Дело об административном правонарушении №
УИД 48MS0041-01-2021-000362-62
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
20 июля 2022 года город Липецк
Судья Левобережного районного суда города Липецка Саввина Е.А., рассмотрев жалобу ООО «Агроторг» на постановление мирового судьи судебного участка № Левобережного судебного района города Липецка Потаповой Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ ООО «Агроторг», адрес: <адрес>, Невский проспект, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Левобережного судебного района города Липецка Потаповой Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Агроторг» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере № рублей за осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории, прилегающей к зданию № МБОУ СШ № города Липецка, где запрещена продажа алкогольной продукции.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Агроторг» подало на него жалобу, в которой просило его отменить, указывая, что постановление является незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что при его вынесении суд руководствовался Правилами определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, однако данное Постановление утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ, при этом выводы суда, сделанные на основании нормативного правового акта, утратившего силу на момент вынесения решения (привлечения к ответственности), не могут быть верными и законными. Кроме того, указало, что вход в магазин «№» находится за пределами №-метрового радиуса от входа на обособленную территорию учебного заведения, определенного на схеме границ прилегающих территорий к зданию N № МБОУ средняя школа N № города Липецка, утвержденной приложением № к постановлению администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ №, а вывод суда о том, что измерения необходимо производить от проема в ограждении, которым обнесена территория школы, как от входа на обособленную территорию образовательного учреждения, а не от калитки в ограждении, является ошибочным. Также ссылалось на то, что на момент получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции никаких обстоятельств, препятствующих обществу осуществлять розничную торговлю алкогольной продукцией в магазине «18620 Пятерочка», установлено не было, каких-либо изменений границ обособленной территории учебного заведения или правил расчета расстояния до входа на обособленную территорию учебного заведения в постановление администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № до проверки прокуратуры не вносилось, однако администрация школы самовольно перенесла входную группу на обособленную территорию школы, хотя правом на изменение границ обособленной территории обладают только органы местного самоуправления, что и повлияло на фактическое изменение расстояния от входа на обособленную территорию образовательного учреждения до входа для посетителей в стационарный торговый объект. В тоже же время, п. 11 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предусмотрено, что если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в данных стационарном торговом объекте и возникшие ограничения к ним не применяются, в связи с чем ООО Агроторг» вправе продолжать осуществлять в магазине «№» розничную продажу алкогольной продукции.
В судебном заседании защитник ООО «Агроторг» по доверенности Алехина М.Е. жалобу поддержала, ссылаясь на изложенные в ней доводы, и просила постановление мирового судьи отменить.
Помощник прокурора Левобережного района города Липецка Иванова Т.В. в судебном заседании указала, что постановление мирового судьи является законным и отмене не подлежит.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи со следующим.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях, в частности, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как указано в ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Положениями ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей единолично. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме (ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 данного закона.
На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина, произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями), осуществляются организациями. Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями.
В силу пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции, за исключением случаев, указанных в п.п. 3 и 6 данной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования).
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в пп. 10 п. 2, абз. 1 п. 4.1 данной статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 года № 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, которые вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ (Правила от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу п. 1 Правил от 23.12.2020 года № 2220 данные Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (органы местного самоуправления) границ прилегающих территорий, указанных в подп. 10 п. 2 и абз. 1 п. 4.1 ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (границы прилегающих территорий).
На основании п. 2 Правил от 23.12.2020 года № 2220 границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований настоящих Правил и результатов общественного обсуждения.
Ранее действовавшие Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 года N 1425, утратили силу с 01.01.2021 года.
В то же время, п. 9 Правил от 23.12.2020 года № 2220 установлено, что муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу настоящих Правил, продолжают применяться до принятия соответствующими органами местного самоуправления решения об установлении новых границ прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Постановлением администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке», с изменениями, в том числе, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, определены границы прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке - согласно пп. 119 п. VI приложения № к постановлению: в размере 50 метров по радиусу окружности с центром входа для посетителей на обособленную территорию здания № МБОУ средней школы № до входа для посетителей в стационарный торговый объект или организацию по оказанию услуг общественного питания, а также утверждена схема границ прилегающих территорий к зданию № МБОУ средней школы №, <адрес> (приложение №).
В ходе рассмотрения дела мировым судьей было установлено, что одним из видов деятельности ООО «Агроторг» согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ является розничная продажа алкоголя. Данный вид деятельности общество осуществляет, в том числе, в магазине «№», расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительным соглашением к нему от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением Управления потребительского рынка и ценовой политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной обществу лицензией от ДД.ММ.ГГГГ, журналом объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Агроторг» по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, товарно-транспортными накладными.
Из материалов дела также следует, что по адресу: <адрес>, располагается здание № МБОУ СШ №, которое в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится к образовательной организации, что подтверждается уставом школы, лицензией от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о государственной аккредитации.
Согласно информации, поступившей из УМВД России по городу Липецку, в соответствии с решением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ООО «Агроторг» универсам «№» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения данным обществом требований законодательства в сфере оборота алкоголя, в ходе которой прокуратурой установлено, что расстояние радиуса окружности от центрального входа на обособленную территорию школы № до входа посетителей в стационарный торговый объект - магазин «18620 Пятерочка» составляет менее №., установленных постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Данная проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О прокуратуре Российской Федерации», с привлечением специалиста - геодезиста МКУ «Управление строительства <адрес>», с использованием геодезической спутниковой аппаратуры, в отношении которой представлено свидетельство о поверке, действительное до ДД.ММ.ГГГГ, с составлением схемы исполнительной съемки.
Постановлением администрации города Липецка от 29.10.2020 года N 1980 приложение N 829 к постановлению N 339 «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке», изложено в новой редакции с учетом переноса входа на территорию МБОУ СШ N 54 по адресу: <адрес>. После принятия данных изменений расстояние радиуса окружности от центрального входа на обособленную территорию МБОУ СШ N 54 до входа посетителей в стационарный торговый объект - магазин «№» стало составлять более № м., установленных постановлением администрации города Липецка от 21.02.2014 года N 339.
Из материалов дела также усматривается, что при обращении ООО «Агроторг» в Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области за оказанием государственной услуги по выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в универсаме по адресу: <адрес>, приказом начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-л вышеуказанный объект был внесен в лицензию.
В соответствии с актом внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ Управления потребительского рынка и ценовой политики <адрес>, предшествовавшей выдаче лицензии, вход для покупателей в универсам «№» не подпадает в запретную зону по продаже алкогольной продукции.
После проведенной прокуратурой Левобережного района города Липецка проверки и возбуждения ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Агроторг» дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса КоАП РФ администрацией города Липецка по представлению прокуратуры в связи с выявленным переносом образовательным учреждением входа на территорию школы ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление N 883, которым приложение N 829 к постановлению N 339 № «Об утверждении схемы границ, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в городе Липецке», изложено в новой редакции и потому в настоящее время расстояние от входа в образовательное учреждение до упомянутого стационарного объекта, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, составляет менее №
Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» если место нахождения стационарного торгового объекта организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, или место нахождения объекта общественного питания организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в период действия лицензии перестает соответствовать особым требованиям к розничной продаже алкогольной продукции, указанным в подп. 10 п. 2 настоящей статьи, такие организации вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции или розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в данных стационарном торговом объекте или объекте общественного питания и возникшие ограничения к ним не применяются. В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для выдачи, продления и переоформления лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, но не более чем на пять лет.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, учитывая, что место нахождения обособленного подразделения ООО «Агроторг» (магазина «18620 Пятерочка» по адресу: <адрес>) перестало соответствовать требованиям, установленным подп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ, только после выдачи обществу лицензии, суд приходит к выводу о том, что с учетом положений п. 11 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ данное общество вправе продолжать осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции в вышеуказанном стационарном торговом объекте и возникшие ограничения к нему не применяются.
Вменяемое ООО «Агроторг» административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, относится к главе 14 КоАП РФ - административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
На основании ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Поскольку вменяемое обществу административное правонарушение было выявлено прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ, то годичный срок давности привлечения ООО «Агроторг» к административной ответственности в настоящее время истек, в связи с чем обжалуемое постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению за истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 3 ░░. 14.16 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░