дело № 2-303/2022
21RS0007-01-2022-000341-22
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Козловка ЧР 30 июня 2022 года
Козловский районный суд Чувашской Республики в составе
судьи Порфирьева В.Г.,
при секретаре судебного заседания Шошориной С.К., с участием
представителя истца – ст. помощника Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычева А.В.,
представителей ответчика- МУП «ЖКХ Козловского района» - Панкратова О.Н., Федоровой Л.Н., действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ Козловского района» о возложении обязанности по разработке и направлению декларации о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, обязании обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в реку Белая Воложка, в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование,
установил:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (далее - «прокурор») в защиту законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к МУП «ЖКХ Козловского района». Исковое заявление прокурора мотивировано тем, что Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам анализа экологической ситуации в сфере охраны водных ресурсов в деятельности МУП «ЖКХ Козловского района» (далее - Предприятие) выявлены нарушения требований законодательства об охране вод, а именно установлено, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № 2 от 25.09.2017 Предприятие эксплуатирует биологические очистные сооружения в г. Козловка по ул. Нижнекурганская, д. 54, на которые поступают хозяйственно-бытовые сточные воды жилого сектора г. Козловка. Сточные воды после очистки сбрасываются в р. Белая Воложка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 13.08.2019 № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С- 2019-01102/00. По данным отчета 2-ТП (водхоз) за 2020 год сброшено 268,93 тыс. куб. м. недостаточно очищенных сточных вод, за 2021 год сброшено 295,24 куб м. сточных вод, из них 145,66 куб. м. - недостаточно очищенных.
Биологические очистные сооружения поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, № 97-0221-003 793-П, категория II, уровень надзора - региональный.
Согласно сведениям из Государственного рыбохозяйственного реестра река Белая Воложка относится к объектам рыбохозяйственного значения первой категории.
Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждены приказом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552.
Вместе с тем, на момент проверки - 25.08.2020 по результатам лабораторных исследований качества сточной воды, установлены нарушения нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00 от 13.08.2019, приказом по следующим показателям.
Протокол № 749/03 от 01.10.2019:
фосфат (по Р) - 1,02 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3);
аммоний ион - 0,63 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3);
нитрат ион - 87 мг/дм3 (при нормативе - 40 мг/дм3);
сульфат-ион - 104 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3);
АСПАВ - 0,37 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3).
Протокол № 1015/03 от 23.12.2019:
БПК-5 - 4,8 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3);
фосфат (по Р) - 5,8 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3);
сульфат-ион - 140 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3);
ХПК - 35 мг/дм3 (при нормативе -30 мг/дм3).
Протокол № 157/03 от 03.04.2020:
фосфат (по Р) - 0,46 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3);
сульфат-ион - 101 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3);
АСПАВ - 0,19 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
Протокол № 357/03 от 02.07.2020:
фосфат (по Р) - 4,4 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3);
аммоний ион - 1,8 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3);
сульфат-ион - 156 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3);
АСПАВ - 0,16 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
ХПК - 35 мг/дм3 (при нормативе -30 мг/дм3).
По данным фактам в адрес руководителя Предприятия 27.08.2020 внесено представление, однако, в нарушение статьи 24 Федерального закона
«О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых Предприятием очистных сооружений, до настоящего времени не обеспечена.
По результатам лабораторных исследований качества сточной воды, установлены нарушения нормативов, утвержденных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 28-08.09.04.007-Р-РСБК- С-2019-01102/00 от 13.08.2019, по следующим показателям.
протокол № 728/03 -Д от 29.09.2020
БПК-5 - 2,2 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг /дм3),
АПАВ - 0,19 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3)
протокол № 1040/03 -Д от 23.12.2020
фосфат (по Р) - 0,5742 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3),
Нитрит ион - 0,96 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3),
АПАВ - 0,42 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дмЗ);
протокол № 69/03-Д от 05.07.2021
БПК-5 - 3,6 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг /дм3),
Фосфат (по Р) - 3,135 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3),
Сульфат ион - 111 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3),
АПАВ - 0,39 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
протокол № 1176/03-Д от 20.12.2021
Нефтепродукты - 0,13 мг/дм3 (при нормативе - 0,05 мг /дм3),
Фосфат (по Р) - 1,452 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг /дм3),
Сульфат ион - 136 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3),
АПАВ - 0,26 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
протокол № 202/03- Д от 06.04.2022
Нефтепродукты - 0,1 мг/дм3 (при нормативе - 0,05 мг /дм3),
Фосфат (по Р) - 1,782 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг /дм3),
Сульфат ион - 143 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3),
АПАВ - 0,23 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3),
Нитрит ион - 0,15 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3).
Кроме того, в нарушение ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающей, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду, Предприятие, эксплуатирующее биологические очистные сооружения, отнесенные к II категории регионального надзора, до настоящего времени не представило в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду с расчетом нормативов допустимых сбросов.
Полагает, что вышеуказанные обстоятельства могут повлечь загрязнение, засорение или истощение водного объекта, нарушают правила охраны среды обитания водных биологических ресурсов, ухудшают экологическую обстановку, в связи, с чем нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы законодательства, прокурор просит:
1) обязать МУП «ЖКХ Козловского района» (ИНН 2107005654) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, находящихся по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54.
2) обязать МУП «ЖКХ Козловского района» (ИНН 2107005654) в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в г. Козловка по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54 в реку Белая Воложка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00 от 13.08.2019.
Старший помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по изложенным основаниям, вновь приведя их суду просил удовлетворит заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика - МУП «ЖКХ Козловского района», в судебном заседании исковые требования прокурора признали частично, пояснили суду, что согласны с требованиями прокурора в части обязания ответчика разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, находящихся по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54.
В части требований прокурора обязании ответчика обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых МУП «ЖКХ Козловского района», очистных сооружений в реку Белая Воложка в пределах допустимых нормативов содержания вредных веществ, иск фактически не признают, поскольку считают, что обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в г. Козловка по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54 в реку Белая Воложка в пределах установленных нормативов, МУП «ЖКХ Козловского района» не имеет возможности без реконструкции эксплуатируемых очистных сооружений, на что потребуется более длительное время, чем предлагается прокурором и дополнительные средства, которых у МУП «ЖКХ Козловского района» нет.
Третье лицо - Волжско-Камское межрегиональное Управления Росприроднадзора, - извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не направило своего представителя, не известив о причинах не явки, не просило об отложении дела и не представило возражений относительно требований истца.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускается на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно части 4 статьи 35 Водного кодекса количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного кодекса собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
Согласно части 2 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу частей 4, 6 статьи 56 Водного кодекса содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Часть 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водные объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязненных веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
В судебном заседании установлено, что согласно договора № 2 от 25.09.2017, объекты централизованного водоотведения в г. Козловка Чувашской Республики, к которым относятся биологические очистные сооружения в г. Козловка по ул. Нижнекурганская, д. 54, администрацией Козловского района Чувашской Республики переданы в хозяйственное введение МУП ЖКХ «Козловское». МУП «ЖКХ Козловское» производит прием и очистку жидких бытовых сточных вод, поступающих на указанные биологические очистные сооружения из жилого сектора г. Козловка.
Установлено и не оспаривается сторонами, что жидкие бытовые сточные воды после их очистки эксплуатирующим очистные сооружения МУП «ЖКХ Козловского района», сбрасываются в р. Белая Воложка, которая является водным объектом рыбохозяйственного значения первой категории.
Из решения Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о предоставлении водного объекта в пользование от 13.08.2019 № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00, следует, что МУП «ЖКХ Козловского района» является водопользователем водного объекта – р. Белая Воложка (Аттиково): Волга до Куйбышевского водохранилища (без бассейна Оки), Чувашская Республика, Козловский район. Срок водопользования с 13.08.2019 по 03.07.2024. Вода в р. Белая Воложка в месте сброса сточных вод в результате их воздействия на водный объект должна отвечать следующим требованиям: ВПК; - 2,10 мг/дм3, ХПК - 30 мг/дм3, нефтепродукты - 0,05 мг/дм3, сухой остаток - 1000 мг/дм3, взвешенные вещества 0,25 к фону, аммоний-ион - 0,5 мг/дм3, нитрат-анион - 40 мг/дм3, нитрит-анион -0,08 мг/дм3, фосфат (по Р) - 0,2 мг/дм3, хлорид-анион - 300 мг/дм3, сульфат-анион - 100 мг/дм3, АСПАВ -0,1 мг/дм3.
Из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следует, что биологические очистные сооружения расположенные в г. Козловка по ул. Нижнекурганская, д. 54, поставлены на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, код объекта - 97-0221-003 793-П, категория II, уровень надзора – региональный, природопользователь- МУП «ЖКХ Козловского района».
Согласно материалов дела, на момент проверки 25.08.2020, по результатам лабораторных исследований количественного химического анализа сточных вод после очистных сооружений МУП «ЖКХ Козловского района», на выпуске в р. Белая Воложка, проведенных лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики» ФГБУ «ЦАЛАТИ по ПФО», установлены превышения предельных нормативов качества сточных вод:
- согласно протокола № 749/03 от 01.10.2019, превышение по следующим показателям: фосфат (по Р) - 1,02 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3); аммоний ион - 0,63 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3); нитрат ион - 87 мг/дм3 (при нормативе - 40 мг/дм3); сульфат-ион - 104 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); АСПАВ - 0,37 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3).
- согласно протокола № 1015/03 от 23.12.2019, превышение по следующим показателям: БПК-5 - 4,8 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг/дм3); фосфат (по Р) - 5,8 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3); сульфат-ион - 140 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); ХПК - 35 мг/дм3 (при нормативе -30 мг/дм3).
- согласно протокола № 157/03 от 03.04.2020, превышения по следующим показателям: фосфат (по Р) - 0,46 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3); сульфат-ион - 101 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); АСПАВ - 0,19 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3).
- согласно протокола № 357/03 от 02.07.2020, превышение по следующим показателям: фосфат (по Р) - 4,4 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3); аммоний ион - 1,8 мг/дм3 (при нормативе - 0,5 мг/дм3); сульфат-ион - 156 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); АСПАВ - 0,16 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3); ХПК - 35 мг/дм3 (при нормативе -30 мг/дм3).
Материалами дела установлено, что по данным фактам в адрес руководителя МУП «ЖКХ Козловского района» 27.08.2020 вносилось представление, однако ответчиком конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нормативная очистка сточных вод, сбрасываемых с эксплуатируемых МУП «ЖКХ Козловского района» очистных сооружений, до настоящего времени не обеспечена.
Так по результатам лабораторных исследований количественного химического анализа сточных вод после очистных сооружений МУП «ЖКХ Козловского района», на выпуске в р. Белая Воложка проведенных лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республики» ФГБУ «ЦАЛАТИ по ПФО» вновь установлены превышения нормативов качества сточных вод:
- согласно протокола № 728/03 -Д от 29.09.2020, выявлено превышение по следующим показателям: БПК-5 - 2,2 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг /дм3); АПАВ - 0,19 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
- согласно протокола № 1040/03 -Д от 23.12.2020, выявлено превышение по следующим показателям протокол № 1040/03 -Д от 23.12.2020: фосфат (по Р) - 0,5742 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3), нитрит ион - 0,96 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3); АПАВ - 0,42 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм 3);
- согласно протокола № 69/03-Д от 05.07.2021, выявлено превышение по следующим показателям: БПК-5 - 3,6 мг/дм3 (при нормативе - 2,1 мг /дм3); фосфат (по Р) - 3,135 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг/дм3), сульфат ион - 111 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); АПАВ - 0,39 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
- согласно протокола № 1176/03-Д от 20.12.2021 выявлено превышение по следующим показателям: нефтепродукты - 0,13 мг/дм3 (при нормативе - 0,05 мг /дм3); фосфат (по Р) - 1,452 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг /дм3); сульфат ион - 136 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3), АПАВ - 0,26 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3);
- согласно протокола № 202/03- Д от 06.04.2022 выявлено превышение по следующим показателям: нефтепродукты - 0,1 мг/дм3 (при нормативе - 0,05 мг /дм3); фосфат (по Р) - 1,782 мг/дм3 (при нормативе - 0,2 мг /дм3); сульфат ион - 143 мг/дм3 (при нормативе - 100 мг/дм3); АПАВ - 0,23 мг/дм3 (при нормативе - 0,1 мг/дм3); нитрит ион - 0,15 мг/дм3 (при нормативе - 0,08 мг/дм3).
Таким образом, суд находит, что факт сброса МУП «ЖКХ Козловского района», являющегося пользователем указанных очистных сооружений, сточных вод в реку в р. Белая Воложка, в нарушение нормативов установленных решением Министерства природных ресурсов и экологии ЧР о представлении водного объекта в пользование от 13.08.2019 № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00, с превышением содержания допустимых значений вредных веществ, подтверждается представленными в материалы дела протоколами количественного химического анализа сточных вод.
В соответствии с пунктом 7.2 СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" производственный контроль за составом сточных вод и качеством воды водных объектов обеспечивается организациями и предприятиями, иными хозяйствующими субъектами, являющимися водопользователями, независимо от подчиненности и форм собственности, в лабораториях, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
Следовательно, именно МУП «ЖКХ Козловского района», как водопользователь обязано отвечать за обеспечение сброса сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование. Неисполнение ответчиком данной обязанности нарушает экологические права и законные интересы неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, на стабильное, качественное и безопасное удовлетворение жизненно - важных потребностей в водных ресурсах.
Отсутствие у МУП «ЖКХ Козловского района», материальных возможностей для доведения очистки сточных вод до нормативных показателей, и для реконструкции эксплуатируемых очистных сооружений, согласно действующего законодательства Российской Федерации не является основанием для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей.
Таким образом, при данных установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к МУП «ЖКХ Козловского района» в части возложения на ответчика обязанности обеспечить сброс сточных вод, с эксплуатируемых очистных сооружений, в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование от 13.08.2019 № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00, являются законными и обоснованными, поэтому подлежат удовлетворению.
При этом требуемый прокурором срок для исполнения данных исковых требований - 1 год 6 месяцев, с учетом важности охраняемых общественных отношений, суд признает разумным, а доводы ответчика в указанной части необоснованными, объективно не подтвержденными.
Рассматривая иные требования прокурора о обязании МУП «ЖКХ Козловского района» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, находящихся по адресу г. Козловка, ул.. Нижнекурганская, д. 54, суд исходит из того что, материалами дела (письмом Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики № 03/20-5687 от 23.05.2022, письмом Волжко-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора № 10.527 от 24.05.2022) подтверждено, представителями ответчика не оспаривается, признается, что декларация о воздействии на окружающую среду МУП «ЖКХ Козловское» в Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Волжко-Камского межрегионального Управления Росприроднадзора, до настоящего времени не представлена.
Между тем в соответствии со ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, к которому относится МУП «ЖКХ Козловского района», обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду.
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Непредставление декларации о воздействии на окружающую среду хозяйствующим субъектом, или несвоевременное ее представление, влечет за собой отсутствие контроля за соблюдением допустимых нормативов сброса жидких отходов, надлежащей организации контроля за сбросом сточных вод, и проведения природоохранных мероприятий.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, бездействие ответчика МУП «ЖКХ Козловского района», выразившееся в не представлении декларации о воздействии на окружающую среду, нарушает гарантированное ст. 42 Конституции РФ, право каждого на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного производственной или иной деятельностью, и тем самым затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах, с учетом признания исковых требований ответчиком, заявлены исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора о обязании МУП «ЖКХ Козловского района» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, находящихся по адресу г. Козловка, ул.. Нижнекурганская, д. 54, подлежат удовлетворению.
Указанный прокурором в исковом заявлении срок для исполнения данных требований - 6 месяцев со дня вступлении в законную силу решения суда, суд признает разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора в защиту экологических прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МУП «ЖКХ Козловского района» о возложении обязанности по разработке и направлению декларации о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, обязании обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в реку Белая Воложка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование, удовлетворить.
Обязать МУП «ЖКХ Козловского района» (ИНН 2107005654) в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить в уполномоченный орган декларацию о воздействии на окружающую среду для биологических очистных сооружений, находящихся по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54.
Обязать МУП «ЖКХ Козловского района» (ИНН 2107005654) в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сброс сточных вод с эксплуатируемых очистных сооружений в г. Козловка по адресу г. Козловка, ул. Нижнекурганская, д. 54 в реку Белая Воложка в пределах нормативов, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование № 28-08.09.04.007-Р-РСБК-С-2019-01102/00 от 13.08.2019.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Козловский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Cудья В.Г. Порфирьев
Мотивированное решение составлено 07 июля 2022 года.