***а-19/2020 (***а-756/2019)
22OS0***-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Вакаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием прокурора <данные изъяты>
административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к <данные изъяты> сельскому Собранию депутатов <данные изъяты> района Алтайского края о признании не действующим в части решения <данные изъяты> сельского Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Генерального плана муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края»,
УСТАНОВИЛ:
решением <данные изъяты> сельского Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Генеральный план муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, частью которого является описание границ населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края (л.д.53-61, 195, т.2).
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее по тексту также – Агентство) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) о признании не действующим со дня принятия указанного нормативного правового акта в части включения в границы населенных пунктов муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района лесных участков <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества Алтайского края, а именно:
в границы <данные изъяты> – в квартале 46 выдела 8 площадью 0,6671 га, выдела 14 площадью 0,5158 га, выдела 15 площадью 0,1460 га, выдела 28 площадью 0,2368 га, выдела 29 площадью 0,0328 га, выдела 31 площадью 0,0495 га, выдела 43 площадью 0,1549 га, всего – 1,8029 га (л.д.5-11,102-104, т.1).
В обоснование требований Агентство указывает на несоблюдение порядка согласования проекта генерального плана, предусматривающего перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов, установленного статьями 24,25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований», приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», с уполномоченным органом, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства в силу пунктов 1,5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В судебное заседание представители административного истца, административного ответчика <данные изъяты> сельского Собрания депутатов <данные изъяты> района, заинтересованных лиц ФГБУ «Рослесинфорг», Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края не явились, извещены надлежаще.
<данные изъяты> сельское Собрание депутатов, первоначально возражая против удовлетворения административных исковых требований, впоследствии представили заявление о признании административного иска (л.д.162, т.2).
Указанные в административном исковом заявлении в качестве заинтересованных лиц Межрегиональное управление Росимущества, Управление Росреестра по Алтайскому краю, администрация города Барнаула исключены из числа лиц, участвующих в деле, определением суда (протокольно) от ДД.ММ.ГГ.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному кодексу, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края наделен статусом сельского поселения с административным центром в <данные изъяты> Законом Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <данные изъяты> района Алтайского края» (статья 2). В состав <данные изъяты> сельсовета включены <адрес> (приложение 4 к Закону Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «О статусе и границах муниципальных и административно-территориальных образований <данные изъяты> района Алтайского края»).
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана сельского поселения и внесение изменений в него относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Генеральный план <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района принят представительным органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 15 статьи 23 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, утв. решением <данные изъяты> сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, большинством депутатов представительного органа (13 депутатов) от установленной статьей 19 Устава численности депутатов (15 депутатов), обнародовано посредством размещения на информационном стенде согласно статье 45 Устава, пункту 4 решения от ДД.ММ.ГГ ***.
Согласно ответа на запрос суда Управления юстиции по Алтайскому краю решение <данные изъяты> сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ *** включено в регистр муниципальных нормативных правовых актом с присвоением ему номера государственной регистрации ДД.ММ.ГГ (л.д.171, т.2).
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана предусмотрены статьями 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Генеральный план в обязательном порядке содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа (пункт 3 части 3, пункт 2 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, которые в силу прямого указания закона, в частности в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся исключительно в федеральной собственности, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В период подготовки Генерального плана <данные изъяты> сельсовета действовал Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденный приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГ ***, который в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в случае включения в соответствии с проектом в границы населенных пунктов земель лесного фонда) закреплял обязанность по направлению уведомления органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе Министерство регионального развития России, которой в свою очередь обладали организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов (пункты 2.1,2.2 Порядка ***).
Федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов, в соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», как в ранее действовавшей редакции в период подготовки оспариваемых актов, так и в редакции, действующей в настоящее время, является Рослесхоз.
Следовательно, Рослесхоз является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В ходе рассмотрения административного дела установлено, что границы <данные изъяты> включают частично земли лесного фонда (общая площадь 1,8029 га), что подтверждается представленными административным истцом и составленными инженерами ФГБУ «Рослесинфорг» схемами наложения границ указанных населенных пунктов и планов лесонасаждений <данные изъяты> лесничества (л.д.105, т.1), выпиской из государственного лесного реестра (л.д.58-63, т.1).
Факт пересечения границ населенных пунктов и земель лесного фонда установлен в ходе мероприятий, поведенных Западно-Сибирским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг», по поручению Федерального агентства лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГ на основании полученной от ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю информации о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах <данные изъяты> лесничества по причине пересечения границ лесничества с границами населенных пунктов (л.д.28, т.1).
Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика. В ходе рассмотрения административного дела представитель административного ответчика, действуя в соответствии с предоставленными доверенностью от ДД.ММ.ГГ полномочиями (л.д.110, т.1), признал административные исковые требования.
В судебное заседание административным ответчиком представлены сведения об отсутствии доказательств извещения о размещении проекта генерального плана поселения в информационной системе федеральных органов исполнительной власти (л.д.182, т.2), что соотносится с содержанием административного искового заявления о непоступлении проекта генерального плана для согласования в Рослесхоз.
Таким образом, в нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы <данные изъяты> сельсовета земель лесного фонда не согласован ни с Минрегионом России, ни с Рослесхозом, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанных документов территориального планирования.
На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом до принятия нормативного правового акта, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований и признании Генерального плана <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, утвержденного решением <данные изъяты> сельского Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, не действующим в части включения в границы <адрес> земель лесного фонда.
Учитывая, что нормативный правовой акт применялся в течение длительного времени, суд исходя из разъяснений пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признает его недействующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении суда о признании нормативного правового акта недействующим подлежит опубликованию.
Согласно статье 46 Устава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, утв. решением <данные изъяты> сельского Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, официальным обнародованием муниципальных правовых актов, соглашений считается размещение их полных текстов на информационном стенде Администрации сельсовета, а также на информационных стендах <данные изъяты>, где они должны находиться в течение не менее семи дней со дня официального обнародования. Следовательно, сообщение о принятом решении суда подлежит обнародованию указанным в Уставе способом, а также на официальном сайте <данные изъяты> сельсовета <адрес>.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края, утвержденный решением <данные изъяты> сельского Собрания депутатов <данные изъяты> района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, в части включения в границы <данные изъяты> в квартале 46 выдела 8 площадью 0,6671 га, выдела 14 площадью 0,5158 га, выдела 15 площадью 0,1460 га, выдела 28 площадью 0,2368 га, выдела 29 площадью 0,0328 га, выдела 31 площадью 0,0495 га, выдела 43 площадью 0,1549 га, всего – 1,8029 га, <данные изъяты> участкового лесничества <данные изъяты> лесничества Алтайского края в границах согласно схеме расположения границ населенных пунктов <данные изъяты> района Алтайского края на плане лесонасаждений <данные изъяты> лесничества, составленной федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг».
Сообщение о принятом решении суда подлежит размещению на информационном стенде Администрации сельсовета, на информационных стендах <данные изъяты>, а также на официальном сайте муниципального образования <данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района Алтайского края.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ