Дело № 2-418/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 января 2013 года, город Пермь
Орджоникидзевский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Симоновой Т.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца – ФИО3, действующей на основании доверенности, удостоверенной (дата) нотариусом г.Перми ФИО4, реестр №...,
представителя СНТ «Садоводческое товарищество №...» - ФИО3, действующей на основании доверенности, удостоверенной (дата) нотариусом г. Перми ФИО5, реестр №...,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказ в принятии заявления о предоставлении в собственность земельного участка, возложении обязанности предоставить в установленном законом порядке земельный участок в собственность, подготовить соответствующее распоряжение,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 является членом СНТ «Садоводческое товарищество №...» в <АДРЕС>. За ФИО1 в СНТ закреплен земельный участок №..., площадью <.....>м..
Истец обратилась в суд с иском к департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании незаконным отказа в принятии заявления о предоставлении ей в собственность земельного участка, возложении обязанности принять заявлении о предоставлении ей в собственность земельного участка №... в кадастровом квартале <.....>, площадью <.....> кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, подготовить соответствующее распоряжение о его предоставлении. В обоснование заявленных исковых требований указала, что, реализовывая право на получение указанного земельного участка в собственность, она обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с соответствующим заявлением. Поданное ею заявление было возвращено с отметкой об отказе в принятии документов. В качестве обоснования отказа указаны ссылки на пункты административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям», а именно на п.п. 2.9.2, 2.9.3, 3.2.3 административного регламента. Считает отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми в приеме заявления незаконным. В департамент земельных отношений администрации г.Перми ею были переданы: заявление, копия паспорта, описание месторасположения земельного участка, заключение о соответствии описании места расположения земельного участка фактически используемого гражданином, геодезическое описание места расположения земельного участка; копия свидетельства о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком СНТ «Коллективный сад № 70». Таким образом, к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка ею были приложены все необходимые документы, предусмотренные ст.28 Федерального закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми нарушает ее право на равный доступ к приобретению земельного участка в собственность. Просит признать незаконным отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми от (дата) в принятии заявления о предоставлении ей в собственность земельного участка, возложить обязанность принять заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка №... с кадастровым кварталом №..., площадью №... кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС> подготовить соответствующее распоряжение о его предоставлении.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без участия.
Представить истца и третьего лица СНТ «Садоводческое товарищество №...» в одном лице в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, суду дала пояснения аналогичные изложенные в исковом заявлении.
Представитель департамента земельных отношений администрации г.Перми в суд не явился, был извещен, суду представил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что с исковыми требованиями не согласен, указал, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом истцом земельном участке, его идентификация до кадастрового номера невозможна. Для определения объекта недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи необходимо наличие всех уникальных характеристик, указанных в ст. 7 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ. В этом случае, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости – выписки из государственного кадастра недвижимости, содержащей уникальные характеристики объекта недвижимости (ч. 4 ст. 14 закона). В отсутствие сведений, необходимых для отражения в государственном кадастре недвижимости (уникальных характеристик), определить недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи не представляется возможным. Принимая во внимание, что в ГКН отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, распоряжение указанным земельным участком не предоставляется возможным, в связи с тем, что он не установлен в качестве индивидуально-определенной вещи, и как следствие, не может являться объектом гражданских прав. Истцом в данном случае в департамент земельных отношений администрации г. Перми не было предоставлено описание месторасположения границ земельного участка. Кроме того, департамент земельных отношений администрации г. Перми не обладает правом предоставления земельного участка, ранее уже предоставленного. В настоящее время испрашиваемый земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования Коллективного сада №.... Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования СНТ №... не прекращено, департамент не вправе распоряжаться указанным земельным участком. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело без участия.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ч.3 ст.3 ЗК РФ).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч.1 ст.5 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статьей 8 ГК РФ определено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В судебном заседании установлено, что (дата) коллективному саду №... вдоль ЛЭП восточнее жилого района Левшино в Орджоникидзевском районе на основании постановления администрации г. Перми от (дата) №... были предоставлены земельные участки: площадью 0,7342га в долгосрочную аренду за счет земель Левшинского лесничества Пермского лесхоза; площадью <.....> в бессрочное (постоянное пользование) за счет городских земель, что подтверждается постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Перми №... от (дата) (л.д. 28), свидетельством о праве бессрочного пользования (л.д.44), договором аренды от (дата) (л.д.29). На основании Постановления администрации г. Перми от (дата) №... коллективному саду №... по администрации Орджоникидзевского района г.Перми для расширения коллективного сада дополнительно предоставлен земельный участок площадью 0,2 Га с западной стороны основного участка в жилом районе Левшино Орджоникидзевского района за счет городских земель (л.д.30). (дата) коллективному саду №... было выдано свидетельство №... о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком №... (бригада №...), площадью <.....> га ж.р. Левшино в Орджоникидзевском районе г. Перми (л.д.31). Садоводческое некоммерческое товарищество «Садоводческое товарищество №...» состоит на учете в налоговом органе (л.д.40-43, 39). ФИО1 была принята в члены СНТ, за ней закреплен земельный участок, площадью №... кв.метров, №.... Закрепление спорного земельного участка за ФИО1 подтверждается также заключением председателя СНТ «Садоводческое товарищество №...» в Орджоникидзевском районе г.Перми от (дата) (л.д.10). Земельный участок №..., общей площадью №... кв. м. предоставленный ФИО1 расположен по адресу: <АДРЕС> №... (л.д.9).
Заключением кадастрового инженера ФИО6 установлено, что земельный участок №..., расположенный по адресу: <АДРЕС> составляет <.....> кв. м., участок находится в границах земельного участка, отведенного коллективному саду №..., на основании постановления администрации г.Перми от (дата) №..., что удостоверяется свидетельством о праве собственности на землю (постоянное бессрочное пользование) №... от (дата) (л.д. 31).
(дата) ФИО1 обратилась в департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка №..., площадью №... кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС> (л.д. 7). К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта (л.д.8), описание места расположения земельного, заверенное председателем правления СНТ «Садоводческое товарищество №...» (л.д.9), заключение о соответствии описания места расположения земельного участка фактически используемого гражданином (л.д.10), схема расположения земельного участка (л.д.11), свидетельство о праве на землю, выданное коллективному саду №..., что подтверждается описью (л.д. 13-15).
На заявлении ФИО1 представителем департамента земельных отношений администрации <АДРЕС> поставлен штамп «В приеме документов отказано», основания п.2.9.2; 2.9.3; 3.2.3. Административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации г.Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности садоводам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям» (л.д.7).
Действительно, Постановлением администрации г.Перми от 24.08.2012 года № 71-П был утвержден Административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации г.Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям» (далее Регламент), который в свою очередь принят в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
В соответствии с пунктами 2.9.2. 2.9.3 Регламента основаниями для отказа в приеме документов являются, в том числе следующие обстоятельства, если:
представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2.7 настоящего Регламента.
представлен неполный пакет документов, указанных в пункте 2.8.1 настоящего Регламента.
Согласно пункту 2.7 Регламента предоставляемые в департамент документы должны быть написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества, адреса должны быть указаны полностью; не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; не должны быть написаны карандашом; не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; должны содержать актуальную и достоверную информацию. Листы представляемых документов должны быть пронумерованы.
Согласно п.2.8.1. Регламента документы должны предоставляться лично Заявителем - гражданином, являющимся членом некоммерческого объединения, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан":
заявление;
копия документа, удостоверяющего личность Заявителя (Заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя (Заявителей);
заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и подтверждается соответствие описания местоположения границ земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином;
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, если такие сведения отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
заявление некоммерческого объединения о прекращении права на предоставляемый земельный участок.
В соответствии с положениями пункта 3.2.3 Регламента прием и регистрацию заявления осуществляет специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, устанавливает предмет обращения, личность Заявителя, его полномочия по представлению заявления, при личном обращении Заявителя либо его представителя в Департамент проверяет документ, удостоверяющий личность.
Специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проверяет представленные документы на соответствие пунктам 2.6-2.8 настоящего Регламента.
При установлении отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проставляет на заявлении штамп (отметку) об отказе в приеме документов "В приеме документов отказано". В штампе (отметке) указываются: основания для отказа со ссылкой на пункты настоящего Регламента; дата; фамилия и инициалы специалиста, ответственного за прием и регистрацию заявления, подпись.
При наличии оснований для отказа в приеме документов, поступивших по почте либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проставляет на заявлении штамп (отметку) об отказе в приеме документов и возвращает его Заявителю без регистрации в Департаменте по почте по адресу, указанному в заявлении.
Между тем, в соответствии с п.2.1 ст.3 Федерального закона РФ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно ч.4 ст.28 Федерального закона РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
Кроме того, статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлены особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации (до 2001 года), для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок является один из следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из хозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, процедура бесплатного оформления прав на участки землевладельцами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан состоит из двух этапов: получение разрешения о передаче участка в собственность в исполнительном органе государственной власти или органе местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, а затем регистрации права собственности в территориальном органе, осуществляющем государственную регистрацию прав. При этом, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобретения садового земельного участка в собственность, и не предусматривает возможности истребования от гражданина-землевладельца предоставления каких-либо иных документов, в том числе кадастрового паспорта на испрашиваемый земельный участок, заявление некоммерческого объединения о прекращении права на предоставляемый земельный участок на всех этапах приобретения земельного участка в собственность.
Требований к оформлению описания местоположения земельного участка, а также к заключению правления некоммерческого объединения в Федеральном законе "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не установлено.
Таким образом, представленное истцом в департамент земельных отношений администрации г.Перми описание местоположения земельного участка не противоречит требованиям закона, при этом само описание содержит определенные данные, в том числе характерные точки границ земельного участка с указанием их координат, которые позволяют определить на местности границы соответствующего земельного участка. Доказательств обратного представителем департамента земельных отношений администрации г.Перми суду не представлено.
В силу ч.1, 2 ст.11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Соответственно, в данном случае положения п.2.8.1 Регламента, послужившие основанием для отказа специалистом департамента земельных отношений администрации г.Перми в принятии заявления истца, не могут применяться, поскольку не соответствуют требованиям ФЗ РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19.12.2003 следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Как следует из искового заявления ФИО1, а также подтверждается материалами дела, к заявлению, представленному в департамент земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении садового земельного участка в собственность, ею были приложены все необходимые документы, установленные ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Соответственно исковые требования ФИО1 о признании отказа департамента земельных отношений администрации г.Перми в принятии заявления о предоставлении земельного участка незаконным, заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Согласно нормам ст. ст. 216, 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком является вещным правом и предоставляется определенным в законе лицам на основании решения государственного или муниципального органа.
Учитывая исключительное право члена СНТ на переоформление и приобретение в собственность земельного участка для садоводства в пределах границ земельного участка, предоставленного данному товариществу, учитывая также, что истребование от гражданина – члена СНТ заявления землепользователя (СНТ) об отказе от права бессрочного пользования участком, положениями ч.4 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не предусмотрено, соответственно моментом прекращения права бессрочного пользования земельным участком у СНТ будет являться момент приобретения его в собственность членом СНТ.
В силу ч.6 ст.28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Учитывая то, что Федеральный закон РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан» не содержит положений, предусматривающих возможность отказа муниципального органа в принятии документов без вынесения решения по обращению гражданина, суд считает возможным возложить на ответчика обязанность принять заявление истца и рассмотреть его в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Исходя из положений действующего законодательства, суд считает, что требования ФИО1 о возложении обязанности на департамент земельных отношений администрации г.Перми подготовить соответствующее распоряжение о предоставлении в собственность земельного участка №..., площадью №....м., расположенного по адресу: <АДРЕС> заявлены истцом преждевременно, поскольку решения об отказе истцу в предоставлении земельного участка ответчиком не принималось, соответственно в данной части между сторонами отсутствует спор и исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать отказ департамента земельных отношений администрации г.Перми от (дата) в принятии заявления ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка <АДРЕС> неправомерным.
Возложить на департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанность принять заявление ФИО1 о предоставлении ей в собственность земельного участка №..., площадью 806 кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС> и рассмотреть его в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на департамент земельных отношений подготовить соответствующее распоряжение о предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка №..., площадью №... кв.м., расположенного по адресу: <АДРЕС> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Симонова Т.В.
<.....>
<.....>