ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Дело № 3а- 161/2021 УИД21OS0000-01-2021-000062- 75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Ленковского С.В.,
при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,
при участии административного истца Сымолкиной Н.В.,
представителя административного ответчика администрации города Чебоксары Крупяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сымолкиной Надежды Валерьевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Сымолкина Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с администрации г. Чебоксары Чувашской Республики компенсации за нарушение права на исполнение судебного решения в разумный срок в размере 100 000 рублей.
Заявленное требование мотивировано тем, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 июня 2018 года на администрацию г.Чебоксары возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма не менее нормы предоставления жилого помещения. Постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению исполнительских производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике ( далее УФССП России по ЧР), выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары, возбуждено исполнительное производство №93826/18/21002–ИП о возложении обязанности на администрацию г. Чебоксары предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма и предложено в 5 – дневный срок со дня получения указанного постановления добровольно исполнить требование, указанное в исполнительном документе.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28 сентября 2018 года администрации г. Чебоксары была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2018 года.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 12 марта 2019 года заявление администрации г. Чебоксары о предоставлении отсрочки исполнения решения оставлено без удовлетворения.
Считает, указанная продолжительность неисполнения судебного решения нарушает её права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебном заседании административный истец Сымолкина Н.В. поддержала заявленное требование; представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары Крупякова А.В. возражала относительно заявленного требования, указывая на то, что решение суда не исполнено по объективным причинам, представила письменный отзыв на исковое заявление и ряд письменных документов, подтверждающих, что администрацией г. Чебоксары проводится работа по выполнению решения, но выполнить его не представилось возможным. Кроме того указала на то, что разумный срок исполнения судебного акта не истек, процедура приобретения квартир для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает их закупку на аукционе, при проведении которых строительные организации не подают заявки по причине низкой стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья. Администрацией города принимаются все меры для своевременного исполнения многочисленных решений судов. Однако, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации размер стоимости 1 кв.м. в Чувашской Республике, в отсутствие дотаций из местного и республиканского бюджетов, не позволяет в полной мере обеспечить жильем всех нуждающихся граждан вышеназванной категории.
Согласно представленного отзыва на административное исковое заявление ответчик не признает иск и привел доводы и аргументы, по какой причине Сымолкиной Н.В. до настоящего времени не представлена квартира.
Протокольным определением суда от 29 января 2021 года по ходатайству административного ответчика в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Чебоксары, МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары и Финансовое управление администрации.
Остальные лица, участвующих в деле, в судебном заседании не присутствовали.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в силу статьи 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 № 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно части 1 статьи 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах, и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Исходя из положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. То есть, исполнительное производство является стадией судопроизводства.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 право на судебную защиту, включающее в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон № 68-ФЗ) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» - далее Постановление Пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).
Частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 36 указанного Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных ч.ч. 2 - 6.1 настоящей статьи.
Из положений части 3 статьи 1 Закона № 68-ФЗ следует, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как видно из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 19 июня 2018 года на администрацию города Чебоксары возложена обязанность предоставить Сымолкиной Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам (гражданское дело № 2-2167/2018).
16 ноября 2018 года на основании исполнительного листа от 29 августа 2018 года серии ФС № 019769748, выданного по указанному выше гражданскому делу постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике (далее – судебный пристав-исполнитель) возбуждено исполнительное производство № 99142/19/21002-ИП и должнику (администрации города Чебоксары) установлен пятидневный срок для исполнения судебного постановления.
27 августа 2018 года ответчик по делу – администрация г. Чебоксары Чувашской Республики обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28 сентября 2018 года удовлетворено ходатайство администрации г. Чебоксары, предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда на срок до 31 декабря 2018 года.
24 января 2019 года администрация г. Чебоксары Чувашской Республики повторно обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Определением суда от 12 марта 2019 года указанное заявление оставлено без удовлетворения.
Требования исполнительного документа не исполнены до настоящего времени.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Как разъяснено в пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч.ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (ст.434 ГПК РФ).
Из материалов гражданского дела № 2-2167/2018 усматривается, что исполнительный лист Сымолкиной Н.В. получен 29 августа 2018 года.
Обращение в суд с настоящим иском последовало 5 апреля 2021 года.
На момент рассмотрения настоящего спора исполнение требования исполнительного документа не осуществлено.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска продолжительность неисполнения решения суда с момента его вступления в законную силу составила более двух лет.
Судом установлено, что на момент рассмотрения настоящего спора на исполнении администрации города Чебоксары находится более 100 неисполненных решений суда об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам. Специализированный жилищный фон формируется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» города Чебоксары периодически объявляются аукционы на приобретение квартир для данной категории граждан.
Суду ответчиком в обоснование своей позиции представлены: информация о субвенциях, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет г. Чебоксары для осуществления полномочий по обеспечению благоустроенными помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за 2019 - 2020 гг., информация с официального сайта Единая информационная система в сфере закупок, официальная переписка ответчика с уполномоченными на распоряжение бюджетными средствами Чувашской Республики органами.
Так, соглашением №11-06/20/11 от 20 февраля 2019 года о предоставлении субвенции бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», и по ведению учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку от 20 февраля 2019 года, заключенного между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики предусмотрено, что финансирование расходов на указанные цели осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местному бюджету по настоящему соглашению (п. 1.2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 1.2.1. названного Соглашения на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, выделено 64890 058 рублей за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
В силу части 2 статьи 14.7 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей –сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещения специализированного жилого фонда, осуществляется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации и других предусмотренных данной нормой показателей.
Приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» для Чувашской Республики установлен норматив – 37 542 руб. за 1 кв.м.
Вместе с тем, средняя рыночная цена квадратного метра жилого помещения без отделки по Чувашской Республике составляет 48000 рублей за 1 кв.м.
При таком положении дел ввиду затруднительности приобретения на рынке жилья в г. Чебоксары квартир для данной категории граждан по установленным в нормативном порядке ценам, в 2019 г. из предоставленной администрации города Чебоксары суммы субвенций в размере 65404,2 тыс.руб. освоено 40301,1 тыс.руб. Неосвоенные на 39% денежные средства возвращены в бюджет в соответствии с главой 4 Соглашения. 25 декабря 2019 года заключен контракт на предоставление 29 квартир для данной категории граждане. Передача квартир должна была состояться до 21.12.2018, однако квартиры администрации были предоставлены лишь 11.03.2019 года, которые были распределены. На 2020, 2021, 2022 и 20 23 года выделено 132226 760 рублей. 02.04.2019 на сайте Государственных закупок был объявлен электронный аукцион по закупке 30 квартир. По итогам аукциона заключен контракт на приобретение 6 квартир, которые распределены. В 2020 году обьявлено 9 аукционов, которые не состоялись.
Таким образом, выделенные из бюджета денежные средства не были в полном объеме направлены на приобретение и предоставление жилья по причине отсутствия правовых процедурных рычагов, позволяющих изменение стоимости приобретаемого жилья в зависимости от условий рынка, при недостаточности средств местного бюджета для покрытия недостающей части стоимости жилья.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом процессуальных сроков на обращение в суд, наличии обстоятельств, подтверждающих нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок, наличии права на присуждение компенсации.
При этом, отсутствие реальных процедурных рычагов для покупки квартир на рынке жилья по ценам выше предусмотренных нормативными правовыми актами, отсутствие достаточного финансирования для исполнения требований исполнительного документа, не могут служить основанием для освобождения от предусмотренной законодательством ответственности за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заявленная административным истцом сумма компенсации в размере 100 000 рублей является чрезмерной. Определяя сумму компенсации, суд исходит из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, из степени нарушения прав взыскателя на своевременное исполнение судебного решения, комплекса мер, принятых административным ответчиком для исполнения требований исполнительного документа, предмет требования исполнительного документа, необходимости принятия со стороны органа местного самоуправления мер по проведению торгов и заключению муниципальных контрактов, и полагает необходимым установить сумму компенсации Сымолкиной Н.В. за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумный срок, в размере 20 000 рублей. По мнению суда, эта сумма является справедливой, обеспечивающей индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение такого права, определенной с учетом обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для административного истца, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно положениям статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно положению о Финансовом управлении администрации г. Чебоксары, утвержденном решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.12.2019 № 1959 «Об утверждении Положения о финансовом управлении администрации города Чебоксары», управление является функциональным органом администрации города Чебоксары, созданным для осуществления полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере регулирования бюджетных и финансовых правоотношений на территории муниципального образования г. Чебоксары. Оно же осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета г. Чебоксары, предусмотренных на содержание финансового управления и реализацию возложенных на финансовое управление функций (п. 1, 3.1 Положения). Ранее действовало Положение, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 19 апреля 2012 года № 541, содержащее аналогичные нормы.
В соответствии с положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 октября 2019 года № 1896 Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в числе прочих, функции по обеспечению контроля над ведомственными учреждениями при проектировании, строительстве реконструкции объектов местного значения, в том числе жилищного, полностью или частично финансируемых из бюджетов всех уровней. Оно же является получателем бюджетных средств, утвержденных в бюджете г. Чебоксары, в рамках реализации адресной инвестиционной программы г. Чебоксары и расходов инвестиционного характера, предусмотренных в бюджете г. Чебоксары (подпункты 1, 51 п. 3.1 Положения), что указывает на данный орган, как на распорядителя денежных средств местного бюджета в соответствующей области.
Таким образом, исполнение решения суда подлежит осуществлению Финансовым управлением администрации г. Чебоксары за счет средств бюджета города Чебоксары путем перечисления денежной суммы на счет, открытый на имя Сымолкиной Н.В. в ПАО «Сбербанк России».
Применительно к положениям ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат также взысканию с администрации г. Чебоксары расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьей 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Сымолкиной Н.В. о взыскании с администрации г. Чебоксары Чувашской Республики компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования города Чебоксары Чувашской Республики за счет средств бюджета города в пользу Сымолкиной Надежды Валерьены 20 000 (двадцать тысяч) рублей и 300 рублей в качестве судебных расходов в счет компенсации расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнение решения суда возложить на Финансовое управление администрации г. Чебоксары за счет средств бюджета города Чебоксары путем перечисления денежной суммы на счет, открытый на имя Сымолкиной Надежды Валерьены в ПАО «Сбербанк России».
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.В. Ленковский
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2021 года