дело № 2а-1-368/2021
12RS0016-01-2021-000872-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 14 июля 2021 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевой Е.В.,
с участием административного ответчика Лапиной С.В.,
заместителя Горномарийского межрайонного прокурора Пономаревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» к Лапиной С.В. об установлении административного надзора,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» (далее МО МВД России «Козьмодемьянский») обратился в Горномарийский районный суд Республики Марий Эл с административным исковым заявлением к Лапиной С.В. об установлении административного надзора с административными ограничениями в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел для регистрации, запрещения выезда за пределы Республики Марий Эл, запрещения посещения мест продажи алкогольных напитков в розлив. В обоснование изложенных требований истец указано, что Лапина С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения осуждена приговором Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2018 г. за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Согласно названному приговору в действиях Лапиной С.В. установлен опасный рецидив преступлений. 16 марта 2021 г. ответчица освобождена из мест лишения свободы условно-досрочно. Поскольку судимость Лапиной С.В. за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве не снята и не погашена, административный истец полагает необходимым установить за Лапиной С.В. административный надзор на срок погашения судимости.
Административный истец МО МВД России «Козьмодемьянский» представителя в суд не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Административный ответчик Лапина С.В. против удовлетворения заявленных требований не возражала, просила сократить количество явок на регистрацию в ОВД.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение заместителя Горномарийского межрайонного прокурора Пономаревой А.А., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ), административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Установлено, что приговором Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2018 года Лапина С.В. осуждена за совершение преступления, предусмотренного пунктом «г» части 2 статьи 117 УК РФ и относящегося к категории тяжких преступлений, ей назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Согласно названному приговору в действиях осужденной признано наличие опасного рецидива преступлений.
На основании постановления Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 01 марта 2021 года Лапина С.В. освобождена 16 марта 2021 года из мест лишения свободы условно-досрочно на неотбытую часть срока наказания. До настоящего времени судимость не снята и не погашена.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи (признание в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, совершение в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Учитывая, что Лапина С.В. имеет непогашенную судимость по приговору Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2018 года за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ суд приходит к выводу о наличии оснований для установления за административным ответчиком административного надзора.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании пункта «г» части 3 статьи 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Следовательно, с учетом изложенных требований закона срок погашения судимости административного ответчика по приговору Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 августа 2018 г. истекает 16 марта 2029 года.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в пункте 4 постановления от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, административный надзор может быть установлен в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Поскольку на административного ответчика в связи с его условно-досрочным освобождением постановлением Медведевского районного суда РМЭ от 01 марта 2021 года на основании части 2 статьи 79 УК РФ возложены обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 73 УК РФ, срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания по истечении срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) и статье 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ суд, принимая решение об установлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
- запрещение пребывания в определенных местах;
- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
При определении административных ограничений, суд принимает во внимание положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, характер и степень общественной опасности совершенного Лапиной С.В. преступления, данные о ее личности и поведении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», законодатель, установив ограничение в виде запрета на выезд за пределы определенной территории, имел целью обеспечение более эффективного контроля за поднадзорными лицами, освободившимися из мест лишения свободы, который может быть реализован в пределах территории, подведомственной соответствующему органу внутренних дел, но не предполагал воспрепятствования осуществлению этим лицом жизненно и социально необходимых прав.
Правоохранительным органом по месту жительства ответчица характеризуется удовлетворительно, спиртными напитками не злоупотребляет, жалоб на его поведение не поступало, привлекалась административной ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.
С учетом личности ответчицы, тяжести совершенного ею преступления, в целях обеспечения более эффективного контроля за поднадзорной в пределах территории Республики Марий Эл, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования об установлении в отношении Лапиной С.В. административного ограничения в виде запрещения выезда за пределы указанной территории наряду с возложением обязанности являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации два раза в месяц.
Названные меры административного надзора в отношении Лапиной С.В. являются необходимыми, отвечают требованиям соразмерности ограничения гражданских свобод последней. Оснований для сокращения количества явок на регистрацию до 1 раза в месяц суд не усматривает.
В то же время суд не находит оснований для запрещения административному ответчику посещать места продажи алкогольных напитков в розлив, поскольку материалы дела не содержат сведений о совершении Лапиной С.В. правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а данная Лапиной С.В. характеристика не дает суду оснований для установления ей названного административного ограничения. Суду не представлены доказательства обосновывающие необходимость применения к поднадзорной указанного административного ограничения, исходя из изложенных выше целей административного надзора.
Таким образом, исходя из изложенных обстоятельств дела и исследованных доказательств, суд полагает обоснованным установить за Лапиной С.В. административный надзор с административными ограничениями в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения выезда за пределы территории Республики Марий Эл.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 180, 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Козьмодемьянский» удовлетворить частично.
Установить в отношении Лапиной С.В. административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости - 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, т.е. до 16 марта 2029 года, исчисляя срок административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания по истечении срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
Установить в отношении Лапиной С.В. административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения выезда за пределы территории Республики Марий Эл.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Судья К.Г. Шахова