Дело № 12-125/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г. Кызыл 2 августа 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Тыва Салчак А.А., при секретаре Дарган Ч.Л., рассмотрев жалобу С. на постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 20 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района ** С.,
установил:
27 апреля 2016 года прокурором Бай-Тайгинского района ФИО4 в отношении исполняющего председателя администрации муниципального района ** С. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий.
Постановлением судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 20 июня 2016 года С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ** рублей.
Не согласившись с данным постановлением судьи, С. подал жалобу, просит постановление отменить, указав на необоснованность требований прокурора о предоставлении информации об объемах финансирования программы по профилактике правонарушений, поскольку указанные сведения ежемесячно администрацией предоставляются. Вследствие неточной формулировки требование о предоставлении ответа об исполнении решения суда от 31 октября 2014 года об обязании постановки на баланс погребения в реестр муниципальной собственности, получении в установленном порядке заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы не представилось возможным. Оспаривает законность предъявления требования о порядке осуществления контроля качества специализированного жилья для детей-сирот и решение данного вопроса в компетенцию администрации муниципального района не входит, поскольку заказчиком и подрядчиком выступают другие организации.
В судебном заседании представитель С. по доверенности ФИО5 жалобу поддержала и просила удовлетворить ее по указанным в ней основаниям.
Прокурор ФИО6 просила постановление судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Тыва приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении предусмотрена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона № 2202-1 установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, а также органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу абз.3 п.4 Методических рекомендаций о привлечении к административной ответственности за невыполнение законных требований прокурора одобренных Генеральной прокуратурой РФ следует, что при рассмотрении дел по ст. 17.7 КоАП РФ судами объективно оцениваются причины неисполнения требований прокурора, поскольку нередко последние не исполняются в связи с установлением неразумных сроков, например, срок предоставления значительного объема информации и подтверждающих ее материалов устанавливается в течение от 1 до 3 суток. В таких случаях судом может быть принято решение о прекращении производства по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно Приказу генеральной прокуратуры РФ от 28 мая 2015 года № 265 "О порядке исполнения постановления Конституционного суда РФ от 17 февраля 2015 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при определении органу (организации) срока предоставления по требованию прокурора статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий, необходимо руководствоваться принципом разумности. Установление срока исполнения требования прокурора менее чем в один день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (п. 1.1 ч. 1 Приказа).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района ** С. к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ послужило неисполнение требований прокурора от 28 февраля 2016 года № о предоставлении информации об объемах финансирования и сроков исполнения отдельных подпрограмм в муниципальных образованиях, сведений о расходовании средств за 2015 год в сфере обеспечения сохранности лесов и населенных пунктов от природных пожаров в срок до 1 марта 2016 года; повторного требования от 4 апреля 2016 года № о предоставлении полной информации в части соблюдения бюджетного законодательства при принятии муниципальных программ по профилактике правонарушений и преступлений за 2015 год с указанием объемов финансирования со сроком исполнения до 7 апреля 2016 года.
Требования от 7 апреля 2016 года № о предоставлении информации в части осуществления контроля за качеством предоставляемого жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с обеспечением выделяемых для строительства домов земельных участков инженерной инфраструктуры и целевым использованием бюджетных средств за 2015 год с предоставлением подтверждающих документов в срок до 15 апреля 2016 года, требования от 8 апреля 2016 года № о предоставлении сведений о плановых мероприятиях за 2016 год сроках, объемах финансирования и целей их расходования, принятие нормативно-правовых актов в сфере регулирования межнациональных отношений в сфере регулирования межнациональных отношений и вопросам развития толерантности в обществе, укрепление гражданской идентичности, в том числе в молодежной сроком исполнения до 13 апреля 2016 года.
Также С. вменяется неисполнение требования прокурора от 8 апреля 2016 года №в/2016 о предоставлении сведений в соответствии с распоряжением Правительства Республики Тыва от 14 апреля 2015 года № «Об утверждении плана мероприятий по оформлению земельных участков и осуществлению технологического присоединения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в Республике Тыва» в части выполнения мероприятий указанных в распоряжении о соблюдении земельных участков техническим условиям, мощности, предоставлением актов осмотра электроустановки, опломбировки выполнения технических условий, акта об осуществлении технологического присоединения и расчета потерь в срок до 12 апреля 2016 года и требования от 18 апреля 2016 года № о предоставлении сведений о включении мест погребения в реестр муниципальной собственности государственной регистрации права и получении заключения экологической и санитарно-гигиенических экспертиз в срок до 20 апреля 2016 года.
Из представленной копии книги учета документов направленных с нарочным подтверждается получение Сарыглар (без указания инициалов и занимаемой должности) требований от 4 апреля 2016 года №, от 7 апреля 2016 года №, от 8 апреля 2016 года №, от 18 апреля 2016 года №. При этом повторное требование прокурором направлено только один раз 4 апреля 2016 года за № о предоставлении информации об объемах финансирования и сроков исполнения муниципальных программ по профилактике правонарушений и преступлений за 2015 год.
При этом содержащийся в требованиях прокурора срок представления испрашиваемых сведений, информации должен быть разумным, то есть позволять лицу, которому адресовано такое требование, исполнить его по существу.
Как следует из диспозиции статьи 17.7 КоАП РФ, привлечение к административной ответственности по этой норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер.
При рассмотрении дела судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ не был выяснен имеющий значение для правильного разрешения настоящего дела вопрос о том, имелась ли у С. объективная возможность представить истребованные сведения по 6 различным требованиям с обширным содержанием аналитической информации о различных сферах деятельности за отчетный период 2015 год, как это указано в требованиях прокурора, то есть не установлена виновность С. в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что прокурором Бай-Тайгинского района Республики Тыва ФИО4 для выполнения требований от 28 февраля 2016 года №, 4 апреля 2016 года №, 7 апреля 2016 года №, 8 апреля 2016 года №, 8 апреля 2016 года №в/2016, 18 апреля 2016 года № С. предоставлены неоправданно короткие сроки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах полагаю, что умысел С. на невыполнение в срок законных требований прокурора материалами дела не подтверждается, поскольку возможность исполнения в кратчайшие сроки требований прокурора, судьей районного суда не проверялась, в связи с чем прихожу к выводу, что были допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, тем самым повлекли отмену вынесенного постановления с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях С. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу С. удовлетворить.
постановление судьи Бай-Тайгинского районного суда Республики Тыва от 20 июня 2016 года, вынесенное в отношении исполняющего обязанности председателя администрации муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Тыва А.А. Салчак