Дело № 2- 3936/2024
УИД 35RS0010-01-2024-003065-06
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 04 июня 2024 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Вайгачевой А.Н.,
при секретаре Пахолковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Серковой О. А., ЗАО «Горстройзаказчик» к Администрации города Вологды о признании действий незаконными, восстановлении нарушенных прав и возложении обязанности внести изменения в договор,
установил:
Серкова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Администрации города Вологды, указав в его обоснование, что 31.05.2022 между ней и ООО «Первая инвестиционная компания» заключен договор уступки права требования с переводом долга по договору участия в долевом строительстве № от 25.03.2019 на однокомнатную квартиру № в многоквартирном жилом доме № по генплану в <адрес> на земельном участке с кадастровым номером №. Стоимость квартиры по условиям договора составила 1 522 320 рублей, является окончательной и изменению не подлежит.
Свои обязательства по оплате Серкова О.А. выполнила полностью, однако, от ЗАО «Горстройзаказчик» ей для подписания поступило дополнительное соглашение об увеличении цены договора на 22 257 рублей от 11.01.2024. Основанием для изменения цены договора послужил договор о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № от 18.10.2023 № по рыночной стоимости арендной платы в размере 9 957 661 рубль, подписанный между ЗАО «Горстройзаказчик» и Администрацией города Вологды.
С предложенными изменениями Серкова О.А. не согласна, поскольку решением Вологодского городского суда Вологодской области от 27.12.2022 в числе прочего за ЗАО «Горстройзаказчик» признано право на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года для завершения строительства <данные изъяты> дома № по генплану по адресу: <адрес>
В нарушение данного решения суда с учетом определения судьи о разъяснении решения суда от 14.06.2023 Администрацией города Вологды был выдан договор аренды с указанием арендной платы в размере рыночной, что возлагает на Серкову О.А. дополнительные обязанности в части оплаты и влечет причинение ей убытков в нарушение ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
Просила признать незаконными действия Департамента имущественных отношений в лице начальника Департамента по заключению договора № о предоставлении в аренду земельного участка для строительства на земельном участке с кадастровым номером № в части установления годового размера арендной платы (пункт 4.3 договора) в сумме 9 957 661 рубль (рыночная стоимость), восстановить нарушенное право Серковой О.А. путем внесения в договор аренды № о предоставлении в аренду земельного участка (пункт 4.3 договора) изменения размера годовой арендной платы и установления ее в сумме 1 543 653 рубля, соответствующей кадастровой стоимости.
В ходе рассмотрения дела произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды на Администрацию города Вологды; истец, неоднократно изменяя и уточняя требования, в окончательной их редакции просила признать незаконными действия Администрации города Вологды по заключению договора № о предоставлении в аренду земельного участка для строительства на земельном участке с кадастровым номером № в части установления годового размера арендной платы (пункт 4.3 договора) в сумме 9 957 661 рубль (рыночная стоимость), восстановить нарушенное право Серковой О.А. путем возложения на Администрацию города Вологды обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды № о предоставлении в аренду земельного участка (пункт 4.3 договора) в части изменения размера годовой арендной платы и установления ее в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Также определением от 04.06.2024 к участию в деле в качестве соистца привлечено ЗАО «Горстройзаказчик», которое, ссылаясь на указанные истцом в исковом заявлении обстоятельства, а также указав, что вынесенным решением суда по иску Серковой О.А. будут затронуты права общества, просило с учетом уточнения требований признать незаконными действия Администрации города Вологды по заключению договора № о предоставлении в аренду земельного участка для строительства на земельном участке с кадастровым номером № в части установления годового размера арендной платы (пункт 4.3 договора) в сумме 9 957 661 рубль (рыночная стоимость), восстановить нарушенное право ЗАО «Горстройзаказчик» путем возложения на Администрацию города Вологды обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в договор аренды № о предоставлении в аренду земельного участка (пункт 4.3 договора) в части изменения размера годовой арендной платы и установления ее в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца по доверенности адвокат Иванова С.А. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях, просила удовлетворить, где указала, что в силу положений статей 210, 249 ГК РФ, статьи 36, 158 ЖК РФ Серкова О.А., являясь участником долевой собственности в незавершенном строительстве объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № обязана участвовать в уплате платежей и содержании имущества соразмерно своей доле, она напрямую заинтересована в соответствии условий аренды действующему законодательству, завершении строительства, существенное увеличение арендной платы используемого для строительства земельного участка приводит к риску незавершения строительства объекта в связи с увеличением расходов на осуществление строительства; ставка арендной платы в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Вологды, предназначенного для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, установлена Решением Вологодской городской Думы от 26.11.20156 №; постановлением 14 арбитражного апелляционного суда по делу № апелляционным определением Вологодского областного суда от 11.03.2024 по делу № установлено, что спорный объект на земельном участке с кадастровым номером № является незавершенным фундаментом объекта капитального строительства со степенью готовности 4,5%, его возведением ЗАО «Горстройзаказчик» завершало комплексное развитие территории микрорайона Можайский города Вологды (восточная часть), начатое в 2004 году, в отсутствие норм о комплексной застройке территории в ГрК РФ (введены в 2017 году) строительства домов осуществлялось на основании отдельных разрешений на строительство и действующих градостроительных регламентов, этапы и перспективы строительства определялись генеральным планом города Вологды, соглашением 18.08.2004, заключенным между обществом и Администрацией города Вологды, предусматривалось выделение обществу земельных участков для строительства многоквартирных домов в микрорайона Можайский, общество приняло на себя и исполнило обязательства построить в микрорайоне и безвозмездно передать Администрации города Вологды три трансформаторные подстанции, водопроводную насосную станцию подкачки воды, снести ряд аварийных домов, возместить убытки совхозу «Пригородный», освободив земельные участки для строительства и передав городу не менее 4 000 кв.м. жилья, во исполнение данного соглашения были заключены в том числе договоры аренды № от 20.11.2017 в редакции дополнительного соглашения от 25.04.2008 №, от 07.10.2008 № в отношении спорного земельного участка; определением от 14.06.2023 дано разъяснение относительно порядка определения размера арендной платы; ЗАО «Горстройзаказчик» фактически является лицом, с которым был заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, в связи с чем в силу положений подпункта 2 пункта 5 статьи 39.7 ЗК РФ годовая арендная плата должна быть установлена в размере не выше земельного налога. В ходе рассмотрения дела представитель истца пояснила, что требования обращены к Администрации города Вологды.
Представитель истца ЗАО «Горстройзаказчик» по доверенности Васильева Г.Б. в судебном заседании свои требования поддержала, просила удовлетворить, полагала подлежащими удовлетворению требования Серковой О.А. по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отзыве на исковое заявление, где указала, что обществу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № для строительства жилых домов сроком действия с 20.11.2007 до 23.10.2012, по окончании указанного срок возобновлен на неопределенный срок, 18.12.2008 получено разрешение на строительство дома № в <адрес>, в 2013 году Администрация города Вологды без уведомления общества незаконно произвела перераспределение земельных участков, в результате часть земельного участка, предоставленного для строительства, была изъята, в период с 05.12.2017 по 06.02.2019, с ноября 2019 года по октябрь 2022 года длились судебные разбирательства по иску общества о признании результатов кадастровых работ недействительными, по искам, по спорам, связанным с разрешением на строительство, в течение этого времени общество не могло осуществлять строительство, решением Вологодского городского суда Вологодской области от 27.12.2022 удовлетворены исковые требования Серковой О.А., в том числе за обществом признано право на предоставление в аренду земельного участка для завершения строительства без торгов; во исполнение указанного решения 18.10.2023 общество получило договор для подписания договор аренды с указанием годовой арендной платы в размере 9 957 661 рубль, письмом от 07.11.2023 сообщило о несогласии с размером арендной платы, поскольку земельный участок был предоставлен для комплексной жилой застройки, за весь период, в течение которого ЗАО «Горстройзаказчик» не могло пользоваться участком, оно производило оплату арендных платежей в размере 41 000 000 рублей, Администрации был передан коллектор стоимостью 4 900 000 рублей, подписание договора с протоколом разногласий приведет к новым судебным разбирательствам и невозможности осуществления строительства, нарушению трёхгодичного срока для достройки дома, в связи с чем общество было вынуждено подписать договор в предложенной редакции; в рамках комплексной застройки было построено более 15 многоквартирных жилых домов, в период с августе 2004 года по май 2021 года обществом запроектировано обеспечено коммуникациями, организовано строительство и введено в эксплуатацию 8 многоквартирных жилых домов общей площадью 143 932, 8 кв.м., в ходе рассмотрения дела пояснила, что требования обращения к Администрации города Вологды.
Представитель ответчика Администрации города Вологды по доверенности Ельдецова Ю.А. возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нем, где указала, что права Серковой О.А. действиями Администрации города Вологды не нарушаются, поскольку цена договора долевого участия является окончательной, может быть изменена лишь по соглашению сторон, у Серковой О.А. отсутствует обязанность подписания дополнительного соглашения, предложенного к заключению ЗАО «Горстройзаказчик»; размер арендной платы 9 957 661 рубль определен независимым оценщиком, оценка проведена на основании муниципального контракта № от 11.05.2023, составлен отчет об оценке №.7; договор аренды заключен, подписан ЗАО «Горстройзаказчик» без замечаний, прошел процедуру государственной регистрации 23.10.2023, условия договора, в том числе по внесению арендной платы, исполняются сторонами надлежащим образом; Серкова О.А. не является стороной договора аренды; с ЗАО «Горстройзаказчик» не заключался договор о комплексном развитии территории жилой застройки; по результатам проверки прокуратуры города Вологды, проведенной по поручению Прокуратуры Вологодской области, нарушений со стороны Администрации города Вологды при заключении договора выявлено не было; учитывая, что право на предоставление земельного участка в аренду возникло на основании решения суда, оснований для предоставления земельного участка без торгов, предусмотренных ЗК РФ, не имеется, применяется общий порядок определения размера арендной платы, предусмотренный пунктом 2 статьи 39.7 ЗК РФ, то есть по рыночной стоимости с учетом принципов платности и экономической обоснованности; кадастровая стоимость земельного участка составляет 29 771 531 рубль 56 копеек; поскольку многоквартирный дом не построен, право собственности Серковой О.А. на земельный участок не возникло, изменение цены договора по договору долевого участия в зависимости от размера арендной платы не находится, истцом Серковой О.А. избран ненадлежащий способ защиты своего права; постановление 14 арбитражного апелляционного суда по делу № отменено постановлением Арбитражного суда Северо – Западного округа от 18.10.2022; в рамках рассмотрения дела № вопрос установления арендной платы не был предметом рассмотрения, доказательства о заключении договора комплексного развития территории не истребовались и не изучались; в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером № площадью 37 600 кв.м. на три участка в договор аренды № были внесены изменения в том числе по предмету договора, права и обязанности по договору аренды двух из трех участков площадью 5914 кв.м и 9598 кв.м. были переданы ООО «ВологдаСтройЗаказчик», которое осуществило на них строительство домов в 2009 и 2011 гг.
Суд, заслушав представителей сторон исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Положениями части 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса РФ» предусмотрено, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 5, подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи; предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи и пункту 1 статьи 65 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предусмотрен статьей 39.7 ЗК РФ.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1).
В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона (пункт 2).
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3).
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, если земельный участок образован в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и предоставлен указанному лицу, или с юридическим лицом, обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории жилой застройки (подпункт 2 пункта 5).
Установлено судом и подтверждается материалами дела, что между Серковой О.А. (Участник долевого строительства-2) и ООО «Первая инвестиционная компания» (далее — ООО «ПИК», участник долевого строительства-1) заключен договор от 31.05.2022 уступки прав требования с переводом долга по договору участия в долевом строительстве № от 25.03.2019 (далее - Договор).
Согласно условиям заключенного договора участник долевого строительства -1 уступает участнику долевого строительства-2 свое право требования на получение от ЗАО «Горстройзаказчик» по договору участия в долевом строительстве № от 25.03.2019 однокомнатной квартиры №, расположенной во 2 секции на 10 этаже проектной площадью 34,53 кв.м. (в том числе общей проектной площадью 32,82 кв.м., проектной площадью балкона 1,71 кв.м. с коэффициентом 0,3) в многоквартирном жилом доме № по <адрес> в г. Вологде (пункт 1 Договора).
Право требования принадлежит Участнику долевого строительства-1 на основании договора участия в долевом строительстве № от 25.03.2019, зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 13.05.2019, номер регистрации № заключенного между участником долевого строительства-1 и ЗАО «Горстройзаказчик» (пункт 3 Договора).
Участник долевого строительства-2 принимает обязанности и приобретает право требования к ЗАО «Горстройзаказчик» о передаче в собственность Квартиры с момента государственной регистрации договора об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве № от 25.03.2019, заключенного между Участником долевого строительства-1 и участником долевого строительства-2 (пункт 4 Договора).
Государственная регистрация Договора уступки права требования произведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области 08.06.2022.
Денежные средства в счет уплаты стоимости объектов строительства внесены Серковой О.А. в полном объеме 20.07.2022, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №.
Согласно пункту 1.3. Договора участия долевого строительства № от 25.03.2019 предусмотрен срок ввода объекта в эксплуатацию 31.03.2020.
В соответствии с пунктом 1.3.1. передача квартиры Участнику долевого строительства производится не позднее 01.10.2020.
Цена в соответствии с пунктами 2.1,2.2 договора определена сторонами в сумме 1 522 320 рублей, из расчета 44 000 рублей за один кв. м проектной площади квартиры и определена как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство квартиры и денежных средств на оплату услуг Застройщика. Стоимость услуг застройщика определяется по окончании строительства как разница между фактическими затратами (включая затраты по технадзору) и объекту и поступлением средств Участников долевого строительства.
Сумма, подлежащая уплате Участником долевого строительства, указанная в пункте 2.1 Договора, в случае оплаты Участником долевого строительства в установленный договором срок, является окончательной, индексации и изменению до конца строительства не подлежит, за исключением обстоятельств, изложенных в п. 2.5 и п. 3.2.6 Договора, оплата цены договора (или ее частей) может быть произведена за Участника долевого строительства третьими лицами, при наличии письменного заявления Участника долевого строительства ( пункт 2.4 договора).
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что в случае увеличения площади или уменьшения площади квартиры после обмера ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» или иной уполномоченной организацией, стороны производят перерасчет за разницу в площади исходя из стоимости одного квадратного метра, указанной в п. 2.1 настоящего Договора, исходя из фактической площади объекта долевого строительства; в соответствии с пунктом 3.2.6 договора Участник долевого строительства оплачивает Застройщику дополнительные затраты по вводу в эксплуатацию Объекта (затраты не входящие в СМР, пуско-наладочные работы, обмер ГП ВО «Вологдатехинвентаризация», замеры ГСЭН и энергонадзора, анализы воды и т.д.) в размере 1,0% от окончательной стоимости квартиры с учетом пунктом 2.5 договора. Оплата указанных расходов производится Участником долевого строительства путем внесения на расчетный счет ЗАО «Горстройзаказчик» не позднее 7 дней с даты получения уведомления о сумме доплаты.
В связи с тем, что строительство не было завершено в установленные сроки, Серкова О.А. обратилась в суд за защитой своих прав.
Вступившим в законную силу решением Вологодского городского суда Вологодской области от 27.12.2022 по делу № требования Серковой О. А. удовлетворены частично. Суд решил
обратить взыскание на предмет залога, признав право собственности Серковой О. А. на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительстве объекте, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу<адрес>.
Осуществить государственную регистрацию права собственности ЗАО «Горстройзаказчик» на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Признать за ЗАО «Горстройзаказчик» право на предоставление в аренду земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года для завершения строительства <данные изъяты> дома <адрес>
Признать за ЗАО «Горстройзаказчик» право на внесение изменений в разрешение на строительство № от 27.12.2013 на строительство <данные изъяты> дома № по генплану по адресу: <адрес> расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 21551 кв.м., на срок три года с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать ЗАО «Горстройзаказчик» завершить строительство многоквартирного жилого дома № по генплану по адресу: <адрес>, в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Указанным решением установлено и в силу положений статьи 61 ГПК РФ не подлежит доказыванию, что ЗАО «Горстройзаказчик» на основании заключенного с Департаментом земельных отношений Вологодской области договора аренды от 20.11.2007 № (в редакции дополнительного соглашения № от 25.04.2008, № от 07.10.2008) предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № (предыдущий №) площадью 21 551 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в центральной части кадастрового квартала, разрешенное использование - для жилищного строительства (разрешенное использование в соответствии с пунктом 1.1 договора – для строительства жилых домов №№ по генплану застройки). Срок действия указанного договора определен с 20.11.2007 по 23.10.2012; по окончании указанного срока договор аренды возобновлен на неопределенный срок.
18.12.2008 ЗАО «Горстройзаказчик» получило от Администрации города Вологды разрешение № на строительство <данные изъяты> жилого дома в <адрес>
27.12.2013 ЗАО «Горстройзаказчик» взамен ранее выданного разрешения на строительство от 18.12.2008 № было получено разрешение Администрации № на строительство <данные изъяты> дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 21 551 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>". Срок действия данного разрешения устанавливался до 30.12.2014. Действие данного разрешения неоднократно продлевалось главой города Вологды – до 30.04.2015, 01.04.2016, 01.04.2017, 01.04.2020.
В период действия указанного договора аренды и разрешений на строительство, 09.08.2013 Администрацией было произведено перераспределение земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и земель, находящихся в государственной собственности, в результате чего образованы земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 21 551 кв. м. был снят с кадастрового учета в связи с образованием земельного участка с кадастровым номером № площадью 21 000 кв.м.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 23.11.2018 по делу № по иску ЗАО «Горстройзаказчик» признаны недействительными результаты кадастровых работ в отношении вышеуказанных земельных участков. В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером № площадью 21 551 кв.м. был восстановлен на кадастровом учете со статусом «учтенный» с обременением арендой ЗАО «Горстройзаказчик».
29.11.2018 Администрацией г. Вологды в связи с представлением Прокуратуры г. Вологды от 19.10.2018 N 07-01-2018 принято постановление № о прекращении действия разрешения на строительство от 27.12.2013 №, выданного ЗАО «Горстройзаказчик» на строительство <данные изъяты> дома на земельном участке с кадастровым номером № площадью 21 551 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> по причине того, что прекращено право аренды на земельный участок с кадастровым номером №.
ЗАО «Горстройзаказчик» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации от 29.11.2018 № о прекращении действия разрешения на строительство от 27.12.2013 №. Решением Арбитражного суда Вологодской области от 18.04.2019 по делу №, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019, заявленные требования ЗАО «Горстройзаказчик» были удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействительным, на Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО «Горстройзаказчик».
Удовлетворяя заявленные требования, суд с учетом вступившего в законную силу решения Вологодского городского суда Вологодской области от 23.11.2018 по делу № и факта восстановления в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о земельном участке № признал необоснованными причины, положенные в основу принятия оспариваемого постановления, о прекращении прав аренды на указанный земельный участок, вследствие чего признал незаконным прекращение действия разрешения на строительство. Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2020 по делу № изменено постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2019 по делу №, а именно, из его мотивировочной части исключены установленные судом обстоятельства, начиная со слов «В данном случае...» (абзац второй, лист 13) до слов «С учетом изложенного...» (абзац второй, лист 18).
Верховный Суд Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу прокурора Вологодской области на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.02.2020 по делу №, отказал прокурору Вологодской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 №).
23.10.2019 Администрацией г. Вологды принято постановление № «Об отмене постановления Администрации города Вологды от 29 ноября 2018 года №», решения от 25 марта 2016 года о продлении срока действия разрешения на строительство № (взамен разрешения на строительство от 18.12.2008 №) до 01 апреля 2020 года и об отказе в продлении срока его действия.
Кроме того, Департамент градостроительства администрации города Вологды вынес решение от 20.03.2020 № «Об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство». Вышеуказанные акты оспорено ЗАО «Горстройзаказчик» в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.08.2020 по делу № ЗАО «Горстройзаказчик» в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2020 по делу №, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2020 года по тому же делу, расторгнут договор аренды земельного участка для строительства № (в редакции дополнительного соглашения № от 07.10.2008), заключенный между Департаментом земельных отношений Вологодской области и ЗАО «Горстройзаказчик» и на ЗАО «Горстройзаказчик» возложена обязанность передать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21 551 кв.м, разрешенное использование: для жилищного строительства, местоположением: <адрес> в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу Администрации города Вологды по акту приема-передачи.
ЗАО «Горстройзаказчик» обращалось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Администрации города Вологды (дело №) о признании права собственности на объект незавершенного строительства, со степенью готовности 4,5%, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (Многоквартирный жилой дом № по <данные изъяты>»).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 06.05.2022 г. в удовлетворении иска отказано. Указанное решение суда первой инстанции вступило в силу 18.10.2022 г. в связи с принятием Арбитражным судом Северо-Западного округа постановления от 18.10.2022 г., которым постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2022 по делу № отменено, а решение Арбитражного суда Вологодской области от 06.05.2022 оставлено без изменения.
Определением судьи Вологодского городского суда <адрес> по делу № от 14.06.2023 решение от 27.12.2022 разъяснено с указанием на то, что ЗАО «Горстройзаказчик» вправе на основании решения Вологодского городского суда от 27 декабря 2022 года по делу № осуществить государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; в случае если, ЗАО «Горстройзаказчик» будет подтверждено, что оно является лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, а земельный участок с кадастровым номером № образован в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, тогда при предоставлении в аренду ЗАО «Горстройзаказчик» без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года для завершения строительства <данные изъяты> дома необходимо руководствоваться нормами подпункта 2 пункта 5 статьи 39.7 ЗК РФ в силу прямого указания закона.
07.07.2023 Управлением Росреестра по Вологодской области произведена государственная регистрация права собственности ЗАО «Горстройзаказчик» на объект незавершенного строительства.
Во исполнение вступившего в законную силу решения суда от 27.12.2022 ЗАО «Горстройзаказчик» 11.07.2023 обратилась в Администрацию города Вологды с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № сроком на три года для завершения строительства 10<данные изъяты> дома № по генплану по адресу: <адрес>
Распоряжением начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24.07.2023 № в удовлетворении заявления отказано на основании пунктов 1, 19 статьи 39.16 ЗК РФ, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с действующим законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов, основания предоставления земельного участка без торгов, предусмотренные пунктом 2 статьи 39,6 ЗК РФ и пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», у заявителя отсутствуют; ЗАО «Горстройзаказчик» не исполнено вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.03.2020 по делу №.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 10.10.2023 по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением Вологодского областного суда Вологодской области от 11.03.2024, распоряжение начальника Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды от 24.07.2023 №признано незаконным и отменено. Указано, что исходя из толкования п.2 ст.39.6 ЗК РФ и п.21 ст.3 Федерального закона №137-ФЗ, на момент обращения в администрацию г.Вологды у ЗАО «Горстройзаказчик» имелись основания для заключения договора аренды, поскольку спорный земельный участок находится в муниципальной собственности, договор аренды ранее был заключен до 1 марта 2015 года, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, администрация не заявляла требование об изъятии этого объекта.
На основании заявления застройщика 18.10.2023 Администрацией города Вологды (Арендодатель) передан ЗАО «Горстройзаказчик» (Арендатор) для подписания проект договора договор № гс о предоставлении в аренду земельного участка для завершения строительства, который был подписан последним и возвращен в Администрацию города Вологды 19.10.2023.
По условиям договора № гс от 18.10.2023 арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, для завершения строительства с кадастровым номером № площадью 21 551 кв.м. с местоположением: <адрес>, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием «для жилищного строительства», на котором находятся объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами № (трансформаторная подстанция) и № (многоквартирный жилой дом), принадлежащие на праве собственности ЗАО «Горстройзаказчик» и обремененные ипотекой в пользу участников долевого строительства, на срок с 18.10.2023 до 18.10.2026.
В соответствии с условиями договора (пункты 4.1, 4.3) арендная плата начисляется с 18.10.2023, годовой размер арендной платы, применяемой на срок действия договора, установлен в сумме рыночной стоимости арендной платы, равной 9 957 661 рубль и определенной независимым оценщиком в соответствии с отчетом об оценке от 12.05.2023 № по состоянию на 11.05.2023.
Земельный участок передан арендатору по акту приема – передачи от 18.10.2023, государственная регистрация аренды произведена Управлением Росреестра по Вологодской области 23.10.2023.
Письмом от 07.11.2023 № в адрес Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды ЗАО «Горстройзаказчик» выразило несогласие с установлением арендной платы в размере ее рыночной стоимости со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, за весь период, пока общество не могло пользоваться участком, оно вносило арендную плату (всего внесено 41 000 000 рублей), Администрации города Вологды безвозмездно передан самотечный канализационный коллектор стоимостью 4 900 000 рублей, а также указало на вынужденный характер заключения договора аренды в предложенной редакции без подписания протокола разногласий с целью завершения строительства в установленные решением суда срок, оставив за собой право на обращение в суд.
Письмом Департаментом имущественных отношений Администрации города Вологды от 08.12.2023 ЗАО «Горстройзаказчик» дан ответ об отсутствии оснований для применения при расчете размера арендной платы Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, утвержденного Постановление Правительства Вологодской области от 01.12.2014 №, а также Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности городского округа города Вологды, об установлении ставок арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Вологды, утвержденного решением Вологодской городской Думы от 26.11.2015 №, поскольку право на заключение договора возникло у общества на основании решения суда, общество не является лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, в связи с чем применению подлежит общий порядок определения арендной платы, предусмотренный пунктом 2 статьи 39.7 ЗК РФ, с учетом действия принципа экономической обоснованности, то есть арендная плата подлежит установлению в размере рыночной стоимости.
Обращаясь с исковыми требованиями, Серкова О.А. и ЗАО «Горстройзаказчик» указывают на незаконность определения арендной платы в размере ее рыночной стоимости, ссылаясь на нарушение своих прав причинением убытков вследствие чрезмерно высокой арендной платы при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований для ее установления в размере 0,3 % от кадастровой стоимости участка, которая составляет в соответствии со сведениями Единого государственного реестра прав на недвижимость 29 771 531 рубль 56 копеек.
При проверке доводов сторон суд приходит к следующему.
Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года № утвержден Порядок определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Вологда», в соответствии с которым при определении размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда», применяются ставки арендной платы и коэффициенты для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда», утвержденные решением Вологодской городской Думы (пункт 2.2 Порядка).
Ставки арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Город Вологда» для земельных участков, предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки установлены приложением № к указанному выше порядку и составляют 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Как указано выше, статьей 39.7 ЗК РФ установлено также, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка (пункт 5) с лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, если земельный участок образован в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и предоставлен указанному лицу (подпункт 2).
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу положений пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.
Аналогичная норма предусмотрена Положением о земельном налоге, утвержденном решением Вологодской городской Думы от 06.10.2005 №.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что наличие правовых оснований для предоставления ООО «Горстройзаказчик» земельного участка без торгов для завершения строительства многоквартирного дома <данные изъяты> по генплану установлено вступившими в законную силу решениями Вологодского городского суда Вологодской области по делу № от 27.12.2022 с учетом определения о разъяснении решения суда от 14.06.2023, по делу №, которые в силу положений статьи 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение, в связи с чем отклоняет доводы Администрации города Вологды о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям общего порядка определения размера арендной платы, предусмотренного пунктом 2 статьи 39.7 ЗК РФ, с определением рыночной стоимости аренды и приходит к выводу о необходимости применения для расчета арендной платы ставки в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного предназначенных для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, установленной приложением № к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Город Вологда», утвержденному Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года №.
При этом суд считает, что оснований для установления обстоятельств того, был ли с ЗАО «Горстройзаказчик» заключен договор комплексного развития территории жилой застройки, правовое регулирование которого введено в ГрК РФ и ЗК РФ введено в 2017 году, не имеет правового значения для разрешения спора, поскольку ставка земельного налога для земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), устанавливается в размере, аналогичном установленном Решением Вологодской городской Думы от 26 ноября 2015 года №, - 0,3 %.
При указанных выше обстоятельствах установление размера арендной платы в размере 0,3 % не противоречит принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в том числе принципу запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, и применение которых является обязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в ответе на вопрос № 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015.
Кроме того, суд учитывает, что действующее законодательство предусматривает льготный порядок приобретения права на земельный участок (не на торгах) лицами, являющимися собственниками объектов незавершенного строительства.
Признаков недобросовестности в действиях ЗАО «Горстройзаказчик», которое 18.10.2023 подписало предложенный Администрацией города Вологды проект договора с условием об определении арендной платы в размере ее рыночной стоимости, а также впоследствии надлежащим образом исполняла свои обязательств по внесению арендной платы с указанном в договоре размере, что не отрицалось ответчиком, при наличии вступившего 11.02.2023 в законную силу решения суда от 27.12.2022, которым за ним признано право на заключение договора аренды и возложена обязанность по завершению строительства с течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу, а также отказа Администрации города Вологды в предоставлении земельного участка, обжалованного в судебном порядке, иных незавершенных судебных разбирательств, при наличии обращения к арендодателю о несогласии с условиями договора и указанием на вынужденный характер заключения договора суд не усматривает, поскольку свидетельствует о намерении общества исполнить решение суда и приступить к завершению строительства в кратчайшие сроки с целью соблюдения прав участников долевого строительства.
Частью 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГПК РФ, в соответствии с которой к ним относится восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, прекращения или изменения правоотношения.
В соответствии со статьей 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в том числе путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
При этом в соответствии с положениями части 1 статьи 16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Требования истцов о признании действий Администрации города Вологды незаконными заявлены совместно с требованиями о возложении на Администрацию города Вологды обязанности по внесению изменений в договор аренды в части изменения размера арендной платы, которые по своей сути являются требованиями об изменении договора, сопряженными с требованиями об установлении арендной платы, в связи с чем в силу приведенных выше норм подлежат рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства.
При указанных выше обстоятельствах суд полагает возможным удовлетворить требования Серковой О.А. и ЗАО «Горстройзаказчик» и признать незаконными действия Администрации города Вологды в части установления при предоставлении в аренду ЗАО «Горстройзаказчик» земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства на срок с 18.10.2023 по 18.10.2026 и заключении договора аренды земельного участка № гс от 18.10.2023 годового размера арендной платы в размере рыночной стоимости аренды 9 957 661 рубль, а также восстановить права истцов путем установления годовой размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного Администрацией города Вологды в аренду ЗАО «Горстройзаказчик» для завершения строительства на срок с 18.10.2023 по 18.10.2026, в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка с 18.10.2023.
Доводы ответчика об отсутствии нарушений прав истца Серковой О.А. суд отклоняет как несостоятельные, поскольку увеличение размера арендной платы в отношении земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, находящийся у нее наряду с правом аренды в залоге как у участника долевого строительства, возлагает на нее дополнительные риски и обязанности, увеличивает объем ее обязательств при передаче жилых помещений для погашения требований кредиторов, снижает привлекательность объекта строительства при его передаче иному застройщику при проведении процедуры банкротства застройщика.
Кроме того, в материалы дела Серковой О.А. представлен проект направленного в ее адрес ЗАО «Горстройзаказчик» дополнительного соглашения от 11.01.2024 о внесении изменений в договор уступки прав требования от 31.05.2022 по договору участия в долевом строительстве № от 25.03.2019, по условиям которого цена объекта долевого строительства составила 1 544 577 рублей, на Серкову О.А. возлагается обязанность по доплате 22 257 рублей в срок до 01.03.2024, согласно расчету ЗАО «Горстройзаказчик» удорожание стоимости 1 кв.м. жилья составила 731 рубль 47 копеек.
С учетом положений статей 450-452 ГК РФ в отсутствие доказательств соблюдения ЗАО «Горстройзаказчик» досудебного порядка его требования в части изменения договора суд оставляет без рассмотрения, аналогичные требования Серковой О.А. удовлетворению не подлежат, поскольку она не является стороной договора аренды.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Серковой О. А., ЗАО «Горстройзаказчик» к Администрации города Вологды удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации города Вологды в части установления при предоставлении в аренду ЗАО «Горстройзаказчик» земельного участка с кадастровым номером № для завершения строительства на срок с 18.10.2023 по 18.10.2026 и заключении договора аренды земельного участка № гс от 18.10.2023 годового размера арендной платы в размере рыночной стоимости аренды 9 957 661 рубль.
Установить годовой размер арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного Администрацией города Вологды в аренду ЗАО «Горстройзаказчик» для завершения строительства на срок с 18.10.2023 по 18.10.2026, в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка с 18.10.2023.
В удовлетворении исковых требований Серковой О. А. в части возложения обязанности по внесению изменений в договор аренды отказать.
Исковые требования ЗАО «Горстройзаказчик» в части возложения обязанности по внесению изменений в договор аренды оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Вайгачева
Решение в окончательной форме изготовлено 11.06.2024