Решение по делу № 33-11680/2022 от 14.11.2022

УИД 54RS0013-01-2022-001828-44

Судья Зюкова О.А.     Дело № 2-1233/2022

Докладчик Быкова И.В.     33-11680/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Быковой И.В.,

судей Братчиковой Л.Г., Рыбаковой Т.Г.,

при секретаре Митрофановой К.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «13» декабря 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Чернова Н.Г на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 сентября 2022 года по иску Чернова Николая Григорьевича к АО «Новосибирскэнергосбыт» о возложении обязанности опломбировать прибор учета электрической энергии, восстановлении учета потребляемой электрической энергии.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Быковой И.В., объяснения истца Чернова Н.Г., представителя третьего лица АО «РЭС» Журихина А.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Чернов Н.Г. обратился в суд с иском к АО «Новосибирскэнергосбыт», просил возложить на ответчика обязанность опломбировать прибор учета электрической энергии СОЭ-52 , установленный в частном жилом доме <адрес>, и восстановить учет потребляемой электрической энергии по указанному прибору учета в срок не более 10 дней после вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что является потребителем электрической энергии по договору от ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2020 года подошел срок поверки его прибора учета СОЭ-52 , в связи с чем, он обратился в Бердский РЭС, однако в поверке ему было отказано.

01.07.2021 прибор учета все же прошел поверку и 02.07.2021 истец обратился в Новосибирскэнергосбыт для опломбировки прибора учета. 08.07.2021 к нему приехал сотрудник организации, осмотрел установку прибора учета и отказался пломбировать его. На последующие просьбы опломбировать прибор учета для последующего его использования ответчик не отреагировал.

Определением Бердского городского суда Новосибирской области от 14.07.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено АО «РЭС» (л.д. 72).

Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 21.09.2022 в удовлетворении иска Чернова Николая Григорьевича к АО «Новосибирскэнергосбыт» о возложении обязанности опломбировать прибор учета электрической энергии, восстановлении учета потребляемой электрической энергии, отказано.

С постановленным решением не согласился истец Чернов Н.Г., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.

В доводах апелляционной жалобы указывает, что он обращался не к АО «Новосбирскэнергосбыт», а в Бердское отделение электросетей письмом от 02.07.2021. Ответчик по его иску указан в преамбуле письменного договора электроснабжения, - это Искитимское отделение «Энергосбыта», функции которого с марта 2020 года выполняет центральный офис АО «Новосибирскэнегосбыт».

Отмечает, что поданные ответчиком возражения от 15.09.2022 фактически являются встречным иском и не могут рассматриваться судом. Вся информация в этой части касается только предпринимателей, но не граждан.

Апеллянт ссылается на процессуальные нарушения, допущенные судом. В частности, при его ознакомлении с материалами дела 31.08.2022, в деле отсутствовал протокол судебного заседания от 18.08.2022, хотя с даты заседания прошло уже 13 дней, что является нарушением ст. 230 ГПК РФ.

Апеллянт обращает внимание на п.80(1) Правил предоставления коммунальных услуг, в соответствии с которыми применение внешнего сетевого ПУ в качестве расчетного допускается только в отношении нежилых объектов домовладения, подключенных к электросети отдельно от жилого дома. Таких объектов у истца нет.

Считает, что его как потребителя вымогательством вынуждают оплачивать работу двух приборов учета.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.07.2002 года между истцом и ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заключен договор на отпуск и потребление электрической энергии владельцам индивидуального жилого дома по адресу <адрес>, абонентский (л.д. 4-7).

Истцом установлен прибор учета электрической энергии СОЭ-52 , который прошел поверку 01.07.2021 года и требует опломбировки (л.д. 8). На обращение к ответчику за опломбировкой прибора учета (л.д. 9-11), был получен отказ.

Постанавливая обжалуемое решение суд первой инстанции, руководствовался норами ФЗ « Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, оценив представленными сторонами по делу доказательства, пришел к выводу, что АО «РЭС» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, АО «Новосибирскэнергосбыт» не является сетевой организацией, а является исполнителем, ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является торговля электрической энергией, от замены ответчика истец отказался, в иске к АО « Новосибирскэнергосбыт» судом отказано.

Судебная коллегия соглашается с законностью принятого решения и выводами суда, не усматривая оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

В соответствии с ч.3 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с организациями технологической инфраструктуры на розничных рынках предусматривается основными положениями функционирования розничных рынков, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 136 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации.

Территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (ч.3 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").

Как указано в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами (например, Федеральный закон от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил потребителем коммунальной услуги является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно под.п. «г» п. 4 Правил электроснабжение относится к коммунальным услугам и под ним понимается, в том числе снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 80 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

В силу абз. 3 п. 80 (1) Правил определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной проверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Начиная с 01.01.2022 г. допуску в эксплуатацию подлежат коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета электрической энергии, соответствующие Правилам предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), с учетом абз. 2 п. 80 (1) настоящих Правил.

Определение мест установки приборов учета, установка, проверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".

Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям Постановления Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке ( абз. 7 п. 80 (1) Правил N 354).

На основании подп. «а» п. 82 Правил в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 01.07.2020г. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 01.07.2020г., проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Материалами дела подтверждено, что АО «РЭС», являясь сетевой организацией, приобрело за свой счет и установило прибор учета типа Милур-107.22 на границе балансовой принадлежности по адресу: <адрес>.

Истец был уведомлен о проведении процедуры допуска 06.08.2021г., но в назначенное время на допуск прибора не явился. Прибор учета был допущен к эксплуатации и признан в качестве контрольно-учетного, поскольку по техническим параметрам обладает наименьшей погрешностью.

Из положений действующего законодательства следует, что согласие потребителя на замену прибора учета за счет средств гарантирующего поставщика и сетевой организации, а также заключение договора на замену прибора учета, не требуется. Определение мест установки приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, установленном Основными положениями N 442. При указанных обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что заменой прибора учета права истца не нарушены, оснований для возложения обязанности на АО «Новосибирскэнергосбыт» для опломбировки дублирующего прибора учета, установленного в частном доме и понуждению к восстановлению учета по нему, у суда не имелось. Все доводы апеллянта об обратном, основаны на ином толковании норм материального права, с чем не соглашается суд апелляционной инстанции.

Не являются основанием для отмены решения суда доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что судом первой инстанции не был своевременно изготовлен протокол судебного заедания.

Иные доводы не влекут отмену по существу правильного судебного решения.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения ( ч. 3 ст. 30 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб сторон, судебная коллегия не усматривает, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Бердского городского суда Новосибирской области от 21 сентября 2022 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Чернова Н.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-11680/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернов Николай Григорьевич
Ответчики
АО "Новосибирск энергосбыт"
Другие
АО "РЭС"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
16.11.2022Передача дела судье
13.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022Передано в экспедицию
13.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее