Решение по делу № 2-235/2018 от 04.06.2018

Гр.дело №2-235/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 декабря 2018г. г.Избербаш

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Исаева И.М.,

при секретаре Булкадаровой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Османова Мурада Ибрагимовича, поданному представителем по доверенности Османовым И.М., к Администрации городского округа «город Избербаш» Республики Дагестан о восстановлении срока для обжалования, признании незаконным и отмене постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учёт для получения земельного участка в общий список; о понуждении принять (поставить) на учёт истца с ДД.ММ.ГГГГ по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054,

УСТАНОВИЛ:

Османов Мурад Ибрагимович, действуя через своего представителя по доверенности Османова И.М., обратился в Избербашский городской суд Республики Дагестан с иском к Администрации городского округа «город Избербаш» Республики Дагестан о восстановлении срока для обжалования постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении принять (поставить) на учёт истца с ДД.ММ.ГГГГ по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, в обоснование которого указал следующее.

Османов М.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает по адресу: <адрес>, майор полиции в отставке, инвалид 1 группы, участник боевых действий (удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ), уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ.

Османов М.И. в 2003 году обратился с рапортом в адрес руководства Избербашского ГОВД, чтобы его и членов его семьи приняли на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, но ему предложили обратиться для решения своего вопроса в Избербашскую городскую администрацию. Рассматривая его вопрос, жилищная комиссия, в связи с тем, что в городе с 1990 года городская администрация не строит жильё и в перспективе не предусмотрено жилищное строительство, предложила встать на учёт в списки на получение земельного участка для строительства жилого помещения. Османов М.И., в целях реализации права на обеспечение жилым помещением, по рекомендации жилищной комиссии и ходатайству руководства ОВО при Избербашском ГОВД, снова обратился в городскую Администрацию, чтобы его приняли на учёт для получения земельного участка под строительство жилого помещения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», 20.04.2017, как уволенный из органов внутренних дел Российской Федерации по п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел, 11.07.2016 Османов М.И. обратился в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (Минстрой РД) с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. К заявлению были приложены все необходимые документы согласно порядку обеспечения на территории Республики Дагестан за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных граждан, уволенных с военной службы, утверждённому Постановлением Республики Дагестан от 19.08.2011 №280.

Минстрой РД, рассмотрев заявление, в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения Османову М.И. и его семье на основании пункта 2.6 Постановления Правительства РД от 19.08.2011 №280 «Об утверждении порядка по обеспечению на территории Республики Дагестан за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы» отказал.

Ранее решением Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гр.делу №2-320/2017 был удовлетворён иск Османова М.И.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ названное решение Избербашского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое решение об отказе в иске.

Определением Кассационной инстанции Верховного Суда РД по делу 4Г-649/2018 от ДД.ММ.ГГГГ Османову М.И. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в кассационном порядке.

Причиной отказа предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с выдачей гарантийного письма, о которой Османову М.И. стало известно из определения Кассационной инстанции Верховного суда, явилось то обстоятельство, что Избербашская городская администрация, грубо нарушив Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» городская Администрация поставила Османова М.И. на учёт для получения земельного участка в общий список.

Кроме того, с момента направления в Избербашскую городскую администрацию заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, в адрес Османова М.И. не поступило решение администрации о постановке на учёт либо об отказе в постановке на указанный учёт в 3-месячный срок, как этого требуют Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

В ходе рассмотрения апелляционной жалобы Минстроя также выяснилось, что администрация города и её отдел по учёту и распределению жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, установкой единого порядка постановки на учёт нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, не занимались.

Жилищное учётное дело на Османова М.И. не укомплектовано, не все документы, представленные с заявлением, сохранены, отсутствует даже справка об инвалидности с детства дочери Османовой З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В деле также нет никаких сведений работы общественной комиссии, об уведомлении заявителя о принятом решении, о постановке или об отказе в постановке в очередь на получение земельного участка для строительства жилого помещения, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения или улучшение жилищных условий, как этого требуют Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

В постановлении Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 указан порядок его исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ:

а) в месячный срок обеспечить разработку нормативных правовых актов и иных документов в соответствии с Правилами учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства;

б) организовать учёт военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства;

в) Правительство РФ от 06.09.1998 №1054 поручает разъяснения о применении указанных Правил Министерству труда и социальной защиты РФ;

г) ведение учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется отделами по учёту и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления;

д) вопросы постановки на очередь указанных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.

Постановлением Правительства РД от 19.08.2011 №280 «Об утверждении порядка обеспечения на территории РД за счёт средств Федерального бюджета РФ жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы»:

а) определён Минстрой РД уполномоченным органом исполнительной власти РД по обеспечению на территории РД за счёт средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (Возникает вопрос с какой целью Правительство РД своим Постановлением определило Минстрой РД уполномоченным органом исполнительной власти РД по обеспечению на территории РД за счёт федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, при наличии в составе Правительства РД Министерства труда и социального развития РД, которое непосредственно занимается социальными вопросами);

б) рекомендовано администрациям муниципальных образований Республики Дагестан оказывать необходимую помощь и содействие при проведении Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан работы по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, в соответствии с Порядком, утверждённым настоящим постановлением.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы органов внутренних дел, а также военнослужащих сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» должностные лица, виновные в нарушении порядка постановки на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, необоснованном отказе от получения жилых помещений или улучшения жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, должны нести ответственность согласно законодательству Российской Федерации (Копии документов, нотариально заверенные, подтверждающие доказательства о незаконной постановке на учёт Избербашской городской администрацией Османова М.И. для улучшения жилищных условий, имеются в гражданском деле №2-320/2017 от ДД.ММ.ГГГГ по исковому заявлению Османова М.И.).

Полагает, что срок обжалования постановления Избербашской городской администрации пропущен истцом по уважительным причинам, кроме того, Османов М.И. находился на лечении с ДД.ММ.ГГГГ.

С учётом изложенного, просит суд восстановить срок для обжалования постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, обязать принять (поставить) на учёт истца с 08.09.2003 по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

В последующем Османов М.И., действуя через своего представителя по доверенности Османова И.М., также ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан. Кроме того, посредством направления в суд письменных уточнений и дополнений к иску, изложил исковые требования в следующем виде:

1. Восстановить срок обжалования постановления по жилищным вопросам Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учёт для получения земельного участка Османова Мурада Ибрагимовича (работает ОБО при ГОВД, проживает по <адрес> состав семьи 4 человека) в общий список.

2. Признать указанное постановление по жилищным вопросам Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

3. Обязать Администрацию городского округа «город Избербаш» отменить названное постановление по жилищным вопросам Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

4. Обязать Администрацию городского округа «город Избербаш» принять (поставить) на учёт с ДД.ММ.ГГГГ Османова М.И. по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

Истец Османов М.И., будучи надлежаще извещён о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела рассмотрением на другой срок или о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил, для участия в процессе направил в суд своего представителя.

Представитель истца Османова М.И. по доверенности Османов И.М. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования (с учётом последующих дополнений) в полном объёме, просил удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С доводами представителя Администрации городского округа «город Избербаш», изложенными в судебном заседании, не согласился, считая их необоснованными. В этой части пояснил, что в постановлении Правительства РФ не указано, после какого срока службы сотрудники органов ВД имеют право встать на учёт в органах местного самоуправления. Обеспечение жилыми помещениями граждан уволенных, с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: а) жилого помещения в собственность бесплатно; б) жилого помещения по договору социального найма; в) единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Таким образом, обеспечение жилыми помещениями некоторых граждан на основании Федерального закона N342-ФЗ от 08.12.2010 в форме получения земельного участка для строительства жилого дома является и форма предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Османов М.И., когда его приняли на учёт для улучшения жилищных условий, был лейтенантом милиции, который относился к среднему начальствующему составу органов МВД, когда увольнялся по состоянию здоровья - майором полиции в отставке и уже относился к старшему начальствующему составу органов МВД.

В судебном деле имеется выписка из Постановления Избербашской городской Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что Османов М.И. принят на учёт для улучшения жилищных условий. В соответствии с ЗК без определения разрешённого вида использования земельного участка, вопрос о предоставлении земельного участка не рассматривается.

Османов М.И. уволен из органов ВД в связи с болезнью с выслугой лет в льготном исчислении 21 год 22 дня.

В деле имеются все необходимые доказывающие документы о том, что Османов М.И. действительно состоит на учёте в списке Администрации, как нуждающийся для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в форме получения земельного участка для строительства жилого дома. Кроме того, основанием признания Османова М.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий, на основании Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ, является и проживание его доверителя на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади.

В части доводов представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, приведённых в письменном отзыве на исковое заявление, считает, что в указанном отзыве Минстроя РД на исковое заявление ничего не сказано. Перечисляются только статьи ФЗ от 08.09.2010 «О внесении изменений в ФЗ « О статусе военнослужащих» и Постановления Правительства РД от 19.08.2011 №280 о порядке обеспечения на территории РД за счёт ФБ жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, которые он, т.е. Минстрой, и Администрация городского округа «город Избербаш» грубо нарушали и не исполняли.

Согласно ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим и сотрудникам ВД предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Получается, что если исполнительные органы: Минстрой РД и Администрация ГО «город Избербаш» не соблюдали единого порядка постановки на учёт, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретённого) за счёт средств федерального бюджета, то указанные в ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане лишаются конституционных прав на обеспечение жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, службы органов внутренних дел и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Представитель ответчика Администрации городского округа «город Избербаш» по доверенности Гаджикурбанов А.Г. в судебном заседании исковые требования Османова М.И. не признал, просил отказать в их удовлетворении. Свои возражения мотивировал тем, что Османов И.М. был принят на учёт в общие списки, так как он прослужил всего лишь один год; в правилах под сотрудниками органов ВД понимаются лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов МВД; Османов М.И. был поставлен на учёт без указания разрешённого использования земельного участка; последний был уволен в связи с болезнью; доказательств того, что он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеется. Кроме того, истцом пропущены сроки обращения в суд, и на этом основании, применив срок исковой давности, также просит отказать в удовлетворении исковых требований Османова М.И.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, об отложении рассмотрения дела на другой срок не просило, в направленном суд письменном отзыве представитель Минстроя РД Бухсаев А.Ф. исковые требования не признал, считая их незаконными и необоснованными, при этом изложил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя третьего лица.

С учётом мнения явившихся участников процесса, суд, в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся: истца Османова М.И., а также представителя третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Выслушав объяснения участников процесса, огласив и исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В силу закона избрание способа защиты права принадлежит истцу.

Исходя из изложенных норм законов, суд считает, правомерным обращение Османова М.И. в суд в защиту своих прав, которые, как он полагает, нарушены ответчиком по делу.

Критерием определения вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти либо органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер спорных правоотношений.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры об осуществлении этих прав, соединённые с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с правилами п.1 ст.22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений суды рассматривают и разрешают по правилам гражданского судопроизводства.

В разъяснениях, данных в абзаце 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», указано, что не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), в том числе дела, связанные с реализацией гражданами социальных прав.

Так, согласно этим разъяснениям, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Заявленные Османовым М.И. требования носят гражданско-правовой, имущественный характер, вытекают из правоотношений, регулируемых федеральным законодательством о социальной защите граждан, уволенных с военной службы (службы), а также жилищным законодательством Российской Федерации.

Удовлетворение заявленных требований приведёт к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, в частности, приведёт к признанию социальных прав истца Османова М.И. и членов его семьи на улучшение жилищных условий за счёт средств федерального бюджета.

Учитывая гражданско-правовую природу спорных правоотношений, заявление Османова М.И. подлежит рассмотрению и разрешению в порядке искового производства, предусмотренного ГПК РФ, а не в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений (административное судопроизводство).

Установлено, что решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Османова Мурада Ибрагимовича к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании незаконным бездействия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан по не предоставлению ему, исходя из состава его семьи, единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, как уволенному сотруднику МВД по РД, и об обязании Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить ему, исходя из состава его семьи, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения с выдачей гарантийного письма, – удовлетворено в полном объёме.

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ решение Избербашского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ отменено, с вынесением нового решения об отказе в исковых требованиях Османова М.И.

Определением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по делу №4Г-649/2018 Османову М.И. отказано в передаче кассационной жалобы на Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Указанными судебными актами, вступившими в законную силу, установлены следующие обстоятельства.

Ранее Османов М.И. обратился в суд с иском к Минстрою РД о признании незаконным бездействия по непредоставлению ему единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, как уволенному сотруднику МВД по РД, возложении обязанности предоставить ему, исходя из состава его семьи, единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения с выдачей гарантийного письма.

Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счёт средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Во исполнение указанного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года №1054 утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно п.12 этих Правил ведение учёта военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учёту и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерств внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учёте.

Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца.

О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.

Сведения о постановке на учёт заносятся в личные дела военнослужащих.

Как указано в п.24 Правил из поставленных на очередь военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, органом местного самоуправления составляется единый список очередников на получение (приобретение) жилья.

В силу п.29 Правил граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определённых законодательством Российской Федерации.

Таким образом, судебными инстанциями установлено, что Османов М.И. в вышеуказанном порядке на учёт принят не был; в указанной специальной очерёдности до 1 января 2005 года не состоял, Османов М.И. Администрацией г.Избербаш поставлен на учёт ДД.ММ.ГГГГ в общую очередь для получения земельного участка, соответственно, на него положения п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не распространяются.

Таким образом, постановка на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке специализированного учёта, установленном Правилами от 06.09.1998 №1054, является основополагающим условием признания права граждан, уволенных с военной службы (службы), на обеспечение жилыми помещениями за счёт средств федерального бюджета.

Согласно ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2). При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом (ч.3).

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым, преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определённости. При этом в качестве единого способа опровержения (преодоления) преюдиции во всех видах судопроизводства должен признаваться пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, не допускается оспаривание установленных вступившим в законную силу судебным постановлением обстоятельств, равно как и повторное определение прав и обязанностей стороны спора.

Следовательно, в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ и определение судьи Верховного Суда Республики Дагестан от 16.05.2018 по делу №4Г-649/2018 имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела.

Согласно ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч.2).

В своих исковых требованиях Османов М.И. просит суд восстановить срок для обжалования, признать незаконным и отменить постановление Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также возложить на ответчика обязанность принять (поставить) на учёт истца с ДД.ММ.ГГГГ по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

Юридически значимыми обстоятельствами по рассматриваемому спору являются: уважительность причин пропуска истцом срока обжалования постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, а также допущенное ответчиком нарушение порядка постановки в очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы), в отношении Османова М.И., что повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов последнего, возникновение препятствий к осуществлению истцом его прав и свобод.

Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также ст.256 ГПК РФ, действующих в период возникновения спорных правоотношений, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод… Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом. Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Аналогичный трёх месячный срок установлен также действующей в настоящее время редакцией ч.1 ст.219 КАС РФ.

В своих доводах Османов М.И. в лице своего представителя по доверенности ссылается на то обстоятельство, что решение администрации о постановке на учёт либо об отказе в постановке на указанный учёт в 3-месячный срок, как этого требуют Правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, ему выслано не было.

В то же время, судом указанные доводы истца не могут быть приняты во внимание в качестве обоснования уважительности причин пропуска срока обжалования оспариваемого постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Османов М.И. на основании заявления последнего от ДД.ММ.ГГГГ поставлен Администрацией г.Избербаш на учёт ДД.ММ.ГГГГ в общую очередь для получения земельного участка.

Таким образом, с момента обращения истца в администрацию города с заявлением об улучшении жилищных условий прошло более 15 лет, при этом, суд полагает, что истец, в случае принятия всех разумных мер, проявления соответствующей степени заботливости и осмотрительности, с которыми гражданское законодательство связывает осуществление гражданских прав, не мог не знать о принятом в отношении него, на основании поданного им же заявления, постановлении Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ «По жилищным вопросам», оспариваемым в рамках рассматриваемого спора.

Довод Османова М.И. о том, что о постановке последнего на учёт для получения земельного участка в общий список на основании постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно лишь из Определения Кассационной инстанции Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, также не принимается судом во внимание, так как указанные обстоятельства ранее были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и установлены Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Кроме того, в качестве приложения к иску приложена выписка из постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ, выданная архивным отделом Администрации городского округа «город Избербаш» за исх. от ДД.ММ.ГГГГ, что также свидетельствует о получении указанной выписки истцом ещё в апреле 2017г.

Кроме того, установлено, что Османов М.И. ДД.ММ.ГГГГ обращался в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с приложением необходимых документов, в том числе, оспариваемого им постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о многократном пропуске истцом установленного законом срока обжалования решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, а также общегражданского срока исковой давности, и об отсутствии оснований для его восстановления.

В своих исковых требованиях Османов М.И. также просит признать незаконным и отменить постановление по жилищным вопросам Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о принятии его на учёт для получения земельного участка в общий список, полагая, что ответчик допустил нарушение порядка постановки в очередь на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий в отношении него, что повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов последнего, возникновение препятствий к осуществлению им своих прав и свобод.

Однако, с такими доводами истца суд согласиться не может, исходя из следующего.

Как усматривается из заявления Османова М.И. об улучшении жилищных условий на имя главы Администрации г.Избербаш (копия которого приобщена к материалам дела), датированного ДД.ММ.ГГГГ и подписанного Османовым М.И., заявитель просит принять его на учёт с составом семьи из 4 человек для получения земельного участка. Из указанного заявления не усматривается просьба заявителя о постановке последнего на специализированный учёт (установленный Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), как нуждающегося в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета сотрудника органов внутренних дел, также не изложена просьба об улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, из которых бы следовало волеизъявление Османова М.И. о постановке его на специализированный учёт.

Кроме того, в указанном заявлении Османов М.И. ходатайствует о принятии его на учёт для получения земельного участка, тогда как согласно действующему законодательству улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, состоящих на специализированном учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета, путём предоставления земельного участка не предусмотрено и осуществляется в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.29 Правил от 06.09.1998 №1054, ч.2.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В своём ходатайстве на имя главы администрации г.Избербаш от ДД.ММ.ГГГГ за исх. начальник ОВО при Избербашском ГОВД Магомедов А.Ш. также ходатайствует о предоставлении Османову М.И. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Удовлетворяя заявление Османова М.И. от ДД.ММ.ГГГГ, последний на основании постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в общую муниципальную очередь для получения земельного участка.

Таким образом, оспариваемое истцом постановление Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, принятым на основании заявления истца, не влекущим нарушений прав, свобод и законных интересов последнего, и не создающим препятствий к осуществлению им своих прав и свобод.

Османов М.И. поставлен в муниципальную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, а не в порядке, установленном Правительством РФ для отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы (службы). И имеет право на улучшение жилищных условий из муниципального фонда в соответствии с действующим жилищным и земельным законодательством, а не за счёт средств федерального бюджета.

Соответственно, каких-либо оснований для принятия Османова М.И. на специализированный учёт с ДД.ММ.ГГГГ по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, не имеется, так как суд пришёл к выводу об отсутствии федеральных жилищных обязательств перед Османовым М.И.

Иные доводы сторон, как не имеющие юридического значения при рассмотрении настоящего дела, судом не учитываются.

С учётом установленных обстоятельств, суд считает необходимым в иске отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление Османова Мурада Ибрагимовича, поданное представителем по доверенности Османовым И.М., к Администрации городского округа «город Избербаш» Республики Дагестан о восстановлении срока для обжалования, признании незаконным и отмене постановления Избербашской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учёт для получения земельного участка в общий список; о понуждении принять (поставить) на учёт истца с ДД.ММ.ГГГГ по жилищному вопросу на основании п.12 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи жалобы через Избербашский городской суд Республики Дагестан.

Председательствующий-судья И.М. Исаев

Справка:

мотивированное решение

составлено 21.12.2018

2-235/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Османов М.И.
Османов Мурад Ибрагимович
Ответчики
Администрация городского округа "город Избербаш"
Другие
Османов И.М.
Османов Ибрагим Магомедович
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ
Суд
Избербашский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
izberbashskiy.dag.sudrf.ru
04.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2018Передача материалов судье
08.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
03.08.2018Судебное заседание
20.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.09.2018Судебное заседание
07.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2018Судебное заседание
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2018Судебное заседание
06.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2019Дело оформлено
08.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее