№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
17 мая 2021 года <адрес>
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И., с участием заявителя ФИО4, начальника отдела опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» ФИО5, при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО4 об установлении факта отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны его родителей: отца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны его родителей: отца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по тем основаниям, что приходящаяся ей дочкой - ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится в зарегистрированном браке с гражданином ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения что подтверждается свидетельством о заключении брака от 17.04.2013г.
От брака у них имеется сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении. Родители ФИО2 с 2014 года находятся в Сирийской Арабской Республике и по сей день не имеют возможности вернуться на территорию Российской Федерации.
Отсутствие возможности выехать из чужой страны препятствуют им осуществлению родительских обязанностей, в которые входят уход, воспитание и содержание своего несовершеннолетнего ребенка.
Все проблемы образовательного, воспитательного, оздоровительного и материального характера ребенка решает она совместно со своим супругом, так как все обязанности родителей выполняем именно они: покупают ему все необходимое для дома одежду, игрушки. Ее несовершеннолетний внук практически остался без родительского попечения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно п.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронажную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст.155.1 настоящего Кодекса).
Согласно ст.ст. 3,4 «Конвенции о правах ребенка» во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Государства - участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и, в соответствующих случаях, членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществление им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Согласно ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по месту нахождения недвижимого имущества.
В соответствии со ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
Установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним необходимо для определения юридического статуса ребенка и обращения за получением денежной выплаты опекуном на содержание подопечных, а также иных дополнительных льгот. В ином порядке, кроме как обращение в суд, установить данный факт не представляется возможным.
Заявитель ФИО4 в судебном заседании полностью поддержала свое заявление и просила его удовлетворить по основаниям и указанным в ее заявлении.
Суд, выслушав объяснения участника процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение органа опеки и попечительства ФИО5., полагавшего необходимым удовлетворить требования, приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО4 по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В части 2 указанной статьи приведен перечень случаев, где суд вправе установить юридические факты.
В п.10 ч.2 ст.264 ГПК РФ также сказано, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих значение фактов.
Поскольку, установление факта отсутствие родительского попечения в отношении несовершеннолетних детей порождает юридические последствия, то суд вправе рассмотреть такие дела.
В судебном заседании заявитель ФИО4 пояснила, что родители несовершеннолетнего ФИО2 ФИО3 и ФИО1 находятся в Сирийской Арабской Республике, не имеют возможности вернуться на территорию Российской Федерации и в связи с этим они не могут осуществить родительские обязанности в отношении их сына.
Требования заявителя ФИО4 об отсутствии родительского попечения со стороны матери ФИО1 и отца ФИО3 в отношении их несовершеннолетнего сына подтверждаются исследованными судом доказательствами, а именно:
-свидетельством о заключении брака серии 1-БД № в соответствии с которым между ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения заключен брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта заключения брака №.
-справкой администрации МО «<адрес>» о том, что согласно записям похозяйственных книг МО «<адрес>» ФИО4 зарегистрирована и проживает по адресу: РД, <адрес> имеет следующий состав семьи: -муж ФИО7, -внук ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
-свидетельством о рождении серии 1У-БД № в соответствии с которым ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес>. Его родителями в указанном свидетельстве указаны: -отец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
-свидетельством на въезд(возвращение) в Российскую Федерацию серии СНВ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Посольством России в Сирии из которого усматривается, что предъявитель указанного свидетельства гражданин Российской Федерации ФИО11 ФИО2, родившийся 03.10.2013г. следует в Российскую Федерацию.
-ответом начальника ОМВД России по <адрес> от 10.05.2021г. за номером 19/6435 из которого усматривается, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения находится в Федеральном розыске, также с ДД.ММ.ГГГГ состоит на профилактическом учете в ОМВД России по <адрес>.
-ответом начальника СО ОМВД России по <адрес> ФИО8 от 17.05.2021г. за №, из которого усматривается, что в производстве СО ОМВД России по <адрес> находится уголовное дело № возбужденное по признакам ч.2 ст.205.5 и ч.2 ст.208 УК РФ в отношении ФИО1 ФИО1 в рамках указанного дела объявлена в розыск.
-постановлением о возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым возбуждено уголовное дело в отношении ФИО1 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.2 ст.205.5 УК РФ.
-постановлением о розыске подозреваемой от ДД.ММ.ГГГГг. в соответствии с которым ФИО1 объявлена в розыск.
-актом материально-бытового обследования от 30.04.2021г. в соответствии с которым начальником отдела опеки и попечительства МР «<адрес>» ФИО5 и главным специалистом ФИО9 проведено обследование жилищных условий ФИО4, по адресу: РД, <адрес>.
Проверкой установлено, что ФИО4 проживает в доме, принадлежащем супругу на праве личной собственности, общей площадью 104 кв.м., Дом одноэтажный, каменный. Дом находится в хорошем состоянии, благоустроен, обставлен необходимой мебелью. Имеется горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, электроэнергия. Для ФИО2 подготовлена отдельная комната, оборудованная всей необходимой мебелью. Ребенку созданы все условия для полноценного развития, отдыха и сна.
Из заключения органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» следует, что исходя из интересов несовершеннолетнего, считает целесообразным удовлетворение требований ФИО4 и установить факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним ФИО2 со стороны родителей ФИО3 и ФИО1, так как оба родителя с 2014 года находятся в Сирийской Арабской Республике и не имеют возможности вернуться на территорию Российской федерации. Установление указанного факта отсутствия родительского попечения необходимо для определения юридического статуса несовершеннолетнего.
Таким образом, судебным разбирательством по делу установлено, что у ФИО3 и ФИО1, которые находятся в зарегистрированном браке имеется несовершеннолетний сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 2014 года по настоящее время ФИО3 и ФИО1 находятся на территории Сирийской Арабской Республики. В отношении них возбуждены уголовные дела, состоят на профилактическом учет, объявлены в розыск. Несовершеннолетний ребенок ФИО2, 03.10.2013г., который также находился на территории Сирийской Арабской Республики вместе со своими родителями ДД.ММ.ГГГГ возвращен из Сирии в Российскую Федерацию.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 и ФИО1 в связи с их нахождением в Сирийской Арабской Республике не могут осуществлять свои родительские обязанности в отношении их несовершеннолетнего сына..
Согласно ст. 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Факт отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним сыном об установлении, которого просит заявитель, имеет для нее юридическое значение и необходим для определения юридического статуса несовершеннолетнего.
В соответствии п.п. «е» п.35 Порядка и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей документом, являющимся основанием для назначения и выплаты единовременного пособия, является решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком. Установление факта отсутствия родительского попечения над несовершеннолетним, имеет юридическое значение, поскольку при установлении указанного юридического факта у заявителя возникает право в соответствии ст.12.1 «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Согласно ст.3 ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н утвердившим, Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, для назначения и выплаты пособия заявитель должен обратиться в отдел опеки с соответствующим заявлением и документами, перечень которых определен указанным порядком.
В соответствии со ст. 12.1 ФЗ РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.
В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123 СК и ст. 145 СК; п. 1 ст. 35 ГК; ст. 1 Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"). К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК; п. 3 ст. 31 ГК).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отец ФИО3 и мать ФИО1 в связи с длительным отсутствием по месту жительства, нахождением их в Сирийской Арабской Республике не могут лично воспитывать и содержать своего несовершеннолетнего сына ФИО2.
Следовательно, требования ФИО4 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд.
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО4 удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения в отношении несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения со стороны его родителей: - отца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; -матери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов