Судья Балицкая Н.В. № 33-4180/2021
10RS0011-01-2021-011236-73
2-4782/2021
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 декабря 2021 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.
судей Савельевой Н.В., Тимошкиной Т.Н.
при ведении протокола помощником судьи Волковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2021 г. по иску Даниеляна Г. А. к администрации Петрозаводского городского округа о восстановлении срока на включение в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, постановке на учет и предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Даниелян Г.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 04.12.1996 № за ним, как за оставшимся без попечения родителей в 1996 г., закреплено право на получение жилплощади в г.Петрозаводске. Указанный пункт постановления утратил силу на основании постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска от 03.04.2001 №, в связи с тем, что постановлением местной администрации пос.Поросозеро Суоярвского района № от 22.08.2000 за ним была закреплена жилая площадь 24,4 кв.м. в квартире, расположенной по адресу: (.....), где он в период с 11.02.1997 по 23.07.2001 был зарегистрирован совместно с матерью Даниелян Г.Р. и братом Даниеляном Э.А., 23.07.2001 был снят с регистрационного учёта в указанной квартире, которая непригодна для проживания. Однако он в данной квартире не жил, так как с 1996 по 2008 гг. воспитывался в школе-интернате в г. Петрозаводске, далее проходил службу в армии, затем работал. Полагая срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропущенным им по уважительной причине, просил восстановить срок на включение его в список лиц, нуждающихся в специализированном жилом помещении, возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность поставить его на учёт и предоставить специализированное жилое благоустроенное помещение по договору найма.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Поросозерского сельского поселения.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С принятым решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает, что срок им пропущен ввиду неисполнения своих обязанностей должностными лицами Детского дома № (...), Управления образования г.Петрозаводска, местной администрации, которые не провели разъяснительной работы о его праве на благоустроенное жилье, не приняли мер к его постановке в очередь и не оказали помощи в оформлении заявления, кроме того, закрепили за ним право в жилом помещении, в котором проживание невозможно в силу аварийности, и в другом административном районе. При обращении к ответчику за восстановлением срока на включение в список лиц, нуждающихся в специализированном благоустроенном жилом помещении, и поставкой на учет для предоставления специализированного благоустроенного жилого помещения по установленным нормам по договору найма ответом администрации Петрозаводского городского округа было отказано. Судом не дана оценка бездействию должностных лиц, которые не приняли мер по восстановлению срока для постановки его на учет и обеспечению его жилым помещением.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (преамбула).
Абзац 4 ст. 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18 - летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №1642-О).
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
По материалам дела судом установлено, что истец Даниелян Г. А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, был определен в детский дом постановлением Главы самоуправления г. Петрозаводска № от 04.12.1996. Решением Петрозаводского городского суда РК от 20.09.2000 мать истца, Даниэлян Г.Р., была лишена родительских прав в отношении истца. Согласно свидетельству о смерти отец истца, Даниелян Г.А., умер ХХ.ХХ.ХХ.
На основании п.2 постановления Главы самоуправления г.Петрозаводска от 04.12.1996 № за истцом было закреплено право на получение жилплощади в г.Петрозаводске. Указанный пункт постановления № от 04.12.1996 утратил силу на основании постановления Главы самоуправления г. Петрозаводска от 03.04.2001 №, в связи с тем, что постановлением местной администрации посёлка Поросозеро Суоярвского района № от 22.08.2000 за истцом была закреплена жилая площадь 24,4 кв.м. в квартире, расположенной по адресу (.....), где он в период с 11.02.1997 по 23.07.2001 был зарегистрирован совместно с матерью Даниелян Г.Р. и братом Даниеляном Э.А.
При обращении в марте 2021 г. с заявлением в администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство социальной защиты РК с просьбой о восстановлении срока для постановки в список лиц из числа детей-сирот и предоставлении жилого помещения на условиях договора специализированного найма, истцу было отказано со ссылкой на достижение им 23-летнего возраста.
Судом также установлено, что согласно выписке из ЕГРН, истец имеет в общей совместной собственности квартиру, расположенную по адресу: (.....), общей площадью 68 кв.м., право собственности на которую зарегистрировано за истцом 22.10.2020 на основании акта приема-передачи объекта долевого строительства от 20.08.2020, разрешения на ввод в эксплуатацию от 20.08.2020 и договора участия в долевом строительстве от 06.11.2019 № П-2.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции исходил из наличия в собственности у истца иного жилого помещения, а также из отсутствия уважительных причин, препятствовавших обращению истца для принятия его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как до достижения им 23 лет 01.08.2012, так и после указанной даты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей по состоянию на 01.08.2007), было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что истец имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого. Каких-либо объективных причин, которые можно рассматривать в качестве уважительных, препятствующих обращению истца в уполномоченный орган местного самоуправления по вопросу его постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в период с 18 до 23 лет, а также и впоследствии в течение 9 лет истцом не заявлено, судом не установлены.
Кроме того, у истца имеется в общей совместной собственности квартира, расположенная по адресу: (.....), приобретенная по договору участия в долевом строительстве от 06.11.2019 № П-2.
При таких обстоятельствах, доказательства объективной нуждаемости истца в предоставлении специализированного жилого помещения в материалы дела не представлены.
Доводы апелляционной жалобы о бездействии должностных лиц в части непринятия мер по обеспечению его жилым помещением подлежат отклонению, поскольку предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы являлись предметом исследования и проверки суда, направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 июля 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи