Дело № 2-1536/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Семилуки 21 ноября 2018 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Толубаевой Л.В.,
при секретаре Анохиной С.А.,
с участием истицы Калининой Т.В.,
представителя ответчика ГУ – УПФ РФ по Семилукскому району Воронежской области по доверенности – Мацаевой Н.В.,
представителя третьего лица БУЗ ВО «Семилукская РБ им. А.В. Гончарова» по доверенности – Костыковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Татьяны Викторовны к Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда в Семилукском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным и назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Семилукском районе Воронежской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ –УПФ РФ в Семилукском районе Воронежской области) о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным и назначении страховой пенсии по старости, указывая, что 10.08.2018г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Однако, решением ответчика № 180000030545/573102//18 от 26.10.2018 г. в назначении досрочной страховой пенсии ей было отказано, поскольку у неё нет необходимого специального стажа работы по медицинской деятельности. Из её специального стажа ответчиком были исключены периоды работы в ТМО с 01.11.1999г.-17.05.2000г., а также курсы повышения квалификации с 24.03.1997г.-18.04.1997г., 17.11.2011г.-17.11.2011г., 15.12.2011г.-15.12.2011г., 04.02.2013г.-02.03.20-2013г.., 29.01.2018г.-27.02.2018г. Считает данное решение незаконным, просит обязать ответчика включить в её специальный стаж спорные периоды и назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения в пенсионный фонд.
В судебном заседании истица Калинина Т.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. Суду пояснила, что на курсы направлялась по распоряжению работодателя, в период нахождения на курсах ей выплачивалась заработная плата. Изменение названия медицинского учреждения Семилукская ЦРБ на Семилукское ТМО и наоборот, никаким образом не влияет н специальный стаж, так как в указанный период она выполняла функции медицинского работника.
Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Семилукском районе Воронежской области по доверенности Мацаева Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, считая отказ законным и обоснованным.
Представитель третьего лица МБУЗ «Семилукская ЦРБ им. А.В. Гончарова» по доверенности Костыкова О.В. в судебном заседании считает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению. В период нахождения на курсах медицинского работника отчисления в пенсионный фонд производятся в полном объеме.
Заслушав истицу, представителя ответчика, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичная норма была предусмотрена Федеральным законом №173-Ф3 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ».
На основании ч. 3-4 ст. 12 Основ законодательства об охране здоровья граждан установлено, что в государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениям и организациями РФ.
Согласно п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлен порядок применения списков.
Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, пунктом которого предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет зачисляется лечебная и иная работа по охране здоровья населения в лечебно-профилактических учреждениях независимо от ведомственной подчиненности учреждений.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004г. № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
В соответствии п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., работа в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединениях засчитывается в специальный стаж.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.03.2003 г. № 107-0, из содержания п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не вытекает, что Правительство РФ наделяется правом по своему усмотрению регулировать пенсионные отношения работников, устанавливать пенсионные права, вводить какие-либо не предусмотренные законом ограничения права на пенсионное обеспечение; при осуществлении названных полномочий Правительство РФ не только связано законодательными нормами, устанавливающими основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, в том числе регламентирующими порядок сохранения и преобразование ранее приобретенных прав в сфере пенсионного обеспечения, но и обязано учитывать предписания ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Списки и Правила, на которые ссылается ответчик, существовали в трех редакциях: в редакции Постановления Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 г., где право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности; в редакции Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.1999г. и в редакции Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г., где имелся уже перечень наименований должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Толкование данных актов, как позволяющих не включать время выполнения определенной работы в специальный стаж на том основании, что эта работа не включалась в ранее действовавший Список, создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ст. 19 конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение.
Согласно трудовой книжке, Калинина Т.В. в периоды 01.11.1999г.-17.05.2000г работала в Семилукском ТМО; с 01.11.1999г.-17.05.2000г., а также курсы повышения квалификации с 24.03.1997г.-18.04.1997г., 17.11.2011г.-17.11.2011г., 15.12.2011г.-15.12.2011г., 04.02.2013г.-02.03.20-2013г.., 29.01.2018г.-27.02.2018г. находилась на курсах повышения квалификации (л.д. <данные изъяты>).
Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району № 180000030545/573102//18 от 26.10.2018 г. из специального стажа Калининой Т.В. исключены периоды работы в ТМО и периоды учебы на курсах повышения квалификации, в назначении досрочной пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого стажа (л.д.<данные изъяты>).
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на пенсионное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Семилукская центральная районная больница с 01 января 1990 года переименована в Семилукское территориальное медицинское объединение, которое с 03 февраля 1995 года переименовано в Семилукское муниципальное территориальное медицинское объединение, которое с 10 января 1999 года переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Территориальное медицинское объединение Семилукского района», которое с 07 сентября 2000 года переименовано в МУЗ «Семилукская Центральная районная больница им. А.В. Гончарова», которое с 15 марта 2011 года переименовано в муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Семилукская Центральная районная больница им. А.В. Гончарова», которое с 15 апреля 2011 года переименовано МБУЗ «Семилукская Центральная районная больница им. А.В. Гончарова», однако, функциональное назначение данного учреждения не изменялось.
Таким образом, изменение названия медицинского учреждения «Семилукская ЦРБ» на «Семилукское ТМО» и наоборот, никаким образом не влияет на включение или не включение периодов работы в данном медицинском учреждении в специальный стаж истицы, необходимый для досрочного назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью, так как независимо от наименования лечебного учреждения она выполняла функциональные обязанности медицинского работника, непосредственно связанные с лечебной деятельностью, данный период подлежит включению в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии на льготных условиях в календарном порядке.
Кроме того, суд приходит к выводу о незаконном исключении ответчиком из льготного стажа Калининой Т.В. курсов повышения квалификации, поскольку, исключая из специального стажа данные периоды работы ответчик ссылается на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г., которые, по его мнению, содержат исчерпывающий перечень периодов, включаемых в специальный стаж.
Однако, данное утверждение ответчика противоречит п. 1 указанных Правил, который носит отсылочный характер. Вместе с тем, п. 4 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Кроме того, в Правилах нет указания на то, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации не включаются в специальный стаж.
Согласно ст. 187 действующего Трудового Кодекса РФ, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Повышение квалификации является трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с его трудовой деятельностью. Во время прохождения Калининой Т.В. курсов повышения квалификации за ней сохранялось постоянное место работы, работодатель выплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работая в медицинском учреждении, на курсы повышения квалификации она направлялась официально, приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством.
Периодичность прохождения повышения квалификации устанавливается статьей 63 Основ законодательств об охране здоровья граждан. В период прохождения курсов повышения квалификации, согласно действующему законодательству, работник пользуется всеми гарантиями и компенсациями. Курсы повышения квалификации проводились в течение всего рабочего дня, то есть Калинина Т.В. продолжала выполнять свои трудовые функции, связанные с лечебной деятельностью.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей, в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на пенсионное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Исключение из специального стажа Калининой Т.В. вышеуказанного периода работ нарушает её конституционное право на социальное обеспечение, предусмотренное ст. 39 Конституции РФ. Исходя из принципа социальной справедливости, данные периоды работ должны засчитываться в её специальный стаж как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
С учетом изложенного суд считает, что, исходя из принципа социальной справедливости, периоды нахождения Калининой Т.В. на курсах повышения квалификации должны засчитываться в специальный стаж как работа, связанная с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения.
При этом суд считает, что включение периода нахождения на курсах с 24.03.1997 по 18.04.1997 года в стаж работы Калининой Т.В. подлежит в льготном исчислении как 1 год за 1 год 3 месяца, поскольку указанный период работы Калининой Т.В. засчитан в льготном исчислении в соответствии с абзацем «а» пункта 5 Правил от 29.10.2002.
При включении в специальный стаж Калининой Т.В. указанных спорных периодов специальный стаж будет достаточным для назначения досрочной пенсии.
При таких обстоятельствах, решение ГУ УПФ РФ по Семилукскому району об отказе Калининой Т.В. в назначении досрочной пенсии нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Кроме того, Калинина Т.В. в установленном законом порядке обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, однако спорные периоды были исключены из её специального стажа необоснованно, что повлекло отказ в назначении пенсии, в связи с чем, суд считает необходимым обязать ответчика включить в специальный стаж Калининой Т.В. спорные периоды и назначить ей пенсию с даты первоначального обращения, то есть с 10.08.2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Калининой Татьяны Викторовны к ГУ – Управление Пенсионного фонда по Семилукскому району Воронежской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным и назначении страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Признать решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Семилукскому району № 180000030545/573102//18 от 26.10.2018 г. об отказе в назначении пенсии незаконным.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда по Семилукскому району Воронежской области включить в специальный стаж Калининой Татьяне Викторовне, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения следующие периоды: с 01.11.1999г.-17.05.2000г. - работа в Семилукском ТМО; с 24.03.1997г.-18.04.1997г. курсы повышения квалификации в льготном исчислении 1 год как 1 год 3 месяца, 17.11.2011г.-17.11.2011г., 15.12.2011г.-15.12.2011г., 04.02.2013г.-02.03.20-2013г.., 29.01.2018г.-27.02.2018г. – курсы повышения квалификации.
Обязать ответчика назначить Калининой Татьяне Викторовне досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с момента первоначального обращения в ГУ - Управление Пенсионного фонда по Семилукскому району Воронежской области, то есть с 10.08.2018 года.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: