Решение от 09.11.2023 по делу № 8Г-27433/2023 [88-26992/2023] от 12.09.2023

Дело

76MS0№-43

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

<адрес> 09.11.2023

Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи ФИО7, рассмотрев гражданское дело по кассационным жалобам ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение мирового судьи судебного участка № Рыбинского судебного района <адрес> от 21 сентября 2022 г. и апелляционное определение Рыбинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

по гражданскому делу по иску ООО «Хартия» к ФИО3, ФИО1, ФИО8 о взыскании задолженности, расходов по оплате госпошлины (№).

у с т а н о в и л:

ООО «Хартия» обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6651,55 рублей, судебных расходов, к ФИО3 о взыскании задолженности за оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 739,06 рублей, судебных расходов.

Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Хартия» осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, в том числе и в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО6 83, <адрес>, 9/10 доли которого принадлежит ответчику ФИО1 на праве собственности, 1/10 доли - ответчику ФИО3 Обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами пропорционально доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение ответчиками не выполняется.

Решением мирового судьи судебного участка № Рыбинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Исковые требования ООО «Хартия» (ИНН 7703770101) к ФИО1 (паспорт 7804 192 663) удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Хартия», задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6651 рубль 55 копеек, а также расходы по оплате госпошлины в размере 360 рублей.

Исковые требования ООО «Хартия» (ИНН 7703770101) к ФИО3 (паспорт 7814 095020) удовлетворить.

Взыскать с ФИО3 в пользу ООО «Хартия», задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 739 рублей 06 копеек, а также расходы по оплате госпошлины в размере 40 рублей»,

Апелляционным определением Рыбинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Решение мирового судьи судебного участка № Рыбинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части.

Принять в указанной части по делу новое решение.

Исковые требования ООО «Хартия» (ИНН 7703770101) к ФИО1 (паспорт 7804 192 663) удовлетворить в части.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «Хартия», задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2463 рубля 53 копейки, расходы по оплате государственной пошлины - 133 рубля 33 копейки.

В остальной части требований к ФИО1 отказать.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка № Рыбинского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, ФИО3 - без удовлетворения.

В кассационной жалобе ответчики просят отменить указанные судебные постановления как незаконные.

На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело по кассационной жалобе рассмотрено судьёй единолично без проведения судебного заседания.

В соответствии с ч. 10 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела с учетом изложенных в кассационной жалобе доводов, суд кассационной инстанции находит жалобы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

Судами нижестоящих инстанций установлено, что ФИО3 и ФИО1 являются собственниками квартиры по адресу: <адрес>, ФИО6 83, <адрес>, 1\10 и 9\10 доли в праве общей долевой собственности соответственно. ФИО3 собственник с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО3 зарегистрирована по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, ФИО6 83, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 - с ДД.ММ.ГГГГ, Кулаков B.C. - с ДД.ММ.ГГГГ. Данный адрес входит в зону деятельности регионального оператора, которую обслуживает ООО «Хартия».

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> было заключено Соглашение № об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которого ООО «Хартия» обязалось обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, таким образом, указанным соглашением ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора на территории всей <адрес>.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что информация о заключении соглашения между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> размещена на официальном сайте ООО «Хартия». Поэтому с учетом опубликования в средствах массовой информации предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проекта такого договора договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным. Отсутствие индивидуального письменного договора между региональным оператором и конкретным потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО не освобождает регионального оператора и такого потребителя от исполнения обязанностей по оказанию услуг с одной стороны, и по их оплате со стороны потребителя.

ООО «Хартия» осуществляло предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчикам и имеет право требовать оплаты оказываемых услуг. Факт предоставления коммунальных услуг ответчиками не опровергнут. Согласно представленным по запросу мирового судьи Департаментом охраны окружающей среды и природопользования <адрес> глонасс-трекеров за период с апреля 2019 г. по декабрь 2021 г., ООО «Хартия» - фотоматериалов на CD-диске вывоз твердых коммунальных отходов по <адрес> осуществляется из мусорокамер от подъездов ФИО6.

При этом суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части расчет платы, указав, что при начислении платы по обращению с ТКО принимается во внимание количество граждан, зарегистрированных в жилом помещении, а при отсутствии таких граждан - количество собственников жилого помещения.

Площадь жилого помещения и размер долей собственников в праве собственности в данном случае, при расчете платы значения не имеют, в связи с чем, суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции.

С выводами суда нижестоящих инстанций первой и апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).

Частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом, выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Собственник помещения в многоквартирном ФИО6 обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном ФИО6 соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном ФИО6 включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным ФИО6, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном ФИО6, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ФИО6; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном ФИО6, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном ФИО6, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №).

Содержание общего имущества до начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами включало в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном ФИО6 (подпункт «д» пункта 11 Правил №).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 503-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», согласно которым статья 23 дополнена частью 8.1, из которой следует, что при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Частями 1 и 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным ФИО6 должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном ФИО6. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном ФИО6 должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным ФИО6 управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном ФИО6 и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном ФИО6.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным ФИО6 либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным ФИО6 либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя: - плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным ФИО6, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном ФИО6, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном ФИО6); - плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном ФИО6 по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».

Деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами урегулирована Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативно-правовыми актами.

Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В силу части 4 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирных ФИО6 и жилых ФИО6 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Пунктом 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с пунктом 148(2) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных этими Правилами. Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

В силу пункта 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику и ФИО5 жилого ФИО6 (домовладения) по его выбору определяются: а) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого ФИО6 (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого ФИО6 (домовладения) с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с соответствующим региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании пункта 148(21) Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем.

Согласно подпункту «в» пункта 148(11) Правил предоставления коммунальных услуг региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и ФИО5 жилых ФИО6 (домовладений) - со дня возникновения права собственности на жилой ФИО6 (домовладение) или иного законного права пользования жилым ФИО6, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, за исключением периода времени, в течение которого собственником жилого ФИО6 (домовладения) и организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148(5) указанных Правил, в письменной форме заключен и исполняется договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и такой договор не расторгнут.

Таким образом, на собственниках жилого ФИО6 или его части в силу закона лежит обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления, и тем самым обеспечить обращение с твердыми коммунальными отходами в установленном законом порядке. При этом с момента заключения договора в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий у собственника жилого ФИО6 возникает обязанность по своевременному и полному внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Между тем судами не учтено, что в соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном ФИО6 включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным ФИО6, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном ФИО6, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ФИО6;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В свою очередь, в силу нормы ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу нормы ч.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным ФИО6 одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном ФИО6, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным ФИО6, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком ФИО6, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком ФИО6 и пользующимся помещениями в этом ФИО6 лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным ФИО6 деятельность.

Таким образом, по общему правилу обязанности по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном ФИО6 лежат на управляющей организации.

Согласно п. 4(1) раздела 2 Правил ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ФИО9 ФИО5 ФИО10 МНОГОКВАРТИРНЫХ ФИО6 И ЖИЛЫХ ФИО6, утвержденных постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.

Согласно п. 148(4) указанных Правил условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6 в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным ФИО6 определяются:

а) в договоре управления многоквартирным ФИО6, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 или органом управления товарищества, кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным ФИО6, за исключением случаев, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 148(11) настоящих Правил. При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставление которой возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного ФИО6, а равно не вправе отказать в предоставлении такой коммунальной услуги.

Согласно ст. 157. 2 ЖК РФ при управлении многоквартирным ФИО6 управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном ФИО6 и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном ФИО6 (далее в настоящей статье - собственники и ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном ФИО6, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном ФИО6 решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным ФИО6) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6 (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном ФИО6 о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным ФИО6 или о выборе управляющей организации.

2. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным ФИО6, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, до вступления в законную силу судебного акта. Среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным ФИО6, по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, на двенадцать. В случае, если договор ресурсоснабжения, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнялись менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется путем деления суммы обязательств лица, осуществляющего управление многоквартирным ФИО6, за период действия договора ресурсоснабжения или договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на количество месяцев их действия.

3. Об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием системы, лицо, осуществляющее управление многоквартирным ФИО6, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным ФИО6, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, даже если оно фактически не находится по указанному адресу.

4. Одновременно с направлением предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами доводят соответствующее уведомление до сведения собственников помещений в многоквартирном ФИО6 путем его размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного ФИО6 или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный ФИО6), а также опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления. Данное уведомление размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте ресурсоснабжающей организации и в системе.

5. По истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным ФИО6, предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6 и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном ФИО6. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном ФИО6 и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 одновременно в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 настоящей статьи.

6. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном ФИО6 и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

7. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном ФИО6 и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 одновременно:

1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном ФИО6, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. По решению ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном ФИО6 в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса;

2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, по истечении тридцати дней с даты направления предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лицу, осуществляющему управление многоквартирным ФИО6;

3) в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, с даты заключения договоров, в том числе предусмотренных частью 2 статьи 164 настоящего Кодекса, действовавших до принятия собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 решения об изменении способа управления многоквартирным ФИО6 или о выборе управляющей организации.

8. Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, в случае заключения договоров, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

9. Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса. В случае непосредственного управления многоквартирным ФИО6 собственниками помещений в многоквартирном ФИО6, в случае, если собственниками помещений в многоквартирном ФИО6 не выбран способ управления таким ФИО6 или выбранный способ управления не реализован, в случае отсутствия договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным ФИО6, коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемыми в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирных ФИО6.

10. В случае заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием системы, лицам, осуществляющим управление многоквартирными ФИО6, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6 ресурсоснабжающим организациям.

11. В случае ненадлежащего исполнения обязанностей лицом, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном ФИО6, такое лицо обязано компенсировать ресурсоснабжающей организации, предоставляющей коммунальные услуги собственникам и ФИО5 помещений в многоквартирном ФИО6, расходы, фактически понесенные ресурсоснабжающей организацией вследствие изменения размера платы за коммунальные услуги по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 157 настоящего Кодекса, при условии надлежащего исполнения ресурсоснабжающей организацией обязанностей по поставке ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, до границ общего имущества в многоквартирном ФИО6 и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного ФИО6 в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако при рассмотрении дела судами нижестоящих инстанций не исследованы обстоятельства, указывающие на то, что в силу вышеприведенных норм материального права, регулирующих предоставление коммунальной услуги в виде обращения с твердыми коммунальными отходами, указанная услуга предоставлялась не управляющей организацией, а региональным оператором, вследствие чего последний вправе требовать оплаты коммунальных услуг.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Требования процессуального Закона судом апелляционной инстанции не выполнены, суд апелляционной инстанции также не поставил на обсуждение в силу нормы ст. 56 ГПК РФ указанные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и не дал им правовой оценки. Поэтому, учитывая, что суд апелляционной инстанции изменил решение суда первой инстанции, апелляционное определение подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие значение для дела применительно к характеру спорного правоотношения, дать им правовую квалификацию, и разрешить спор по существу.

Руководствуясь статьями ст.ст. 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░7

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-27433/2023 [88-26992/2023]

Категория:
Гражданские
Статус:
Отменен
Истцы
ООО "ХАРТИЯ"
Ответчики
Кулаков В.С.
Кулакова В.Ф.
Кулакова Т.В.
Другие
АО "ЦДУ"
Департамент ЖКХ, транспорта и связи Администрации г.о. г. Рыбинск
ООО УК "ЖКУ"
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Иванова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
09.11.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
09.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее