2-807/2023
УИД 23RS0003-01-2023-000115-05
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Михина Б.А.
при секретаре Зайцевой О.С.
с участием истцов Мустяца Э.З. и Ивановой Л.А., представителя третьего лица без самостоятельных требований ООО «УК «Управленец» Новиковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Мустяца Э. З., Спица А. В., Ивановой Л. А., Яблонцевой И. В. к Акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги за октябрь, ноябрь 2022 года незаконным и проведении перерасчета,
у с т а н о в и л:
Мустяца Э.З., Спица А.В., Иванова Л.А., Яблонцева И.В. обратились в суд с иском к Акционерному обществу «Теплоэнерго» о признании расчета коммунальной услуги за октябрь, ноябрь 2022 года незаконным и проведении перерасчета.
В обоснование заявленных требований указано, что протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, корпус 8, проводимого в форме очно-заочного голосования от 13.07.2020 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, выбрано ООО «УК «Управленец». Большинством голосов собственниками принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО «Теплоэнерго» согласно ФЗ №59 от 03.04.2018 г.
Протоколом № 1 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.-к. Анапа, <адрес>, корпус 9, проводимого в форме очно-заочного голосования от 03.08.2020 г. собственниками выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией, выбрано ООО «УК «Управленец». Большинством голосов собственниками принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО «Теплоэнерго» согласно ФЗ №59 от 03.04.2018 г.
В ноябре 2022 г. Мустяца Э.З., собственник <адрес> указанного <адрес>; Спица А.В., собственник <адрес>; Ивановой Л.А., собственник <адрес>; Яблонцевой И.В., собственник <адрес>, были получены платежные документы от АО «Теплоэнерго» за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление. Анализируя платежные документы стало ясно, что при расчете коммунальной услуги отопление за ноябрь 2022г. не были использованы показания индивидуальных приборов учета, установленных в указанных многоквартирных домах для определения объемов тепловой энергии на отопление по каждой квартире. Для расчета ответчиком были применены нормативы потребления тепловой энергии. Истцы обратились к ответчику за разъяснениями, на что получили ответ, что в отопительном периоде 2022г. общедомовые приборы учета и индивидуальные приборы учета на отопление не принимаются к расчету в связи с одним прибором учета теплоснабжения на два дома. Уведомления о подобном решении ответчика собственники помещений не получали.
Истцы запросили документы, имеющиеся у ООО «УК «Управленец». В результате запроса стало известно, что исх. № 1596 от 13.10.2022г. ответчиком в адрес управляющей компании было направлено уведомление, что во исполнение предостережения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края узлы учета тепловой энергии, расположенные в многоквартирных домах <адрес>, 4<адрес> с 01.11.2022 г. будут выведены из эксплуатации, и неприняты в качестве коммерческих узлов учета. Рекомендовано в кратчайшие сроки внести изменения в систему ТИС ЖКХ с целью учета данных многоквартирных домов как единого строения, имеющего общие инженерные коммуникации, в том числе узлы учета поставляемых коммунальных ресурсов.
Насколько известно истцам многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес> корпус 8; <адрес> корпус 9 имеют общие коммуникации электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также отопления. Указанные многоквартирные дома, далее «многоквартирный дом» находятся на одном земельном участке, объединены одной общей внутренней стеной, фундаментом и крышей. Подвальные помещения имеют сквозной проход и оборудованы единым тепловым узлом. Отдельно друг от друга указанные дома эксплуатироваться не могут. Два указанных корпуса многоквартирного дома являются единым многоквартирным домом, состоящим из двух подъездов. Застройщиком многоквартирного дома обеспечено оснащение каждой квартиры индивидуальными приборами учета тепловой энергии и общедомовым прибором учета тепловой энергии на отопление, тем самым обеспечены требования энергоэффективности. С момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета введены в эксплуатацию ответчиком. Расчет коммунальной услуги отопление, начиная с ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, производился ответчиком с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.
В связи с тем, что общедомовой прибор учета тепловой энергии, смонтированный согласно проектной документации, разработанной на основании технических условий, выданных ответчиком был введен последним в эксплуатацию и отсутствием причин, указанных в п. 75 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 для признания прибора учета вышедшим из строя оснований для осуществления расчета ответчиком коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в случае отсутствия общедомового прибора не имеется. Расчет должен производится строго по показаниям общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета.
Расчет коммунальной услуги отопление с использованием нормативов потребления значительно увеличил платеж собственников по сравнению с аналогичным периодом 2021г., что привело к неосновательному обогащению со стороны ответчика.
Ссылаясь на изложенное просят суд признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 незаконным; обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за ноябрь 2022г., декабрь 2022 г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета; обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с октября 2022г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
Впоследствии истцы уточнили заявленные требования и просили:
признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 незаконным;
обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за октябрь 2022г., ноябрь 2022г., декабрь 2022г., январь 2023г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета;
обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с октября 2022г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета;
обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., январь 2023г. по квартирам №, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> применением показаний приборов учета.
В судебном заседании истцы Мустяца Э.З. и Иванова Л.А., заявленные требования поддержали, по основаниям, изложенным в иске.
Ответчики Спица А.В., Яблонцева И.В. в настоящее судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель ответчика АО «Теплоэнерго» в судебное заседание не явился, представил возражение на иск, в котором просил в иске отказать по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ООО «УК «Управленец» в судебном заседании поддержала исковые требования.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края в судебное заседание не явилась, представила в суд возражение в котором указывает, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном <адрес> корпус 2 по ул. <адрес> в <адрес> осуществляется с использованием прибора учета тепловой энергии, показания которого также учитываются при начислении платы за коммунальную услугу за отопление еще двух многоквартирных домах (№4 корпус 1 и №4 корпус 3) не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии. Объем тепловой энергии распределяется пропорционально площадям указанных многоквартирных домов, согласно п.42 (1) Правил №354, поскольку Правила не предусматривают порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по показаниям прибора учета, определяющего количество потребленного коммунального ресурса в нескольких многоквартирных домах. С целью недопущения нарушения обязательных требований действующего жилищного законодательства по отоплению АО «Теплоэнерго» было объявлено предостережение от 08 апреля 2022 года о недопустимости подобных нарушений. Во исполнение предостережения от 08 апреля 2022 года АО «Теплоэнерго» порядок расчета размера платы за отопление в многоквартирных домах, в том числе № корп. 8, 9 по <адрес> в <адрес> с аналогичными конструктивными особенностями, приведен в соответствие с действующими правилами с октября 2022 года. В соответствии с данными, размещенными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, многоквартирные <адрес> корпус 8 и 9 по <адрес> в <адрес> являются самостоятельными объектами недвижимости.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований ООО «Фройда-С» просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мустяца Э.З. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; Спица А.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; Иванова Л.А. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>; Яблонцева И.В. является собственником <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
В <адрес> в <адрес> выбрано управляющей компанией ООО «УК «Управленец» (ИНН 2301090763), что следует из протокола №1 от 13.07.2020г. и Протокола №1 от 03.08.2020г. внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного голосования. Принято решение о заключении прямых договоров теплоснабжения между собственниками помещений и АО «Теплоэнерго».
Основанием для обращения в суд послужили начисления собственникам квартир оплаты за коммунальные услуги горячее водоснабжение и отопление начиная с октября 2022 года с применением норматива потребления тепловой энергии, без учета показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета на отопление.
Согласно ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статья 157 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление № 354, которым утверждены оспоренные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Пунктом 2 Правил №354 норматив потребления коммунальной услуги определен как количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета; коллективный (общедомовый) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Абзацем вторым пункта 42 Правил №354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами приложения № 2 к данным Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Так формула предполагает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованных указанными приборами учета тепловой энергии многоквартирном доме и жилом доме при осуществлении оплаты в течение отопительного периода путем произведения площади помещений на норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 2 данной статьи расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части 7 вышеуказанной статьи также указано, что многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.
Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 дано понятие ввода в эксплуатацию узла учета – это процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии (п. 3). Узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (п. 58). При этом проектирование узла учета при подключении строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения. В указанном случае составление отдельного проекта узла учета и его согласование не требуются (п.49).
В рассматриваемом случае судом установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, корпус 8 и корпус 9 введен в эксплуатацию разрешением от 28.05.2020г. №23-301000-26-2020 выданным Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа как «Жилой комплекс «Бельведер» 8 этап строительства литер 5,6 (корп.8,9)», из которого следует, что показатели вводимого в эксплуатацию объекта Корпус 8 (литер 5), Корпус 9 (литер 6) указаны в общих объемах. Указано о соответствии требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно проектной документации ЖК «Бельведер» по <адрес> в г. Анапа 4,5,6,7,8 этапы строительства. Корректировка, подготовленной ООО ТМ «АрхКом» строительство комплекса запроектировано из 7-ми жилых домов по две секции в каждой. Секции 1,1А, 2,3,3А однотипные с незначительными отличиями в планировке. Тип здания - сблокированное. Многоквартирные дома корп. 8 и 9 были запроектированы как 8 этап строительства (с учетом корректировки проектной документации) - возведение одного здания, состоящего из двух секций тип 1 и 1А каждое (литеры 5,6). В подвале для жилого дома запроектированы узел ввода воды, ИТП, электрощитовая, помещение уборочного инвентаря.
Из Раздела 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Секции тип 1,1 А», Раздел 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 4. Наружные сети теплоснабжения». Раздел 5 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Книга 1. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» следует, что ввод тепловых сетей предусматривается от ИТП, расположенного в подвале жилого дома Литеров 2,4,6,7,9,11,13 один на 2 литера. Проектом предусматривается ввод тепловых сетей в Литеры 2,4,6,7,9,11,13 жилого дома. Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного узла ввода серии YB-C-125-P-0500-V2.
Для подключения систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома запроектирован индивидуальный тепловой узел один на два типа секций. Учет расхода тепла на здание осуществляется в ИТП с помощью стандартного узла ввода А1.
Проектная документация после корректировки получила положительное заключение экспертизы, выполненное ООО «Эксперт -Проект» от 31.07.2017г. согласно которому: корректировка проектной документации предусматривает выделение 8 этапа строительства (литеры 5 и 6) разделом 5 этапа на два, здание 8 этапа состоит из двух секций Тип 1 литер 5 (66 квартир) и Тип 1А литер 6 (66 квартир), общий расход на отопление 544, кВт.
Таким образом, при вводе многоквартирного дома в эксплуатацию, были введены в эксплуатацию общедомовой прибор учета и индивидуальные приборы учета.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что расположение прибора учета один на два типа секций было согласовано на стадии проекта, и при принятии решения о вводе в эксплуатации объекта «Жилой комплекс «Бельведер» 8 этап строительства литер 5,6 (<адрес>,9)». В связи с чем, ссылка ответчика на те обстоятельства, что 08.06.2020г. корпус 8 поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №, а корпус 9 поставлен на кадастровый учет 17.06.2020г. с присвоением кадастрового номера 23:37:0101054:3460, как отдельные строения, судом не принимается во внимание. Более того с момента ввода данного многоквартирного дома в эксплуатацию и заключения с собственниками жилых помещений данного дома договоров теплоснабжения расчет коммунальной услуги по отоплению до ноября 2022 года производился с применением данных общедомового и индивидуальных приборов учета.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию общедомовых приборов учета используются ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.
Поскольку спорный жилой многоквартирный дом оснащен общедомовым и индивидуальными приборами учета, то АО «Теплоэнерго» при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу должны учитывать показания таких приборов учета.
При таких обстоятельствах требования истцов о признании незаконным расчета АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 суд находит законными и считает необходимым возложить на ответчика обязанность производить расчет коммунальной услуги отопление с октября 2022 г., а также произвести перерасчет за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., январь 2023 г. за указанную коммунальную услугу с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета. Кроме того, необходимо произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за указный период по квартирам №, №, № <адрес> корпуса 9 <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> с применением показаний приборов учета.
Указанное согласуется с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 марта 2021 года № 310-ЭС21-1668.
В связи с чем, суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
иск Мустяца Э. З. (<данные изъяты>), Спица А. В. (<данные изъяты> Ивановой Л. А. (<данные изъяты>), Яблонцевой И. В. (<данные изъяты>) к Акционерному обществу « ТЕПЛОЭНЕРГО» (ИНН <данные изъяты>) о признании расчета коммунальной услуги за октябрь, ноябрь 2022 года незаконным и проведении перерасчета удовлетворить.
Признать расчет АО «Теплоэнерго» коммунальной услуги отопление с применением норматива потребления в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 незаконным.
Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., январь 2023 г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
Обязать АО «Теплоэнерго» производить расчет коммунальной услуги отопление с октября 2022 г. в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 8 и <адрес>, корпус 9 с применением показаний индивидуальных и общедомового прибора учета.
Обязать АО «Теплоэнерго» произвести перерасчет по коммунальной услуге отопление за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г., январь 2023 г. по ’ <адрес>, №, №, расположенных по адресу: <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> применением показаний приборов учета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца через Анапский городской суд со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 года.
Председательствующий: