Решение по делу № 2-355/2023 (2-7277/2022;) от 18.10.2022

86RS0002-01-2022-010295-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

              25 мая 2023 года                                               город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

          председательствующего судьи                                       Плотниковой О.Л.,

          при секретаре                                                                   Сембаевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-355/2023 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Нижневартовск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, администрация города Нижневартовск, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, ООО «ВОРТ»,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, требования которого были увеличены, указывая в его обоснование, что основании обращения Конюховой И.В. о несанкционированном размещении отходов (птичьего помета) в г. Нижневартовске на земельном участке с кадастровым номером 86:11:020:2001:4503 проведены проверочные мероприятия, в результате которых факт размещения птичьего помета на вышеназванном земельном участке, расположенном на территории г. Нижневартовска за 2П микрорайоном старой части города, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), подтвердился. Птичий помет включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, в зависимости от вида относится к отходам III - IV класса опасности. На основании договора № 10, заключенного 09 марта 2022 года между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Нижневартовска» (далее – МКУ «УКС») и администрацией г.Нижневартовска, указанный земельный участок предоставлен МКУ «УКС»в безвозмездное пользование в целях складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в том числе линейных объектов местного значения, вид разрешенного использования: для размещения площадки под складирование грунта. Срок действия договора с 09 марта 2022 года по 08 марта 2023 года. Ранее указанный участок был предоставлен ответчику на основании договора № 23 от 04 мая 2021 года. Условиями действующего договора на МКУ «УКС» возложена обязанность использовать земельный участок по назначению, соблюдать при его использовании технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, градостроительные регламенты, экологические, санитарно-эпидемиологические требования, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, а также иные правовые акты, которые содержат обязательные требования к состоянию и эксплуатации земельных участков. Вместе с тем, установленный в ходе проверки факт размещения на земельном участке отходов (птичьего помета) свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ответчика за предоставленной в пользование территорией, а также непринятии своевременных, исчерпывающих мер по недопущению захламления участка, установлению лиц, ее допустившей, оперативной ликвидации несанкционированной свалки. При этом, с учетом площади захламленного участка и ориентировочных объемов обнаруженных отходов, их сброс на почву осуществлялся не одномоментно, что свидетельствует о длительном бездействии МКУ «УКС». В связи с выявленными нарушениями прокуратурой 16 августа 2022 года в адрес директора МКУ «УКС» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого факт размещения отходов на используемом участке вследствие отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц МКУ «УКС» подтвержден. По представленной в ответ на представление информации лица, осуществившие несанкционированное размещение отходов, не установлены, работы по ликвидации свалки будут осуществлены МКУ «УКС» не ранее 2023 года. Поскольку наличие на территории населенного пункта, в непосредственной близости к жилым домам, стихийной свалки отходов (птичьего помета) нарушает права проживающих на указанной территории граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу причинения, то просят обязать МКУ «УКС» не позднее семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, обеспечить разработку и согласование в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 порядке проект рекультивации данного земельного участка и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на него, а также обязать ответчика рекультивировать земельный участок кадастровый номер 86:11:0202001:4503 в соответствии с разработанным, согласованным и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы проектом рекультивации.

Представитель истца Кульжик Л.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержала и на уточненных требованиях настаивала, также пояснила, что у ответчика был лишь один довод, что не определен факт размещенных отходов, а именно птичьего помёта, но лабораторными исследования данный факт подтвержден. При проведении проверки ответчик предоставлял сведения о том, что они собираются устранять выявленные нарушения, так же сам факт размещения помёта, вследствие ненадлежащего контроля за земельным участком, ответчик не отрицал, обещая, что при наличии финансирования все устранит. Считает, что на ответчика необходимо возложить обязанность по рекультивации земельного участка, так Росприроднадзором установлено, что происходит увеличение площади захламленного участка и поскольку в весенне-летний период снег тает и все стекает, то угроза причинения вреда компонентам окружающее среды возрастает, поэтому необходимо оперативно предпринять все меры. Концентрация веществ, содержащихся в почве, подтверждена лабораторными исследования специализированного учреждения, указано, что категория отходов соответствует 3 классу опасности, факт именно наличия веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подтвержден. Сама администрация неоднократно указывала на то, что на участке размещены отходы, а именно птичий помёт, данная информация была предоставлена ими лично в рамках проверки. Обязанность по устранению нарушений возлагается на лицо, которому был представлен земельный участок в пользование.

    Представитель ответчика Энгель А.М. в судебном заседании с исковым заявлением не согласился, по доводам, изложенным в возражении на иск, при этом пояснил, что доказательств подтверждающих факт загрязнения земельного участка вредными веществами, включенными в Перечень загрязняющих веществ для почв, не представлено, проведенная экспертиза также не содержит данных сведений. Само по себе превышение показателей загрязняющих веществ относительно фоновой пробы не свидетельствует о наличии вреда, для выводов о наличии загрязнения земельного участка, необходимы более развернутые исследования, в том числе в области микробиологии и физического состава почвы.

Представитель третьего лица администрации г.Нижневартовска Черемисинов А.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражении на иск, так же пояснил, что указанные в экспертном заключении от 21 апреля 2023 №162 вещества, выявленные в почве земельного участка, среди наименований веществ, утвержденного Перечня загрязняющих веществ для почв отсутствуют, а факт загрязнения земельного участка вредными веществами, включенными в Перечень загрязняющих веществ, превышающие условно-фоновую концентрацию для почв - не установлен. Спорный земельный участок площадью 17 913 кв.м был предоставлен в безвозмездное пользование ответчику в целях использования для складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе, вид разрешенного использования указанного земельного участка – размещение площадки под складирование грунта. Полагает, что истцом не представлено доказательств о невозможности дальнейшего использования указанного земельного участка по его целевому назначению, в рамках разрешенного вида использования без проведения мероприятий по его рекультивации, так же не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и причиненным вредом указанному земельному участку, в связи с чем отсутствуют доказательства о необходимости проведения именно рекультивации этого земельного участка

Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. в судебном заседании пояснила, что поддерживает позицию прокурора, так как в соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе установлено, что земельные участки, которые подверглись загрязнению отходами и являются объектами государственной экологической экспертизы. Просто убрать отходы не возможно и нужно разработать проект рекультивации, получить государственную экологическую экспертизу рекультивировать. С проектом и заключениями экспертов будет даваться оценка о возможности дальнейшего использования земельного участка, какие должны быть проведены мероприятия по рекультивации данного земельного участка.

Представители третьих лиц Природнадзора Югры Бойкова Н.В. и Россельхознадзора Петров Н.И. в судебном заседании поддержали позицию прокурора.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении в отсутствие.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «ВОРТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ №7-ФЗ) под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В ст. 4 ФЗ №7-ФЗ указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются, в том числе земля, недра, почва (ст. 1 ФЗ №7-ФЗ).

Согласно ст.ст. 6, 12, п.3 ст.76 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков. Целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В судебном заседании установлено, что Природнадзором Югры выявлен факт несанкционированного размещения отходов (птичьего помета) в г. Нижневартовске на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0202001:4503 в районе ул.Декабристов г.Нижневартовска, что подтверждается отчетом от 08 июня 2022 года о проведении осмотра территории по обращению в прокуратуру г.Нижневартовска 25 мая 2022 года гражданки Конюховой И.В., фототаблицей к отчету.

Согласно договорам №23 от 04 мая 2021 года, №10 от 09 марта 2022 года, заключенных между МКУ «УКС» и администрацией г.Нижневартовска, указанный земельный участок предоставлен МКУ «УКС» в безвозмездное пользование в целях складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в том числе линейных объектов местного значения, вид разрешенного использования: для размещения площадки под складирование грунта. Срок действия договоров с 04 мая 2021 года по 03 апреля 2022 года, с 09 марта 2022 года по 08 марта 2023 года.

Условиями данных договора на МКУ «УКС» возложена обязанность использовать земельный участок по назначению, соблюдать при его использовании технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, градостроительные регламенты, экологические, санитарно-эпидемиологические требования, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, а также иные правовые акты, которые содержат обязательные требования к состоянию и эксплуатации земельных участков.

Из выписки из ЕГРН от 31 октября 2022 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 86:11:0202001:4503 в г.Нижневартовске, за 2П мкр. В старой части города относится к землям населенных пунктов, предназначен для размещения площадки под складирование грунта

На основании заявки на отбор проб почвы и отходов на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0202001:4503, протоколов отбора проб №№ 93, 94, 226 от 07 апреля 2023 года, протокола испытаний №№ П/219/23, П/220/23, О/226/23 от 19 апреля 2023 года, №№ 5-п-2023, 6-п-2023, 6-о-2023 от 14 апреля 2023 года, протокол испытаний №БО/226/23 от 20 апреля 2023 года, протокол биотестирования №№6-о/б-2023 и оценка результатов № 6-о от 18 апреля 2023 года, проведенных анализов по отобранным образцам почв ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» дано экспертные заключения №162 и №163 от 21 апреля 2023 года, согласно которых, по результатам проведения отбор проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний почвы и отходов установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ. Из выводов отнесения пробы отхода №226 к I-Vклассам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, следует, что отходы на вышеуказанном участке отнесены к III классу опасности.

Из акта внеплановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №49 от 04 мая 2023 года, проведенной по адресу: г.Нижневартовск, за 2П мкр., старой части города, земельный участок с кадастровым номером 86:11:0202001:4503, следует, что МКУ «УКС» допустило порчу земель, при использовании вышеуказанного земельного участка, выразившуюся в превышении концентрации загрязненных веществ, что является негативным воздействием на почвенный покров.

04 мая 2023 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в адрес МКУ «УКС» вынесено предписание №6 об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

Таким образом, МКУ «УКС» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относится почва.

Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года за №800 утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель» ( далее – Правила), согласно которых рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения ( п.6).

Пунктами 3, 8 Правил предусмотрено, что разработка проекта и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, при этом рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Положениями ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлен запрет сброса отходов производства и потребления на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, наличие на территории населенного пункта, в непосредственной близости к жилым домам, стихийной свалки отходов (птичьего помета) нарушает права проживающих на указанной территории граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу причинения значительного вреда компонентам природной среды.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 года, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Непринятие мер по рекультивации загрязненных отходами земель создает угрозу возникновения значительного вреда компонентам природной среды, приводит к деградации почв.

Непроведение своевременно рекультивации загрязненных земель и восстановления земельных ресурсов напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного суд, считает требования, заявленные Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание требования разумности, суд считает возможным установить ответчику срок для ликвидации отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, разработки и согласования проекта рекультивации данного земельного участка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы вы течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Нижневартовск» ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, обеспечить разработку и согласование в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 порядке проект рекультивации данного земельного участка и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на него в течение семи месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Нижневартовск» рекультивировать земельный участок кадастровый номер 86:11:0202001:4503 в соответствии с разработанным, согласованным и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы проектом рекультивации.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца Решение со дня его вынесения через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

                                                                    Судья: подпись

                      Копия верна:

                             Судья                                                                   О.Л. Плотникова

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 года.

86RS0002-01-2022-010295-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                    25 мая 2023 года                                                  город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

          председательствующего судьи                                       Плотниковой О.Л.,

          при секретаре                                                                      Сембаевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-355/2023 по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенно круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства города Нижневартовск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, администрация города Нижневартовск, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, ООО «ВОРТ»,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, требования которого были увеличены, указывая в его обоснование, что основании обращения Конюховой И.В. о несанкционированном размещении отходов (птичьего помета) в г. Нижневартовске на земельном участке с кадастровым номером 86:11:020:2001:4503 проведены проверочные мероприятия, в результате которых факт размещения птичьего помета на вышеназванном земельном участке, расположенном на территории г. Нижневартовска за 2П микрорайоном старой части города, категория земель - земли поселений (земли населенных пунктов), подтвердился. Птичий помет включен в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, в зависимости от вида относится к отходам III - IV класса опасности. На основании договора № 10, заключенного 09 марта 2022 года между муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Нижневартовска» (далее – МКУ «УКС») и администрацией г.Нижневартовска, указанный земельный участок предоставлен МКУ «УКС»в безвозмездное пользование в целях складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в том числе линейных объектов местного значения, вид разрешенного использования: для размещения площадки под складирование грунта. Срок действия договора с 09 марта 2022 года по 08 марта 2023 года. Ранее указанный участок был предоставлен ответчику на основании договора № 23 от 04 мая 2021 года. Условиями действующего договора на МКУ «УКС» возложена обязанность использовать земельный участок по назначению, соблюдать при его использовании технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, градостроительные регламенты, экологические, санитарно-эпидемиологические требования, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, а также иные правовые акты, которые содержат обязательные требования к состоянию и эксплуатации земельных участков. Вместе с тем, установленный в ходе проверки факт размещения на земельном участке отходов (птичьего помета) свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны ответчика за предоставленной в пользование территорией, а также непринятии своевременных, исчерпывающих мер по недопущению захламления участка, установлению лиц, ее допустившей, оперативной ликвидации несанкционированной свалки. При этом, с учетом площади захламленного участка и ориентировочных объемов обнаруженных отходов, их сброс на почву осуществлялся не одномоментно, что свидетельствует о длительном бездействии МКУ «УКС». В связи с выявленными нарушениями прокуратурой 16 августа 2022 года в адрес директора МКУ «УКС» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого факт размещения отходов на используемом участке вследствие отсутствия должного контроля со стороны должностных лиц МКУ «УКС» подтвержден. По представленной в ответ на представление информации лица, осуществившие несанкционированное размещение отходов, не установлены, работы по ликвидации свалки будут осуществлены МКУ «УКС» не ранее 2023 года. Поскольку наличие на территории населенного пункта, в непосредственной близости к жилым домам, стихийной свалки отходов (птичьего помета) нарушает права проживающих на указанной территории граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу причинения, то просят обязать МКУ «УКС» не позднее семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, обеспечить разработку и согласование в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 порядке проект рекультивации данного земельного участка и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на него, а также обязать ответчика рекультивировать земельный участок кадастровый номер 86:11:0202001:4503 в соответствии с разработанным, согласованным и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы проектом рекультивации.

Представитель истца Кульжик Л.Г. в судебном заседании доводы, изложенные в иске, поддержала и на уточненных требованиях настаивала, также пояснила, что у ответчика был лишь один довод, что не определен факт размещенных отходов, а именно птичьего помёта, но лабораторными исследования данный факт подтвержден. При проведении проверки ответчик предоставлял сведения о том, что они собираются устранять выявленные нарушения, так же сам факт размещения помёта, вследствие ненадлежащего контроля за земельным участком, ответчик не отрицал, обещая, что при наличии финансирования все устранит. Считает, что на ответчика необходимо возложить обязанность по рекультивации земельного участка, так Росприроднадзором установлено, что происходит увеличение площади захламленного участка и поскольку в весенне-летний период снег тает и все стекает, то угроза причинения вреда компонентам окружающее среды возрастает, поэтому необходимо оперативно предпринять все меры. Концентрация веществ, содержащихся в почве, подтверждена лабораторными исследования специализированного учреждения, указано, что категория отходов соответствует 3 классу опасности, факт именно наличия веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подтвержден. Сама администрация неоднократно указывала на то, что на участке размещены отходы, а именно птичий помёт, данная информация была предоставлена ими лично в рамках проверки. Обязанность по устранению нарушений возлагается на лицо, которому был представлен земельный участок в пользование.

    Представитель ответчика Энгель А.М. в судебном заседании с исковым заявлением не согласился, по доводам, изложенным в возражении на иск, при этом пояснил, что доказательств подтверждающих факт загрязнения земельного участка вредными веществами, включенными в Перечень загрязняющих веществ для почв, не представлено, проведенная экспертиза также не содержит данных сведений. Само по себе превышение показателей загрязняющих веществ относительно фоновой пробы не свидетельствует о наличии вреда, для выводов о наличии загрязнения земельного участка, необходимы более развернутые исследования, в том числе в области микробиологии и физического состава почвы.

Представитель третьего лица администрации г.Нижневартовска Черемисинов А.С. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в возражении на иск, так же пояснил, что указанные в экспертном заключении от 21 апреля 2023 №162 вещества, выявленные в почве земельного участка, среди наименований веществ, утвержденного Перечня загрязняющих веществ для почв отсутствуют, а факт загрязнения земельного участка вредными веществами, включенными в Перечень загрязняющих веществ, превышающие условно-фоновую концентрацию для почв - не установлен. Спорный земельный участок площадью 17 913 кв.м был предоставлен в безвозмездное пользование ответчику в целях использования для складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе, вид разрешенного использования указанного земельного участка – размещение площадки под складирование грунта. Полагает, что истцом не представлено доказательств о невозможности дальнейшего использования указанного земельного участка по его целевому назначению, в рамках разрешенного вида использования без проведения мероприятий по его рекультивации, так же не доказано наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ответчика и причиненным вредом указанному земельному участку, в связи с чем отсутствуют доказательства о необходимости проведения именно рекультивации этого земельного участка

Представитель Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. в судебном заседании пояснила, что поддерживает позицию прокурора, так как в соответствии с Федеральным законом об экологической экспертизе установлено, что земельные участки, которые подверглись загрязнению отходами, являются объектами государственной экологической экспертизы. Просто так убрать отходы уже не возможно и нужно разработать проект рекультивации и получить государственную экологическую экспертизу, после приступить к рекультивации. С данным проектом, заключениями экспертов будет даваться оценка о возможности дальнейшего использования земельного участка, какие должны быть проведены мероприятия по рекультивации данного земельного участка.

Представители третьих лиц Природнадзора Югры Бойкова Н.В. и Россельхознадзора Петров Н.И. в судебном заседании поддержали позицию прокурора.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре в судебное заседании не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил заявление о рассмотрении в отсутствие.

Представитель третьего лица ООО «ВОРТ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды»указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются, в том числе земля, недра, почва (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В судебном заседании установлено, что Природнадзором Югры выявлен факт несанкционированного размещения отходов (птичьего помета) в г. Нижневартовске на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0202001:4503 в районе ул.Декабристов г.Нижневартовска, что подтверждается отчетом от 08 июня 2022 года о проведении осмотра территории по обращению в прокуратуру г.Нижневартовска 25 мая 2022 года гражданки Конюховой И.В., фототаблицей к отчету.

Согласно договорам №23 от 04 мая 2021 года, №10 от 09 марта 2022 года, заключенных между МКУ «УКС» и администрацией г.Нижневартовска, указанный земельный участок предоставлен МКУ «УКС» в безвозмездное пользование в целях складирования материалов, образовавшихся при строительстве объектов по муниципальной программе «Капитальное строительство и реконструкция объектов города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года», в том числе линейных объектов местного значения, вид разрешенного использования: для размещения площадки под складирование грунта. Срок действия договоров с 04 мая 2021 года по 03 апреля 2022 года, с 09 марта 2022 года по 08 марта 2023 года.

Условиями данных договора на МКУ «УКС» возложена обязанность использовать земельный участок по назначению, соблюдать при его использовании технические регламенты о требованиях пожарной безопасности, градостроительные регламенты, экологические, санитарно-эпидемиологические требования, в том числе государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормативы, а также иные правовые акты, которые содержат обязательные требования к состоянию и эксплуатации земельных участков.

Из выписки из ЕГРН от 31 октября 2022 года следует, что земельный участок с кадастровым номером 86:11:0202001:4503 в г.Нижневартовске, за 2П мкр. В старой части города относится к землям населенных пунктов, предназначен для размещения площадки под складирование грунта

На основании заявки на отбор проб почвы и отходов на земельном участке с кадастровым номером 86:11:0202001:4503, протоколов отбора проб №№ 93, 94, 226 от 07 апреля 2023 года, протокола испытаний №№ П/219/23, П/220/23, О/226/23 от 19 апреля 2023 года, №№ 5-п-2023, 6-п-2023, 6-о-2023 от 14 апреля 2023 года, протокол испытаний №БО/226/23 от 20 апреля 2023 года, протокол биотестирования №№6-о/б-2023 и оценка результатов № 6-о от 18 апреля 2023 года, проведенных анализов по отобранным образцам почв ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» дано экспертные заключения №162 и №163 от 21 апреля 2023 года, согласно которых, по результатам проведения отбор проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний почвы и отходов установлено наличие превышения концентрации загрязняющих веществ. Из выводов отнесения пробы отхода №226 к I-Vклассам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, следует, что отходы на вышеуказанном участке отнесены к III классу опасности.

Из акта внеплановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №49 от 04 мая 2023 года, проведенной по адресу: г.Нижневартовск, за 2П мкр., старой части города, земельный участок с кадастровым номером 86:11:0202001:4503, следует, что МКУ «УКС» допустило порчу земель, при использовании вышеуказанного земельного участка, выразившуюся в превышении концентрации загрязненных веществ, что является негативным воздействием на почвенный покров.

04 мая 2023 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в адрес МКУ «УКС» вынесено предписание №6 об устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства

Таким образом, МКУ «УКС» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относится почва.

Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года за №800 утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель» ( далее – Правила), согласно которых рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения ( п.6).

Пунктами 3, 8 Правил предусмотрено, что разработка проекта и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, при этом рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Положениями ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлен запрет сброса отходов производства и потребления на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 26-П).

В силу п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, наличие на территории населенного пункта, в непосредственной близости к жилым домам, стихийной свалки отходов (птичьего помета) нарушает права проживающих на указанной территории граждан на благоприятную окружающую среду, создает реальную угрозу причинения значительного вреда компонентам природной среды.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 года, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Непринятие мер по рекультивации загрязненных отходами земель создает угрозу возникновения значительного вреда компонентам природной среды, приводит к деградации почв.

Непроведение своевременно рекультивации загрязненных земель и восстановления земельных ресурсов напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, на благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного суд, считает требования, заявленные Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание требования разумности, суд считает возможным установить ответчику срок для ликвидации отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, разработки и согласования проекта рекультивации данного земельного участка с получением положительного заключения государственной экологической экспертизы вы течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Нижневартовск» ликвидировать несанкционированное размещение отходов на земельном участке кадастровый номер 86:11:0202001:4503, обеспечить разработку и согласование в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800 порядке проект рекультивации данного земельного участка и получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на него в течение семи месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Нижневартовск» рекультивировать земельный участок кадастровый номер 86:11:0202001:4503 в соответствии с разработанным, согласованным и получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы проектом рекультивации.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца Решение со дня его вынесения через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

                                                                    Судья: подпись

                      Копия верна:

                             Судья                                                                   О.Л. Плотникова

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 года.

2-355/2023 (2-7277/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
МКУ "Управление капитального строительства города Нижневартовска"
Другие
ООО "ВОРТ"
администрация г. Нижневартовска
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры
Россельхознадзор
Сееверо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
Роспотребнадзор
Суд
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Плотникова О.Л.
Дело на сайте суда
vartovgor.hmao.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
19.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2022Подготовка дела (собеседование)
03.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2022Судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
19.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее