Дело № 2-2411/2022
УИД - 03RS0006-01-2021-006027-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2022 г. город Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдуллина Р.Р.,
при секретаре Ардашировой Л.Р.,
с участием представителя истца Галлямова М.М. - Бикбулатова Ф.В. (доверенность в деле),
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Ясавиевой Г.Р. (доверенность в деле),
представителя ответчика Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Ясавиевой Г.Р. (доверенность в деле),
представителя МБУ Управление жилищного хозяйства ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Насртдиновой А.Ф. (доверенность в деле),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галлямова М.М. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Галлямов М.М. обратился в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма.
В обоснование иска указано, что с 2003 г. по настоящее время истец работает слесарем-сантехником в ЖЭУ № 21 Орджоникидзевского района г. Уфы. В феврале 2008 г. истцу была выделена комната в качестве служебного жилого помещения по адресу: <адрес>. После сноса этого дома в 2015 г. на основании решения профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ ему была выделена комната № в <адрес> <адрес> в качестве служебного жилья. В настоящее время он продолжает проживать в этом жилом помещении общей площадью 22 кв.м. Комната полностью соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой <адрес> г. Уфы на основании акта приема-передачи был передан от ОАО «Уфанефтехим» в МУП «УЖХ» г. Уфы для последующего заключения договоров на предоставление жилищно-коммунальных услуг. После обращения в МБУ УЖХ г. Уфы по вопросу заключения договора социального найма истцу направлен ДД.ММ.ГГГГ ответ, из которого следует, что в связи с тем, что им не было предоставлено распоряжение Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа о заключении договора социального найма по адресу: <адрес>, заключить договор социального найма не представляется возможным. В связи с этим он обратился в Администрацию Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан по вопросу заключения договора социального найма и предоставил все необходимые документы, но истцу было отказано на том основании, что информация об объекте - комната № <адрес> г. Уфы согласно справки ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, отсутствует; согласно письмам Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ комната №, расположенная по вышеуказанному адресу, в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа РБ не значится. Однако, как следует из постановления Главы администрации г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено: п.3 МУП «УЖХ г. Уфы» принять в управление жилые дома по адресу: <адрес> и <адрес> заключением договоров на техническое обслуживание с подрядными организациями; п.4.1. Комитету по управлению собственностью г. Уфы принять жилые дома в ведение (казну) г. Уфы; п. 4.5. внести соответствующие изменения в реестр государственного имущества, находящегося в ведении администрации г. Уфы. Поскольку постановлением Главы администрации г. Уфы были внесены изменения в реестр государственного имущества по всему жилому дому № по <адрес> г. Уфы отсутствие информации о комнате № по данному адресу не может служить основанием для отказа заключить с истцом договор социального найма. При этом были нарушены его права, предусмотренные Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ. С 2015 г. истец проживает в комнате по указанному адресу, за коммунальные услуги он оплачивать не может и лишен права зарегистрироваться в связи с отсутствием договора социального найма. При обращении в администрацию Орджоникидзевского района городского округа город Уфа по вопросу заключения указанного договора социального найма ему было разъяснено, что разрешить этот вопрос возможно только в судебном порядке.
На основании изложенного, истец просит:
- признать комнату № общей площадью 22 кв.м. по адресу: <адрес> жилым помещением;
- признать за Галлямовым М.М. право пользования жилым помещением в комнате №, расположенной в <адрес>
- обязать Администрацию Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан заключить с истцом договор социального найма на жилое помещение общей площадью 22 кв.м. в комнате № <адрес>
В судебном заседании представитель истца Галлямова М.М. - Бикбулатов Ф.В. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Ясавиева Г.Р., представитель МБУ Управление жилищного хозяйства ГО г. Уфа Республики Башкортостан - Насртдинова А.Ф. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований за необоснованностью, данное помещение является не жилым.
Истец Галлямов М.М., представитель ЖЭУ № 21 в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, и с учетом требований статьи 154 названного Закона - сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Заслушав участников процесса, проверив и оценив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 1541-1) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 11 Закона РФ № 1541-1установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как следует из п. 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 № 4-П, названной выше нормой законодатель восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Материалами дела установлено, что постановлением Главы администрации г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ № было постановлено: п. 3 МУП «УЖХ г. Уфы» принять в управление жилые дома по адресу: <адрес>, Орджоникидзевский <адрес> и <адрес> заключением договоров на техническое обслуживание с подрядными организациями; п. 4.1. Комитету по управлению собственностью г. Уфы принять жилые дома в ведение (казну) г. Уфы; п. 4.5. внести соответствующие изменения в реестр государственного имущества, находящегося в ведении администрации г. Уфы.
Из выписки из протокола заседания администрации профсоюзного комитета ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было рассмотрено заявление Галлямова М.М., который работает с 2003 г. кровельщиком в МУП «ЖРЭУ-21» о выделении жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> в качестве служебного жилья.
Согласно трудовой книжке Галлямов М.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал кровельщиком в ЖРЭУ-21. ДД.ММ.ГГГГ принят переводом в ООО «ЖЭУ-21» на должность кровельщика и работает по настоящее время слесарем-сантехником в ООО «ЖЭУ №».
Как указывал истец, с 2003 г. по настоящее время он работает слесарем-сантехником в ЖЭУ № 21 Орджоникидзевского района г. Уфы. В феврале 2008 г. истцу была выделена комната в качестве служебного жилого помещения по адресу: <адрес>. После сноса этого дома в 2015 г. на основании решения профсоюзного комитета от ДД.ММ.ГГГГ ему была выделена комната № в <адрес> <адрес> в качестве служебного жилья. В настоящее время он продолжает проживать в этом жилом помещении общей площадью 22 кв.м. Комната полностью соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям.
Ранее Галлямов М.М. свое право на приватизацию не использовал.
Истец обращалась в МБУ «УЖХ городского округа город Уфа РБ», Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлениями о заключении договора социального найма жилого помещения и о передаче жилого помещения в собственность. В заключении договора социального найма истцу было отказано ввиду того, что правоустанавливающие документы на жилое помещение не предоставлены. Также Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано в приватизации жилого помещения ввиду отсутствия договора социального найма.
Здание по адресу <адрес> постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № передан в муниципальную собственность.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условия, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Следовательно, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Основанием заключения договора социального найма является, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Таким образом, решение администрации о предоставлении гражданам жилого помещения на условиях договора социального найма принимается в форме постановления администрации.
Между тем, какого либо решения о предоставлении Галлямову М.М. в установленном законом порядке собственником спорного жилого помещения либо по иным законным основаниям на условиях договора социального найма, либо доказательств того, что истица была заселена в помещение до передачи муниципалитету в качестве его работника, материалы дела не содержат.
Согласно техническому паспорту МХПТИЖиНС «Уфатехинвентаризация» первый этаж здания Вологодская 27/1, куда входит спорная комната, является нежилым помещением.
МБУ УЖХ ГО г. Уфа письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщило истцу, что для перевода нежилого помещения в жилое необходимо представить предусмотренный законодательством пакет документов. Галлямов М.М. необходимые документы не представил.
Из выписки из протокола заседания администрации профсоюзного комитета ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что было рассмотрено заявление Галлямова М.М., который работает с 2003 г. кровельщиком в МУП «ЖРЭУ-21» о выделении жилого помещения по адресу: <адрес> качестве служебного жилья в качестве служебного жилья.
Более того, правом пользования, владения и распоряжения данным помещением ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» не обладает, поскольку не является собственником.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
Сведений о том, что данное помещение значилось в составе специализированного жилищного фонда или является служебным жилым помещением, предназначенным для проживания в нем в связи с характером трудовых отношений, материалы дела не содержат.
Указанное помещение не находилось в хозяйственном ведении либо в оперативном управлении и не могло быть предоставлено для проживания в связи с характером трудовых отношений начиная с 2015 года.
Доказательств того, что ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» обладает правом распоряжения муниципальными помещениями, также не имеется, в связи, с чем протокол заседания профсоюзного комитета ООО «ОЖХ Орджоникидзевского района ГО г. Уфа» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилой комнаты № по адресу <адрес>, для проживания в связи с нуждаемостью в качестве служебного жилья, также не является законным основанием для заселения и проживания истца.
Таким образом, вселение в указанное помещение было произведено самовольно, без законных на то оснований, поскольку законного решения о вселении либо предоставлении Галлямову М.М. спорного помещения в качестве жилого, равно как и нежилого, органами местного самоуправления не выносилось.
В соответствии с предоставленной ГБУ РБ «ГКО и ТО» копией поэтажного плана по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помещение 3, расположенное на первом этаже по адресу: <адрес> не является жилым. Также нет, каких-либо документов, подтверждающих перевод нежилого помещения в жилое, как и отсутствует сама отметка о самовольной перепланировке.
Таким образом, указанное жилое помещение является нежилым и входит в состав помещений, являющихся муниципальной собственности.
При указанных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Галлямова М.М. к Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, должно быть отказано.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░