Дело № 2-5262/2024
УИД 50RS0048-01-2024-005530-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2024 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5) о признании решения от <дата> <№ обезличен> незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости с <дата> г., третье лицо - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, <дата> г. рождения, обратился в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5), ссылаясь в обоснование на то, что он <дата> г. обратился в Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5) с заявлением о назначении страховой пенсии за выслугу лет в соответствии с Постановлением ФИО2 ССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 02.08.1988 года N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта", согласно которому пенсии за спортивные достижения и выслугу лет назначались при общем стаже работы не менее 20 лет заслуженным мастерам спорта ФИО3, состоявшим в составе сборных командах ФИО3 не менее 6 лет. Решением от <дата> <№ обезличен> Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5) отказало истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием права. На момент обращения в Отделение, по мнению истца, его стаж составлял более 20 лет и в качестве заслуженного мастера спорта ФИО3 07 лет 06 месяца 00 дней. Истец указал, что ранее назначение пенсии осуществлялось в соответствии с Порядком назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта ФИО3, мастерам спорта ФИО3 международного класса - членам сборных команд ФИО3, утвержденный Госкомтрудом ФИО3, Госкомспортом ФИО3, Секретариатом ВЦСПС 13.02.1989 г. <№ обезличен>-<№ обезличен> Данный порядок действовал до <дата>. Полагает, что изменение действующего законодательства не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направил в суд своего представителя, который заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5) против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на правомерность отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, указав, что на <дата> г. общий страховой стаж ФИО1 составлял 16 лет 00 мес. 15 дней, вместо 20 лет.
Представитель третьего лица - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (редакция от 27 декабря 2018 г.), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", действовавшего до 30 марта 2008 года, в соответствии с пенсионным законодательством могут устанавливаться льготы по пенсионному обеспечению: 1) спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд ФИО3 по различным видам спорта, добившимся высоких спортивных результатов, завоевавшим звания олимпийских чемпионов; 2) спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд ФИО3 по различным видам спорта, неоднократно занимавшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет; 3) спортсменам, завоевавшим звания олимпийских чемпионов, занявшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, занявшим первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира и Европы, могут предусматриваться также за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законом источников обеспечение жильем нуждающихся спортсменов по месту их жительства, медицинское и санаторно-курортное лечение, а также бесплатное обучение в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенных стипендий, установленных Правительством Российской Федерации, спортсменам, окончившим спортивные выступления и не имеющим высшего образования.
Действующий до 01.02.1992 Закон ФИО3 от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" не предусматривал право спортсменов на досрочное пенсионное обеспечение.
Такое право было предусмотрено Постановлением ФИО2, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 02.08.1988 N 945 "О совершенствовании управления футболом, другими игровыми видами спорта и дополнительных мерах по упорядочению содержания команд и спортсменов по основным видам спорта" (п. 8).
Порядок назначения пенсии спортсменам был установлен Госкомтрудом ФИО3 02.02.1989, Секретариатом ВЦСПС 13.02.1989, Госкомспортом ФИО3 03.02.1989 и предусматривал возможность назначения пенсии за спортивные достижения и выслугу лет независимо от возраста заслуженным мастерам спорта ФИО3, мастерам спорта ФИО3 международного класса, состоявшим в штате команд мастеров не менее 10 лет, в том числе в сборных командах ФИО3, или не менее 6 лет в составе сборных команд ФИО3 и при наличии общего стажа работы не менее 20 лет. Данный Порядок признан не действующим Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации N 893 от 12 ноября 2009 года.
С 01.01.1992 вступил в силу Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который также не устанавливал для спортсменов досрочное пенсионное обеспечение.
Между тем, в соответствии с п. 5 Постановления Верховного ФИО2 РСФСР "О некоторых вопросах, связанных с введением Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 на территории РСФСР сохранялся действующий до введения в действие настоящего Закона порядок назначения и выплаты пенсий космонавтам и спортсменам.
Каких-либо изменений, в связи с изложенным, в Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вносилось, данный Закон утратил силу с 01.01.2002.
Постановление Верховного ФИО2 РСФСР "О некоторых вопросах, связанных с введением Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 утратило силу 09.07.2003 в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 109-ФЗ, в связи с принятием Федерального закона 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
С 01.01.2002 вступил в силу Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым досрочная трудовая пенсия по старости за спортивные достижения и выслугу лет не предусматривалась, так же как и не предусматривалась возможность сохранения прежнего порядка назначения пенсии спортсменам.
Порядок назначения и выплаты пенсий за выслугу лет заслуженным мастерам спорта ФИО3, мастерам спорта ФИО3 международного класса - членам сборных команд, утвержденный Госкомтрудом ФИО3 02.02.1989, Секретариатом ВЦСПС 13.02.1989 и Госкомспортом ФИО3 03.02.1989, утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации N 893 от 12.11.2009 в целях приведения ведомственных нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости, назначаемая ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, спортсменам, в том числе заслуженным мастерам спорта ФИО3, мастерам спорта ФИО3 международного класса, не предусмотрена и действующим с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (ч. 1 ст. 30).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П, разъяснений, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", для назначения досрочной пенсии по старости по указанному основанию истец должен был приобрести соответствующее пенсионное право - иметь звание "заслуженный мастер спорта ФИО3", "мастер спорта ФИО3 международного класса", состоять в сборной команде ФИО3 не менее 6 лет и иметь общий страховой стаж не менее 20 лет к 01.01.2002, когда названный выше Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу.
Доводы стороны истца о том, что страховой стаж должен определяться по состоянию на дату признания недействующим Порядка, устанавливающего назначение пенсии спортсменам, то есть 12.11.2009 г., а также вступление в силу ФЗ-400 "О страховых пенсиях" основаны на неверном понимании закона и отклоняются судом, поскольку в данном случае право истца на получение пенсии досрочно было предусмотрено, действующим по 31.12.2001 законодательством.
Общий страховой стаж по состоянию на 31.12.2001 г. составляет 16 лет 00 месяцев 15 дней, что менее требуемых 20 лет.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2001 г. отсутствовала необходимая совокупность условий для назначения истцу досрочной страховой пенсии в соответствии с постановлением ФИО2, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 02.08.1988 N 945 и Порядком, утв.Госкомтрудом ФИО3, Секретариатом ВЦСПС и Госкомспортом ФИО3 1-13 февраля 1989 г. N 584-МК/09-14/20.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области (Филиал № 5) о признании решения от <дата> <№ обезличен> незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости с <дата> г., - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 09 сентября 2024 г.
Судья: Н.Н. Тягай