Дело №3а-145/2020
УИД21ОS0000-01-2020-000031-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2020 года город Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Евлогиевой Т.Н., при секретаре судебного заседания Тябукове В.В.,
с участием прокурора Михайловой Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Арсентьева Андрея Петровича о признании недействующим в части нормативного правового акта Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики,
у с т а н о в и л:
Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее-Перечень), который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru.28.11.2018) и в газете «Вести Чувашии» №47.01.12.2018.
Пунктом 429 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по <адрес>.
Пунктом 483 Перечня включен объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по <адрес>.
Арсентьев А.П. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия пунктов 429 и 483 названного Перечня, ссылаясь на то, что ему принадлежат на праве собственности указанные объекты недвижимости, не обладающие предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Из ответа Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 15 января 2019 года № 01/32-449 следует, что объект недвижимости, расположенный по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> включен в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, а здание с кадастровым номером <данные изъяты> включен в Перечень исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утв. решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 3 марта 2016 года № 187. Между тем названное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющего вид разрешенного использования «для иных видов использования, характерных для населенных пунктов». Соответственно, вид разрешенного использования земельного участка не является однозначно определенным, безусловно, не предусматривает размещение торгового центра, в связи с чем исходя из установленного вида разрешенного использования земельного участка и в отсутствие проверки фактического использования здания в порядке, предусмотренном Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, указанные объекты недвижимости неправомерно включены в Перечень, чем нарушены права и законные интересы административного истца, так как на него незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В судебном заседании административный истец Арсентьев А.А. не участвовал, реализовал свое право на участие через своего представителя.
Представитель административного истца Матьянова О.О. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске и в уточнении к нему, и вновь привела их суду.
Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что спорные объекты недвижимости правомерно включены в Перечень по признаку наименования объектов недвижимости и по виду разрешенного использования земельных участков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Михайловой Я.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с пунктом «и» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть пятая статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление, изменение и отмена региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 НК РФ).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:
1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;
3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Органом, уполномоченным определять указанный перечень на территории Чувашской Республики, согласно пункту 64 раздела 3 Положения о Министерстве юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2016 года № 422, а также Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13 октября 2014 года № 343, является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.
Указом Главы Чувашской Республики от 6 февраля 2020 года № 20 в связи с преобразованием Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики в Государственную службу Чувашской Республики по делам юстиции функции названного министерства в сфере имущественных и земельных отношений переданы Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 11 марта 2020 года внесены изменения о юридическом лице.
Оспариваемый Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru.28.11.2018) и в газете «Вести Чувашии» №47.01.12.2018 в сроки предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме; порядок принятия, опубликования и введения его в действие не нарушен, что административным истцом не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Арсентьев А.П. является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права от 19.06.2012 № 21-21-01/125/2012-341 (л.д.95).
Названный объект недвижимости согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование магазин «Цветы» (л.д.127).
Из технического паспорта на объект недвижимости – одноэтажное здание из металлического каркаса с утеплением (литера А) с бетонным подвалом (литера А1), изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» по состоянию на 29 марта 2012 года, видно, что названный объект имеет наименование – магазин «Цветы», имеет общую площадь 133, 30 кв.м., в т.ч. площадь торгового зала 56,30 кв.м., холодильной – 9,50 кв.м., что составляет 49,3% общей площади (л.д.106-120).
Представленная в материалы дела исходно-разрешительная документация на названный объект также содержит сведения о строительстве магазина «Цветы» (разрешение на строительство от 25.11.2011 № RU 21304000-127, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.05.2012 № RU 21304000-34с, распоряжение администрации г.Чебоксары от 23.05.2012 № 1709-р «Об утверждении акта приемки и разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта «магазин «Цветы» по <адрес>») (л.д.98-100,129)
Согласно договору купли-продажи земельных участков от 29.10.2012 № 2899-ЛФ, заключенному между продавцом администрацией города Чебоксары и покупателем индивидуальным предпринимателем Арсентьевым А.П., покупателю переданы в собственность земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 78 кв.м. и с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 64 кв.м., расположенные по <адрес>, для эксплуатации магазина «Цветы» (л.д.101-105).
При включении принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, в оспариваемый Перечень, нарушений нормативно - правовых актов, имеющих большую юридическую силу судом не установлено, поскольку оба условия, предусмотренные пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имелись. Представленными доказательствами подтверждено, что данное здание предназначено для использования под торговую деятельность, расположено на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого здания магазина «Цветы».
Арсентьеву А.П. также принадлежит на праве собственности объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о государственной регистрации права от 25.12.2014 № 21-21-01/297/2014-158 (л.д.25,140).
Названный объект недвижимости согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости имеет наименование нежилое здание.
Из технического паспорта на объект недвижимости – трехэтажное здание из сэндвич-панелей (Литера А) с кирпичным подвалом (Литера А1) и одноэтажным пристроем из сэндвич-панелей (Литера А2), изготовленного МУП «Бюро технической инвентаризации и приватизации жилищного фонда» по состоянию на 05 мая 2014 года, видно, что названный объект имеет наименование – многофункциональный торговый центр, назначение – нежилое, имеет общую площадь 3508,5 кв.м., в т.ч. разгрузочный склад - 37,2 кв.м., склад – 96 кв.м. (литера А1), склад – 185, 5 кв.м., торговый зал 1102, 6 кв.м. (Литера А), торговый зал 1261,7 кв.м. (Литера А) (л.л.130-137).
Таким образом, под торговую деятельность используются помещения площадью 2870,9 кв.м., что составляет 81,8 % общей площади здания.
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 04.12.2014 № RU 21304000-68с, выданным администрацией города Чебоксары, введен в эксплуатацию объект капитального строительства – многофункциональный торговый центр, расположенный по <адрес> (ранее по бульвару Эгерский, в районе АЗС «Чувашнефтепродукт») (л.д.75).
Согласно договору аренды земельного участка от 19.05.2015 №104/6120-К, заключенному между арендодателем администрацией города Чебоксары и арендатором индивидуальным предпринимателем Арсентьевым А.П., арендатору передан во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5539 кв.м. с видом разрешенного использования «магазины». (л.д.76-94).
В выписке из ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес> «магазины» (л.д.141).
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным ответчиком при включении принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, в оспариваемый Перечень, нарушений требований законодательства допущено не было, поскольку данный объект недвижимости предназначен для использования под торговую деятельность, расположен на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования «магазины» (л.д.141).
Доказательств того, что на момент включения с оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества в распоряжении Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики имелись иные документы технического учета (инвентаризации), содержащие в себе другую информацию, чем приведенные выше данные технической инвентаризации, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения наименования объектов недвижимости, их вида разрешенного использования.
Учитывая изложенное, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Довод представителя административного истца о не использовании названных зданий под торговую деятельность, в связи с чем, подлежало определение вида фактического использования объектов недвижимости в соответствии Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утв. постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.10.2014 № 343, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из смысла пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования здания подлежит определению в случае отсутствия в документах технического учета сведений, позволяющих определить предназначение здания, чего в спорных правоотношениях не имеется. В данном случае здания включены в Перечень по предназначению, а не по фактическому использованию.
Кроме того, с заявлением об исключении зданий из Перечня к ответчику Арсентьев А.П. обратился лишь 6 декабря 2019 года (л.д.52).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Арсентьева Андрея Петровича о признании недействующими пункта 429 и пункта 483 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 22 ноября 2018 года № 166-о, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит размещению на официальном сайте Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики - интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru либо в республиканской газете «Вести Чувашии» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2020 года