21 марта 2023 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе судьи Комоловой А.А.
с участием прокурора Кананяна А.А.,
обвиняемого ФИО1,
защитника Звездиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Родионовой Э.Н.,
рассмотрев апелляционные жалобы защитника Звездиной О.В. и обвиняемого ФИО1 на постановление Советского районного суда г.Иваново от 09 марта 2023 года о продлении срока содержания под стражей в отношении
ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, несудимого,
обвиняемого в совершении пяти преступлений, предусмотренных пп. «а», «б» ч.2 ст.158 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных п. «а», «г» ч.2 ст.161 УК РФ, а также преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161, п. «а» ч.2 ст.163 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Обжалуемым постановлением срок содержания под стражей обвиняемого ФИО1 продлён на 1 месяц, а всего до 8 месяцев 15 суток, то есть по 09 апреля 2023 года включительно.
В апелляционной жалобе защитник Звездина О.В. просит постановление изменить, избрать ФИО1 более мягкую меру пресечения в виде домашнего ареста, ссылается на п.3, 21, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2013 года № 41, ч.1 ст.107 УК РФ, указывает следующее:
- ФИО1 уверил суд, что не намерен скрываться и совершать преступления, будет являться по первому требованию для проведения следственных действий с его участием, квартира, в которой он планирует содержаться под домашним арестом, принадлежит его бабушке, которая является пенсионером и имеет материальную возможность его содержать;
- доводы органов предварительного расследования о возможности ФИО1 скрыться и продолжить заниматься преступной деятельностью являются необоснованными, не нашли подтверждения в судебном заседании;
- необходимость производства следственных действий по делу не является безусловным основанием для продления срока содержания под стражей;
- основания, по которым ФИО1 не может быть избрана более мягкая мера пресечения, суд не привёл.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Советского района г.Иваново Фролова Е.А. просит оставить её без удовлетворения.
В апелляционной жалобе обвиняемый ФИО1 просит постановление отменить ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и существенного нарушения уголовно-процессуального закона, избрать ему иную меру пресечения, указывает следующее:
- судом не принято во внимание, что мера пресечения была избрана в отношении его постановлением суда от 13 марта 2022 года, в связи с чем срок его фактического нахождения под стражей превышает 12 месяцев, что нарушает его права и свободы, наличие исключительных обстоятельств для продления срока его содержания под стражей свыше 6 месяцев и тем более свыше 12 месяцев судом не установлено;
- судом не учтены положения ч.4 ст.153 УПК РФ о правилах определения срока производства при соединении уголовных дел;
- в постановлении не оценены его доводы об отсутствии намерений скрываться и совершать новые преступления, наличии хронического заболевания (пиелонефрит), малолетнего ребёнка и девушки на инвалидности, а также возможности проживания по месту регистрации в случае нахождения под домашним арестом.
Заслушав обвиняемого и защитника, поддержавших апелляционные жалобы, прокурора, возражавшего против их удовлетворения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В производстве СО по Советскому району г.Иваново находится уголовное дело, в рамках которого в одно производство соединены 17 уголовных дел в отношении троих лиц, одним из них является ФИО1, которому предъявлено обвинение в совершении 11 из указанных преступлений.
Впервые ФИО1 задержан 04 февраля 2022 года в порядке ст.91, 92 УПК РФ в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ.
06 февраля 2022 года ФИО1 освобождён и в тот же день вновь задержан в порядке ст.91, 92 УПК РФ в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ.
07 февраля 2022 года ФИО1 предъявлено соответствующее обвинение и 08 февраля 2022 года постановлением Ленинского районного суда г.Иваново ему избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, которую он нарушил, скрывшись 17 февраля 2022 года.
11 марта 2022 года ФИО1 вновь задержан в порядке ст.91, 92 УПК РФ – в качестве подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, в тот же день ему предъявлено обвинение в совершении указанного преступления.
13 марта 2022 года постановлением Октябрьского районного суда г.Иваново ФИО1 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 1 месяц 25 суток – до 05 мая 2022 года.
Срок содержания обвиняемого под стражей продлевался постановлениями того же суда от 30 апреля, 25 июля 2022 года, а также постановлениями Советского районного суда г.Иваново от 19 августа, 15 сентября 2022 года – до 07 месяцев 20 суток, то есть до 16 октября 2022 года.
31 августа 2022 года ФИО1 предъявлено обвинение в совершении пяти преступлений, предусмотренных п. «а», «б» ч.2 ст.158 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ, двух преступлений, предусмотренных п. «а», «г» ч.2 ст.161 УК РФ, а также преступлений, предусмотренных ч.1 ст.161, п. «а» ч.2 ст.163 УК РФ.
07 сентября 2022 года уголовное дело по обвинению ФИО1 и ещё двоих лиц поступило в прокуратуру Советского района г.Иваново в порядке ст.220 УК РФ, а 10 октября 2022 года с утверждённым обвинительным заключением – в Советский районный суд г.Иваново.
28 декабря 2022 года на основании постановления Советского районного суда г.Иваново (вступившего в законную силу 14 февраля 2023 года) уголовное дело возвращено прокурору в порядке ст.237 УПК РФ, мера пресечения ФИО1 в виде заключения под стражу оставлена без изменения, 07 февраля 2023 года постановлением Ивановского областного суда её срок продлён до 10 марта 2023 года.
09 марта 2023 года уголовное дело поступило в СО по Советскому району г.Иваново, предварительное следствие возобновлено, установлен срок до 09 апреля 2023 года.
При рассмотрении ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого ФИО1 под стражей суд проверил наличие оснований, предусмотренных ст.97 УПК РФ, учёл обстоятельства, указанные в ст.99 УПК РФ, обосновывающие продление срока меры пресечения, проверил обоснованность доводов следователя о невозможности окончания расследования в ранее установленный срок.
Вопреки доводам защитника, продление срока содержания ФИО1 под стражей обусловлено не самой по себе необходимостью производства следственных действий, а конкретными фактическими обстоятельствами, свидетельствующими о том, что обвиняемый в случае нахождения на свободе может скрыться от органов предварительного следствия, продолжить заниматься преступной деятельностью: ФИО1 обвиняется в совершении 11 умышленных преступлений, пять из которых относятся к категории тяжких, другие семь являются преступлениями средней тяжести, официального трудоустройства, а следовательно, легального источника дохода не имеет, находится под диспансерным наблюдением в ОБУЗ «ИОНД», ранее нарушал избранную в рамках расследования данного дела меру пресечения в виде домашнего ареста.
Указанные обстоятельства на момент рассмотрения ходатайства следователя не изменились и свидетельствует о невозможности обеспечения надлежащего поведения ФИО1 в случае избрания более мягкой меры пресечения.
Сведения о наличии у обвиняемого малолетнего ребёнка, а также хронического заболевания судом во внимание приняты.
Доводы об отсутствии у ФИО1 намерений скрываться и совершать преступления, готовности являться для проведения следственных действий, наличии условий для исполнения домашнего ареста вывод суда о необходимости продления срока его содержания под стражей не опровергают, поскольку сведения о личности ФИО1, о нарушении им ранее избранной не связанной с изоляцией от общества меры пресечения свидетельствуют о наличии реальной возможности совершения им действий, предусмотренных п.1, 2 ч.1 ст.97 УПК РФ.
Несмотря на фактическое нахождение ФИО1 в условиях СИЗО с марта 2022 года, его довод о нарушении ч.2, 3 ст.109 УПК РФ ввиду отсутствия исключительных обстоятельств для продления срока содержания под стражей свыше 12 месяцев является ошибочным. Из системного толкования ч.2, 3 ст.109 УПК РФ и ч.2, 3 ст.255 УПК РФ следует, что исчисление сроков содержания под стражей в стадиях предварительного расследования и судебного разбирательства осуществляется автономно. На момент поступления дела в суд 10 октября 2022 года срок содержания обвиняемого под стражей составил 7 месяцев 15 суток, период содержания ФИО1 под стражей с указанной даты до 09 марта 2023 года (даты возобновления предварительного следствия после возвращения дела на дополнительное расследование) в общий срок содержания под стражей в рамках предварительного расследования не включается. Продление срока содержания ФИО1 под стражей на 1 месяц, а всего до 8 месяцев 15 суток, не является чрезмерным, и при наличии вступившего в законную силу постановления суда от 19 августа 2022 года, которым установлены основания для продления срока свыше 6 месяцев, предельных сроков содержания лица под стражей на этапе досудебного производства по уголовному делу не превышает.
Основания для вывода об игнорировании судом положений ч.4 ст.153 УПК РФ о правилах определения срока производства при соединении уголовных дел отсутствуют. Постановлением Октябрьского районного суда г.Иваново от 30 апреля 2022 года общий срок содержания ФИО1 под стражей определён с учётом его задержания с 04 по 06 февраля 2022 года, а также времени нахождения под домашним арестом. В последующем срок действия меры пресечения также исчислялся с учётом указанных сроков.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения ходатайства следователя, судом выяснены.
Постановление отвечает требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ.
Нарушений закона, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.38920, 38928, 38933 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Советского районного суда г.Иваново от 09 марта 2023 года о продлении срока содержания под стражей в отношении в отношении ФИО1 оставить без изменения, апелляционные жалобы обвиняемого ФИО1 и защитника Звездиной О.В. – без удовлетворения.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 471 УПК РФ.
Судья Комолова А.А.