Решение по делу № 2-771/2024 от 14.06.2024

В окончательной форме решение изготовлено:

14 октября 2024 года.

Дело № 2-771/2024, УИД 76RS0011-01-2024-001528-47

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2024 года                                                                                                      г. Углич

    Угличский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачевой Н.А.,

при секретаре Тужилкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО , к Администрации городского поселения Углич о возложении обязанности произвести изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным жилым домом с последующим изъятием квартир,

установил:

Степанова Е.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО , собственников квартиры <адрес>, в лице представителя по доверенности Мельникова Р.О. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит обязать Администрацию городского поселения Углич в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, произвести изъятие для муниципальных нужд земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом с последующим изъятием квартир.

В обоснование исковых требований указано, что многоквартирный жилой дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, срок расселения дома установлен до 31.12.2028 г. Велика вероятность обрушения несущих конструкций. Проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья людей. Дом не включен в какую-либо программу расселения. Указанный срок до момента расселения жильцов и сноса дома является чрезвычайно длительным, поскольку ввиду физического износа многоквартирного дома за данный промежуток времени могут произойти необратимые последствия для проживающих в них граждан.

В судебном заседании истица и ее представитель в полном объеме поддержали исковые требования. Пояснили, что в доме в настоящее время проживают только две семьи: Степановой и Машковцевой, т.к. больше жить негде. Жильцы из других квартир вынуждены были съехать из-за аварийности дома и опасности проживания в нем. Каждую зиму трубы в доме промерзают и указанные семьи остаются без воды, пока не найдут рабочих, которые бы восстановили систему. Отопление нормально не работает, тепло дом не сохраняет, внутри холодно. Ремонт приходится производить за свой счет.

Представитель третьего лица Машковцева Н.В. (собственника квартиры ) по доверенности Машковцева В.М. исковые требования поддержала. Подтвердила обстоятельства, изложенные истицей. Пояснила, что дом очень старый, ветхий, был признан не подлежащим капитальному ремонту еще в конце 1980-х годов. В последнее время усугубились проблемы с электропроводкой, были случаи загорания электрощитка. Коммуникации очень старые. Кровля протекает. В доме жить страшно.

Представитель ответчика Администрации городского поселения Углич не явился. Направил письменные возражения, одновременно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третье лицо Дикарева Л.В. (собственник квартиры ) не явилась, направила отзыв, в котором иск поддержала.

Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений либо отзывов не представили, об отложении дела не просили.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Выслушав истицу, ее представителя, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что в собственности Степановой Е.А. и ее несовершеннолетних детей ФИО находится квартира , в собственности Машковцева Н.В. – квартира в собственности Ермошина А.В. и Киселевой А.О. – квартира в собственности Якуниной Т.А. - квартира , в собственности Лихачева П.Е. – квартира , в собственности Дикаревой Л.В. – квартира в собственности Веденеевой Л.А. – квартира в доме <адрес>.

Распоряжением Администрации городского поселения Углич № 44 от 17.04.2018 г. многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения дома установлен до 2029 г. включительно.

В настоящее время на территории города Углич действует муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного аварийным в период с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г., утвержденная Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 г. № 224-п. Указанный многоквартирный дом в нее не включён.

Вместе с тем, в соответствии с заключением специалиста по строительно-техническому исследованию ООО «Ярославское бюро судебной экспертизы» № 10/16 от 14.03.2018 г., конструкции стен, кровли, жилого дома не соответствуют строительнымнормам и правилам, нарушают требования ГОСТ 30494-2011, СП 54.13330.2016,Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, МДС 31-11.2007, СП29.13330.2011, Рекомендации по устройству полов, СП 30.13330.2012, Рекомендации поустройству электроустановок. Глава 7.1, СанПиН 2.1.2.2645-10, МДС 13-6.200;вен 53-86(р), вен 58-88(р), СП 70.13330.2012, Положения утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилой дом <адрес> на данный момент не пригоден для постоянного проживания, не подлежит капитальному ремонту, является аварийным и подлежит сносу. Проживание в данном доме представляет опасность для здоровья и жизни людей.

Многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, был также обследован межведомственной комиссией Администрации городского поселения Углич 05.04.2018 г. В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 3 от 05.04.2018 г. на основании п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, указанный дом признан аварийным.

Согласно акту осмотра жилого дома межведомственной комиссией от 05.04.2018 г., указанный многоквартирный дом 1942 года постройки, деревянный, двухэтажный благоустроенный (централизованное отопление, водопровод, канализация, газоснабжение). Физический износ дома на 15 января 2015 г. составлял 67%. Фундамент - бутовый ленточный, оседание фундамента выпирание грунта, выветриванне раствора, трещины, сколы, сырые места в цоколе и под окнами. Стены бревенчатые, обшитые вагонкой.    Наблюдается искривление горизонтальных линий фасада, глубокие трещины и поражение гнилью венцов нижнего, карнизного и под окнами, осадка углов, нарушение жесткости сруба. Полы деревянные, повреждены гнилью. Наблюдаются прогибы просадка досок. Чердачное и межэтажное перекрытия утепленные Балки и настил сильно поражены гнилью и жучком, гниль в местах сопряжения, наблюдается провисание настила. Крыша скатная из а/ц-волнистых листов по деревянным стропилам и обрешетке. Деревянные конструкции крыши поражены гнилью и жучком. Наблюдаются просветы и протечи. Оконные проемы двойные створные. Оконные переплеты рассохлись, покоробились, расшатались в углах. Древесина повреждена гнилью. Подоконная доска повреждена гнилью. Дверные проемы деревянные, входная - металлическая. Дверные полотна осели и имеют неплотный притвор. Коробки поражены гнилью. Водопровод централизованный. Трубы стальные. Ржавчина и коррозия отдельных участков трубопровода, отдельные повреждения (свищи), капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры. Отопление центральное. Капельные течи в отопительных приборах, в местах врезки запорной арматуры, коррозия трубопровода, следы ремонта, нарушение теплоизоляции труб в подвале. Электропроводка закрытая. Потеря эластичности проводки. Меняли в 2001 г. Стены оклеены обоями, наблюдаются следы сырости, плесени, поражение грибком. Потолки обшиты ДВП, окрашенные - состояние удовлетворительное. Физический износ отдельных конструкций от 70 % до 80 %. Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежит сносу.

За прошедшее время с момента обследования многоквартирного дома его состояние не улучшилось, что подтверждается приведенными выше пояснениями о неудовлетворительном состоянии дома и угрозе проживания в нем.

В силу положений ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Согласно положениям абз. 3 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установление срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа, принимающего на основании заключения городской межведомственной комиссии решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Также в силу положений п. 49 указанного Положения принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отнесено к компетенции органа местного самоуправления.

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (оно заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.

Однако, исходя из имеющихся материалов дела, в том числе представленных стороной истца доказательств, а также пояснений собственников квартир в указанном доме, в настоящее время проживание в нем представляет угрозу для жизни и здоровья, поскольку имеется реальная угроза обрушения, электропроводка в неудовлетворительном состоянии. Определенный срок отселения дома до момента расселения жильцов и сноса дома (до 2028 года) является чрезвычайно длительным. За данный период времени могут произойти необратимые последствия для граждан, поскольку в результате разрушения дома возможно не только причинение вреда окружающим, жильцам и неопределенному кругу лиц, но и прекращение существования дома как объекта недвижимости, что, в свою очередь, приведет к нарушению права жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, согласно ст. 32 ЖК РФ.

Поскольку законом обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда возложена на орган местного самоуправления, в целях восстановления нарушенного права жильцов со стороны Администрации городского поселения Углич должны быть предприняты меры по организации расселения жилого дома, расположенного по <адрес> в разумный срок.

В этой связи суд учитывает, что последний капитальный ремонт в доме проводился в 1974 году, износ дома составлял 65 % уже на 1989 год. На основании решения горисполкома от 18.03.1988 г. № 2020 дом был включен в список расселения домов, не подлежащих капитальному ремонту.

Основания, по которым дом признан аварийным, к настоящему времени не изменились и не отпали. С момента признания дома аварийным прошло 6 лет. За этот период времени техническое состояние дома не улучшилось и улучшиться не могло, в связи неремонтопригодностью дома в целом, имеется угроза обрушения конструкций дома, происходит возгорание электропроводки.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований.

Суд считает, что истцом представлены доказательства законности и обоснованности своих требований. Возражения же ответчика являются формальными и указанных выше выводов не отменяют. Возможность включения дома в программу администрацией еще не рассматривалась, до настоящего времени не реализована действующая программа, а срок расселения дома необоснованно завышен. Иной возможности защитить права истца администрацией не изыскано. Маневренный жилой фонд на территории города Углича не создан.

Исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

С позицией ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду отсутствия финансирования согласиться нельзя. Принимая во внимание техническое состояние дома и угрожающие жизни и здоровью условия проживания в нем граждан, суд соглашается с исковыми требованиями, включая срок исполнения решения суда – 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Степановой Е.А. <данные изъяты> действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО к Администрации городского поселения Углич (ИНН 7612035130) удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения Углич (ИНН 7612035130) в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, произвести изъятие для муниципальных нужд земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес> с последующим изъятием квартир.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                    Н.А.Грачева

2-771/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Степанова Екатерина Александровна
Ответчики
Администрация городского поселения Углич
Другие
Веденеева Лидия Анатольевна
Лихачев Павел Евгеньевич
Машковцев Николай Владимирович
Министерство строительства Ярославской области
Информация скрыта
Якунина Татьяна Александровна
Ермошин Александр Валерьевич
Дикарева Людмила Викторовна
Мельников Руслан Олегович
Киселева Анастасия Олеговна
Суд
Угличский районный суд Ярославской области
Судья
Грачева Наталья Александровна
Дело на сайте суда
uglichsky.jrs.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.07.2024Предварительное судебное заседание
02.09.2024Предварительное судебное заседание
23.09.2024Судебное заседание
14.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2024Дело оформлено
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее