Судья Малкова Я.В. УИД 16RS0046-01-2023-003798-44
дело № 2-3842/2023
№ 33-4416/2024
Учет № 066 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 марта 2024 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Земдихановым Н.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Бухарина С.А. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении его иска к ГУ ФССП России по Республике Татарстан, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконным действий, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика ГУ ФССП РФ по РТ – Сердюк Ю.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бухарин С.А. обратился в суд с иском к ГУ ФССП России по Республике Татарстан, Федеральной службе судебных приставов о признании незаконным действий, возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указывается, что 14 марта 2023 года он был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы - главного специалиста-эксперта отдела правового обеспечения ГУ ФССП России по Республике Татарстан и уволен, в связи с достижением предельного возраста пребывания на гражданской службе.
ГУ ФССП России по Республике Татарстан были подготовлены и направлены, через центральный аппарат ФССП России, в Социальный фонд России документы, необходимые для назначения ему пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, в том числе справку о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за 12 полных месяцев, подписанную руководителем Главного управления Закировым А.Ф. и главным бухгалтером Главного управления Ханнановой Р.Н.
В указанной Справке в строке «должностной оклад» указана сумма 8 526 руб., в строке «предельный среднемесячный заработок (2,8 должностного оклада. 0.8 денежного вознаграждения)» указана сумма 23 872 руб. 80 коп., из которой и устанавливается размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Истец считает, что указанные суммы не соответствуют его должностному окладу, установленному согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 2021 г. № 749 в размере 15 225 руб. и размеру предельного среднемесячного заработка (2,8 должностного оклада) – 42 630 руб.
Спорные суммы указаны в Справке в нарушение положений действующего законодательства, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Расчет среднемесячного должностного оклада, который применен Главным управлением и отражен в оспариваемой справке, не соответствует законодательству Российской Федерации. Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, устанавливают порядок расчета среднемесячного заработка, а не среднемесячного должностного оклада, единственное исключение, когда в течение расчетного периода замещались разные должности, с различными окладами в одном либо в нескольких государственных органах, при отсутствии централизованного повышения этих окладов (поскольку пунктом 11 Правил предусмотрена индексация части расчетного периода, предшествующего дате повышения).
Указывает, что он замещал в течение всего расчетного периода только одну должность, следовательно, даже исключение не применимо, а должностной оклад должен быть указан тот, что установлен с 1 января 2023 года по замещаемой должности Указом Президента РФ в размере 15 225 руб.
Также указывает, что в форме самой оспариваемой справки ссылка в строке «должностной оклад» требует указать размер должностного оклада, установленного Указом Президента РФ.
На основании вышеизложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, истец просил суд признать незаконными действия ГУ ФССП России по Республике Татарстан по установлению должностного оклада истца в размере 8 526 руб., предельного среднемесячного заработка (2,8 должностного оклада) в размере 23 872 руб. 80 коп. и внесения должностного оклада и предельного среднемесячного заработка, в указанных размерах, в строки «должностной оклад» и «предельный среднемесячный заработок (2,8 должностного оклада, 0,8 денежного вознаграждения)» справки о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за 12 полных месяцев, подписанной руководителем ГУ ФССП России по Республике Татарстан Закировым А.Ф. и главным бухгалтером ГУ ФССП России по Республике Татарстан Ханнановой Р.Н., признать незаконным размер должностного оклада истца для назначения пенсии за выслугу лет - 8 526 руб., указанный в строке «должностной оклад» справки о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за 12 полных месяцев, подписанной руководителем ГУ ФССП России по Республике Татарстан Закировым А.Ф. и главным бухгалтером ГУ ФССП России по Республике Татарстан Ханнановой Р.Н., признать справку о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за 12 полных месяцев, подписанную руководителем ГУ ФССП России по Республике Татарстан Закировым А.Ф. и главным бухгалтером ГУ ФССП России по Республике Татарстан Ханнановой Р.Н. незаконной, обязать ГУ ФССП России по Республике Татарстан в трехдневный срок направить, через центральный аппарат ФССП России, в Социальный фонд России новую справку о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за 12 полных месяцев с указанием в строке «должностной оклад» суммы 1 5225 руб., в строке «предельный среднемесячный заработок (2,8 должностного оклада, 0,8 денежного вознаграждения)» суммы 42 630 руб.; взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов, за счет казны Российской Федерации, компенсацию морального вреда в размере 500 000 000 руб.
Истец в судебном заседании исковое заявление поддержал, представитель ответчика с иском не согласился.
Представитель третьего лица считал требования не подлежащими удовлетворению
Судом принято решение об отказе в иске.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с данным судебным постановлением, настаивая на изложенной в суде первой инстанции правовой позиции, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается также и на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с увеличением размера должностного оклада согласно Указа Президента РФ от 31 декабря 2021 года.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 21 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер среднемесячного заработка, в том числе сохраненного в соответствии с законодательством Российской Федерации, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, определенный с учетом денежного содержания (оплаты труда), установленного ему в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", не может превышать в соответствующем периоде 2,8 должностного оклада, установленного Президентом Российской Федерации после 1 августа 2006 года по соответствующей должности федеральной государственной гражданской службы. Перечень соответствия должностей, замещаемых указанными лицами, должностям федеральной государственной гражданской службы применительно к должностным окладам, по которым им исчисляется размер пенсии за выслугу лет, утверждается Президентом Российской Федерации.
Порядок определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 818 (далее – Постановление).
Согласно пунктов 2-4 данного постановления для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее - должностной оклад);
б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
е) ежемесячное денежное поощрение;
ж) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме выплат, указанных в пункте 2 настоящих Правил, для определения среднемесячного заработка учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Для определения среднемесячного заработка гражданских служащих, денежное содержание которых устанавливается в виде единого денежного вознаграждения в соответствии с частью 3 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - денежное вознаграждение), учитываются следующие выплаты:
а) денежное вознаграждение;
б) ежемесячное денежное поощрение;
в) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
г) другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 7 Постановления установлено, что при исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.
В соответствии с пунктом 8 Постановления размер среднемесячного заработка при отсутствии в расчетном периоде исключаемых из него в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил времени нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и периода временной нетрудоспособности определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, указанных в пунктах 2 - 4 настоящих Правил, начисленной в расчетном периоде, на 12.
В случае если из расчетного периода исключаются в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году). При этом выплаты, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 2, пункте 3 и подпунктах "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил, учитываются при определении среднемесячного заработка в размере одной двенадцатой фактически начисленных в этом периоде выплат.
Согласно пункта 11 Постановления при централизованном повышении (индексации) в расчетном периоде денежного содержания (денежного вознаграждения) учитываемые при исчислении среднемесячного заработка выплаты, за исключением установленных в фиксированном размере, рассчитываются с учетом соответствующего повышения (индексации), в том числе за часть расчетного периода, предшествующую дате повышения (индексации).
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27 февраля 2023 года №368-к ГУФССП России по Республике Татарстан с Бухариным С.А. прекращен срочный служебный контракт, истец освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы главного-специалиста-эксперта отдела правового обеспечения ГУ ФССП по Республике Татарстан и уволен с федеральной государственной гражданской службы 14 мата 2023 года в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе.
Согласно справке о замещаемых должностях, истец указанную должность замещал с 15 ноября 2021 года по 14 марта 2023 года (1 год 3 мес. 28 дн.).
Истцу выдана справка о размере среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за 12 полных месяцев за период с 15 марта 2022 года по 14 марта 2023 года, согласно которой среднемесячный заработок (без учета районного коэффициента) составляет 94 023 руб. 89 коп., должностной оклад 12 559 руб. 80 коп., предельный среднемесячный заработок (2,8 должностного оклада, 0,8 денежного вознаграждения) 35 167 руб. 44 коп., итого – 35 167 руб. 44 коп.
Согласно справки 2-НДФЛ, общая сумма дохода истца за 2023 год составила 511 692 руб.; за 2022 год – 722 654 руб. 56 коп.
Согласно справки №127 от 8 августа 2023 года, выданной ГУФССП России по РТ, за период с 15 марта 2022 года по 14.03.2023 года средний заработок истца составил: 94 023 руб. 89 коп., а за весь период начислено – 1 128 286 руб. 68 коп. (л.д. 62)
Разрешая спор по существу суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, обстоятельств для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2021г. №749 «О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных служащих» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах федеральных государственных органов с 1 января 2023 года изменен порядок оплаты труда и установлены новые должностные оклады.
Во исполнение пункта 4 Указа принято Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 № 62 для индексации пенсий за выслугу-лет установлен средневзвешенный индекс повышения денежного содержания лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы в территориальных органах федеральных государственных органов, в размере 2,25 с 01.01.2023.
Таким образом, размер пенсии за выслуге лет служащим, замещавшим должности в территориальных органах федеральных государственных органов и ; уволенным в 2023 году, в расчетный период среднемесячного заработка которых для исчисления пенсии за выслугу лет будут включены месяцы, когда им выплачивалось денежное содержание в новом размере, то есть после 1 января 2023 года, часть среднемесячного заработка за расчетный период, предшествующий дате установления новых должностных окладов — до 1 января 2023 года, будут подлежать индексации на средневзвешенный коэффициент повышения денежного содержания 2,25. Ограничение среднемесячного заработка — 2,8 среднего должностного оклада, рассчитывается аналогично (путем суммирования установленному служащему в каждом месяце расчетного периода новых должностных окладов и старых должностных окладов, проиндексированных на указанный индекс повышения денежного содержания, путем деления полученной общей суммы на 12).
В рассматриваемом случае расчет должностного оклада истца за период с 15 марта 2022 по 31 декабря 2022 года произведен исходя из должностного оклада для назначения пенсии за выслугу лет согласно Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года № 763 с учетом Указа Президента РФ от 23 сентября 2022 года № 657, проиндексированного в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 62 в 2,25, и за период с 01 января 2023 года по 14 марта 2023 года исходя из нового должностного оклада, установленного Указом Президента РФ № 749, путем деления полученной общей суммы на 12.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
Также, судом первой инстанции верно обращено во внимание, что Бухарин С.А. является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Так, согласно пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ) гражданам, имеющим право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное - не предусмотрено федеральным законом.
На основании пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом №400-ФЗ, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации № 4468-1 и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ.
Право на одновременное получение двух пенсий за выслугу лет: пенсии за выслугу лет (по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации №4468-1 и пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ- законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Поскольку Бухарин С.А. является получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации №4468-1 и страховой пенсии по старости (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), оснований для установления ему пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, поскольку у истца отсутствует нарушенное со стороны ответчиков субъективное право, подлежащее судебной защите, исковые требования не подлежали удовлетворению.
Согласно абзаца 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, поскольку ответчиком права истца не нарушены, основания для удовлетворения его требований о компенсации морального вреда также отсутствовали.
Доводы апелляционной жалобы истца со ссылкой на неправильный расчет размера оклада государственного служащего, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Другие доводы жалобы в целом выводы суда не опровергают, сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции по существу заявленных требований и получили правильную правовую оценку.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 12 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Бухарина С.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи