует и (или) проводит мероприятия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Из соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Рубцовской зоне Алтайского края от 6 декабря 2018 года, заключенного между Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО «ВторГеоРесурс» (региональный оператор) следует, что региональный оператор обязан ликвидировать места несанкционированного размещения ТКО на основании договоров на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с собственником земельного участка, на котором обнаружено ТКО, в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В п.16 постановления Правительства Алтайского края от 6 июля 2017 года №245 «Об утверждении правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края» предусмотрено, что в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (п.17 правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края).
Из указанных выше положений закона и соглашения следует, что именно региональный оператор осуществляет л░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ 1 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ 151 ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 56 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 88 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 98 ░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 96 ░░░ ░░. ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 180 ░░░. 34 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.328-330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 16 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» (░░░ ***) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» (░░░ ***) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ ***) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 180 ░░░. 34 ░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22.12.2022.