№ 2-1383/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 октября 2019 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре - Атаевой Г.М.,
с участием представителя истца - Алибекова Э.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика - Кискагаджиева Р.Г. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абуталимова У.М. к ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» о компенсации морального вреда,
установил:
Абуталимова У.М. обратилась в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь Абуталимова М.М., которая в последствие прожив 20 минут умерла в тот же день в 03:40 ДД.ММ.ГГГГ. Причиной смерти является недоношенность согласно справке о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, которую ей удалось получить по истечению 6 лет, после неоднократных обращений её супруга Алиханова М.А. во всевозможные инстанции, с просьбой помочь разобраться с этой ситуацией, так как она не могла получить ни свидетельство о рождении, ни свидетельство о смерти. Этих документов им приходилось добиваться в течение долгих шести лет, она испытывала нравственные страдания, сильнейшую психоэмоциональную перегрузку, выразившую в переживаниях. Только ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» принесла свои извинения и выдала ей нарочно дубликат свидетельства о перинатальной смерти №ДД.ММ.ГГГГ24, после чего органами ЗАГС в МО «<адрес>» выдано свидетельство о рождении и свидетельство о смерти дочери Абуталимова М.М. Из-за вины работников ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» ими были получены выплаты по истечению 6 лет, где были нарушены сроки социальных и государственных выплат. Действиями «Карабудахкентская ЦРБ» им был причинён моральный вред выраженный в нравственных страданиях связанных с переживанием, что повлекло значительное ухудшение здоровья. Принимая во внимание требования разумности и справедливости, фактические обстоятельства при которых ответчиком был причинён ей вред, учитывая индивидуальные особенности, причинённый моральный вред оценивает в размере 3000000 руб. Ссылаясь на ст. 151, 1099, 1083 ГК РФ просит суд взыскать с ответчика указанную сумму.
В судебное заседание истец Абуталимова У.М. не явилась, обеспечила явку своего представителя Алибекова Э.М., которая поддержала заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, и просила их удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» Кискагаджиев Р.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просит в удовлетворении иска отказать. При этом пояснил, что доводы истицы не соответствует действительности. Материалами дела и истории болезни, отсутствуют доказательства факта живорожденности новорожденного, так и в письменных обращениях направленных во все возможные инстанции. До августа 2018 г. Абуталимова У.М. не обращалась в ЦРБ для получения медицинского свидетельства о перинатальной смерти. В 2018 г. после обращения Алиханова М.А. к главному врачу Шахманаеву Х.А., было проведено служебное расследование, в результате которого установлено и выяснено, что ДД.ММ.ГГГГ Абуталимова У.М. поступила в реанимационное отделение ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» в тяжелом состоянии с диагнозом беременность 27 недель, преэклампсия тяжелой степени. По жизненным показаниям ей была проведена операция кесарево сечение, в результате которой был извлечён плод с массой тела 1060 грамм. Оценка по шкале «Апгар» 0/0 баллов. В операционной была констатирована смерть ребенка сразу после извлечения и факт мертверожденности указано в операционном протоколе к/с истории болезни Абуталимова У.М. По поводу первой справки № истица обратилась к прокурору <адрес>, где ей письменно дали ответ что, ДД.ММ.ГГГГ истица родила мертвого ребенка согласно свидетельства о перинатальной смерти №, в том числе в истории болезни четко ясно указан факт мертворожденности ребёнка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Заявляя исковые требования о возмещении морального вреда, истица утверждает, что в течение шести лет не могла получить документы, свидетельствующие о рождении и смерти её ребёнка. В подтверждение чего предоставила переписку с различными государственными органами, в которой её супруг Алиханов М.А. неоднократно обращался к ним за помощью в получении необходимых документов свидетельствующих о рождении ребёнка, а также выданные в 2018 году медицинское свидетельство о рождении ребёнка и свидетельство о рождении на ребёнка истицы.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно частей 2, 3, 4 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Обязанность заявить в орган записи актов гражданского состояния о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, возлагается на: руководителя медицинской организации, в которой происходили роды или в которой ребенок умер; руководителя медицинской организации, врач которой установил факт рождения мертвого ребенка или факт смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, либо на частнопрактикующего врача - при родах вне медицинской организации. Заявление о рождении мертвого ребенка или о рождении и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни, должно быть сделано не позднее чем через три дня со дня установления факта рождения мертвого ребенка или факта смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни.
В соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1687н "О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдаче" медицинскими критериями рождения являются:
1) срок беременности 22 недели и более;
2) масса тела ребенка при рождении 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах);
3) длина тела ребенка при рождении 25 см и более (в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна);
4) срок беременности менее 22 недель или масса тела ребенка при рождении менее 500 грамм, или в случае, если масса тела при рождении неизвестна, длина тела ребенка менее 25 см, - при продолжительности жизни более 168 часов после рождения (7 суток).
Живорождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при наличии у новорожденного признаков живорождения (дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента).
Массой тела ребенка при рождении считается результат взвешивания новорожденного, произведенного в течение первого часа его жизни. Измерение длины тела новорожденного производится при вытянутом его положении на горизонтальном ростомере от верхушки темени до пяток.
Новорожденные, родившиеся с массой тела до 2500 грамм, считаются новорожденными с низкой массой тела при рождении, до 1500 грамм - с очень низкой массой тела при рождении, до 1000 грамм - с экстремально низкой массой тела при рождении.
Мертворождением является момент отделения плода от организма матери посредством родов при сроке беременности 22 недели и более при массе тела новорожденного 500 грамм и более (или менее 500 грамм при многоплодных родах) или в случае, если масса тела ребенка при рождении неизвестна, при длине тела новорожденного 25 см и более при отсутствии у новорожденного признаков живорождения.
На каждый случай смерти в перинатальном периоде заполняется "Свидетельство о перинатальной смерти".
Согласно п. 6 Рекомендаций по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 103/у-08 "Медицинское свидетельство о рождении", утвержденных Приказом Минздравсоцразвигия России от ДД.ММ.ГГГГ N 782н (Письмо Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти") медицинское свидетельство о рождении заполняется на:
- родившихся живыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более - при многоплодных родах;
- новорожденных, родившихся, с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни).
Согласно п. 7 Рекомендаций по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 106-2/у-08 "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 782п (Письмо Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти") медицинское свидетельство о перинатальной смерти для регистрации в органах ЗАГС заполняется на:
- родившихся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, сроком беременности 28 недель и более или длиной тела 35 см и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г при сроке беременности 28 недель и более - при многоплодных родах;
- новорожденных, родившихся с массой тела от 500 г до 999 г, если они прожили более 168 часов после рождения (7 полных суток жизни).
Согласно п. 8 Рекомендаций по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 106-2/у-08 "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти" медицинское свидетельство о перинатальной смерти выдается в случаях, когда произошла антенатальная смерть (смерть плода во время беременности, до начала родов) одного из плодов при многоплодной беременности на ранних ее сроках и масса плода менее 1000 г, а роды произошли при сроке беременности 28 недель и более.
В соответствии с п. п. 9, 10 Рекомендаций по порядку выдачи и заполнения учетной формы N 106-2/у-08 "Медицинское свидетельство о перинатальной смерти" на ребенка, родившегося живым и умершего в первые 168 часов жизни, заполняют 2 свидетельства: Медицинское свидетельство о рождении и Медицинское свидетельство о перинатальной смерти. При многоплодных родах отдельно заполняют Медицинские свидетельства на каждого мертворожденного или родившегося живым и умершего в первые 168 часов жизни.
В соответствии с пунктом 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье относятся к нематериальным благам.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу п. п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Для возникновения обязательства по возмещению вреда необходимо совокупность условий: наличие вреда жизни или здоровью гражданина, противоправность действий (бездействия) медицинского учреждения, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
Тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из анализа вышеуказанных норм материального права следует, что обязательным условием наступления ответственности в виде компенсации морального вреда (если это только прямо не предусмотрено законом) является совокупность следующих обстоятельств: противоправность поведения ответчика, наличие его вины, а также нарушение соответствующими действиями (бездействием) личных неимущественных прав гражданина либо посягательство ими на нематериальные блага.
Из материалов дела следует, что Абуталимова У.М. ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 поступила в ГБУ «Карабудахкентская ЦРБ» с диагнозом беременность 26-27 недель, преэклампсия тяжелой степени. В результате чего принято решение о проведении операции кесарево сечение. В 03:20 у Абуталимовй У.М. в ходе операции был извлечён ребёнок женского пола с весом 1060 г и длиной 36 см, без признаков жизни, по шкале Апгар (оценка состояния новорожденного) – 0 баллов.
В связи с чем медицинское свидетельство о рождении ребёнка для представления в орган ЗАГСа Абуталимова У.М. выдано не было.
Абуталимова У.М. обратилась в ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» с заявлением о выдаче документов о рождении ребёнка. ДД.ММ.ГГГГ ответчик выдал медицинское свидетельство о перинатальной смерти. Однако, Абуталимова У.М. отказалась получать, считая его незаконным.
Допрошенная судом в качестве свидетель Гаджиева Б.М., в судебном заседании также подтвердила рождение у Абуталимова У.М. мертвого ребёнка.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ребёнок истицы родился без признаков жизни (мёртвым) в перинатальный период и оснований для выдачи медицинского свидетельства о рождении и медицинского свидетельства о смерти у ответчика не было.
Доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика и тем, что истице не выдавались нужные ей документы, материалы дела не содержат.
Иных доказательств, подтверждающих доводы, на которых истец основывает свои требования стороной истца, не представлено.
Таким образом, истцом не доказано, что в результате неправомерных действий ответчика ей причинен моральный вред, так же как и наличие причинно-следственной связи между данными действиями и физическими и нравственными страданиями истца, если таковые были реально причинены. Других обстоятельств, которые бы свидетельствовали о причинении заявителю морального вреда, в деле не имеется и судом не установлено.
Само по себе последующая выдача в 2018 г. медицинского свидетельства о рождении и медицинского свидетельства о смерти, также не является основанием для возмещения морального вреда.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствует необходимая совокупность элементов, порождающая обязательства по возмещению морального вреда, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Абуталимова У.М. к ГБУ РД «Карабудахкентская ЦРБ» о компенсации морального вреда в размере 3000000 рублей, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.А. Казаватов