Решение по делу № 33-3655/2024 от 27.03.2024

05RS0038-01-2023-009510-97

Советский районный суд г. Махачкалы

Республики Дагестан

Судья Халитов К.М.

№ 2-8494/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по гражданскому делу № 33-3655/2024

г. Махачкала, 03.05.2024

мотивированное: 14.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе

председательствующего Загирова Н.В.,

судей Минтемировой З.А. и Чоракаева Т.Э.

при секретаре судебного заседания Таджибовой Э.Р.

с участием истца Нурмагомедова С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании привести в надлежащие состояние дорожное покрытие

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Махачкалы ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>,

заслушав доклад судьи Чоракаева Т.Э.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести дорогу на <адрес> в нормативное состояние, путем его асфальтирования.

В обоснование иска указано, что жители, проживающие в квартале, Вагонник по <адрес> г. Махачкалы, обращаются в органы местного самоуправления с просьбами провести на улице ремонт автомобильной дороги, поскольку имеющееся грунтовое покрытие не соответствует никаким нормам, стандартам. На покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты в виде ям, выбоин глубиной более 15-20 см. МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» обещает, что улица будет включена в программу асфальтирования дорог, однако на день обращения с иском данная улица в программу, так и не была включена, хотя улица небольшая, протяженность которой составляет не более 350 метров.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объёме.

На указанное решение представителем ответчика Администрация г. Махачкалы ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что УЖКХ г. Махачкалы обладает правами юридического лица и имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем именно Управление является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании истец ФИО1 С.Н. возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Надлежаще извещенные ответчики на рассмотрение гражданского дела своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения гражданского дела не ходатайствовали.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении, судебная коллегия определила рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Истцом ФИО1 на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы об обязании ответчиков Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести дорогу на <адрес> в нормативное состояние, путем его асфальтирования.

Как следует из материалов гражданского дела, дорожное покрытие <адрес> в г. Махачкале имеет дефекты в виде ям, выбоин, что подтверждается неоднократными коллективными обращениями жителей улицы в органы местного самоуправления, фотографиями дорожного покрытия.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела ответа УЖКХ г. Махачкалы от <дата> следует, что данным муниципальным органом будет рассмотрен вопрос о внесении улицы в план работ на 2024 год, из чего следует, что ответчиками факт наличия дефектов в дорожном покрытии улицы не подвергается сомнению.

Статьёй 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12 статьи 3).

Автомобильной дорогой, согласно названному Федеральному закону признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 7 статьи 3).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 указанного ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

На основании части 1 статьи 34 данного ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 12 вышеуказанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пунктам 1-2 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», утвержденного решением Собрания депутатов г. Махачкалы <дата>, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы. Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с пунктом 12.1 данного Положения УЖКХ г. Махачкалы к функциям данного управления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<адрес> г. Махачкалы относится к автомобильным дорогам местного значения в границах городского округа г. Махачкала, что никем не оспаривается.

Следовательно, обязанность по содержанию и обслуживанию данной дороги лежит именно на УЖКХ г. Махачкалы, которому Администрацией г. Махачкалы переданы соответствующие функции и которое вследствие этого является надлежащим ответчиком по искам об устранении выявленных нарушений требований законодательства и подзаконных актов к автомобильным дорогам местного значения.

Вместе с тем, организация Администрацией г. Махачкалы специализированного структурного подразделения, которому переданы полномочия по содержанию дорог местного значения, не освобождает администрацию местного образования от обязанности также заниматься данными вопросами, поскольку такая обязанность возникает в силу прямого указания приведенных выше норм закона. Следовательно, предъявляемое к Администрации г. Махачкалы требование по устранению бездействия по вопросам местного значения, также подлежит удовлетворению, Администрация г. Махачкалы является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

Вопросы финансирования, бюджетной политики внутри муниципального образования относятся к административным процедурам самого ответчика и не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

05RS0038-01-2023-009510-97

Советский районный суд г. Махачкалы

Республики Дагестан

Судья Халитов К.М.

№ 2-8494/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по гражданскому делу № 33-3655/2024

г. Махачкала, 03.05.2024

мотивированное: 14.05.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе

председательствующего Загирова Н.В.,

судей Минтемировой З.А. и Чоракаева Т.Э.

при секретаре судебного заседания Таджибовой Э.Р.

с участием истца Нурмагомедова С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании привести в надлежащие состояние дорожное покрытие

по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Махачкалы ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>,

заслушав доклад судьи Чоракаева Т.Э.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 С.Н. обратился в суд с иском к Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» об обязании принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести дорогу на <адрес> в нормативное состояние, путем его асфальтирования.

В обоснование иска указано, что жители, проживающие в квартале, Вагонник по <адрес> г. Махачкалы, обращаются в органы местного самоуправления с просьбами провести на улице ремонт автомобильной дороги, поскольку имеющееся грунтовое покрытие не соответствует никаким нормам, стандартам. На покрытии проезжей части имеются многочисленные дефекты в виде ям, выбоин глубиной более 15-20 см. МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» обещает, что улица будет включена в программу асфальтирования дорог, однако на день обращения с иском данная улица в программу, так и не была включена, хотя улица небольшая, протяженность которой составляет не более 350 метров.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объёме.

На указанное решение представителем ответчика Администрация г. Махачкалы ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что УЖКХ г. Махачкалы обладает правами юридического лица и имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем именно Управление является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании истец ФИО1 С.Н. возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Надлежаще извещенные ответчики на рассмотрение гражданского дела своих представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения гражданского дела не ходатайствовали.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении, судебная коллегия определила рассмотреть гражданское дело при имеющейся явке.

Выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Истцом ФИО1 на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы об обязании ответчиков Администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и незамедлительно привести дорогу на <адрес> в нормативное состояние, путем его асфальтирования.

Как следует из материалов гражданского дела, дорожное покрытие <адрес> в г. Махачкале имеет дефекты в виде ям, выбоин, что подтверждается неоднократными коллективными обращениями жителей улицы в органы местного самоуправления, фотографиями дорожного покрытия.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела ответа УЖКХ г. Махачкалы от <дата> следует, что данным муниципальным органом будет рассмотрен вопрос о внесении улицы в план работ на 2024 год, из чего следует, что ответчиками факт наличия дефектов в дорожном покрытии улицы не подвергается сомнению.

Статьёй 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, определяет, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, при этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6 и 12 статьи 3).

Автомобильной дорогой, согласно названному Федеральному закону признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, а владельцами автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 7 статьи 3).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 указанного ФЗ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

На основании части 1 статьи 34 данного ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Пунктом 4 статьи 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со статьёй 12 вышеуказанного ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пунктам 1-2 Положения «О муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы», утвержденного решением Собрания депутатов г. Махачкалы <дата>, Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Махачкалы (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города Махачкалы. Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства

В соответствии с пунктом 12.1 данного Положения УЖКХ г. Махачкалы к функциям данного управления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<адрес> г. Махачкалы относится к автомобильным дорогам местного значения в границах городского округа г. Махачкала, что никем не оспаривается.

Следовательно, обязанность по содержанию и обслуживанию данной дороги лежит именно на УЖКХ г. Махачкалы, которому Администрацией г. Махачкалы переданы соответствующие функции и которое вследствие этого является надлежащим ответчиком по искам об устранении выявленных нарушений требований законодательства и подзаконных актов к автомобильным дорогам местного значения.

Вместе с тем, организация Администрацией г. Махачкалы специализированного структурного подразделения, которому переданы полномочия по содержанию дорог местного значения, не освобождает администрацию местного образования от обязанности также заниматься данными вопросами, поскольку такая обязанность возникает в силу прямого указания приведенных выше норм закона. Следовательно, предъявляемое к Администрации г. Махачкалы требование по устранению бездействия по вопросам местного значения, также подлежит удовлетворению, Администрация г. Махачкалы является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям.

Вопросы финансирования, бюджетной политики внутри муниципального образования относятся к административным процедурам самого ответчика и не являются основанием для освобождения ответчика от исполнения предусмотренных законом обязанностей.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3655/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нурмагомедов Саит Нурмагомедович
Ответчики
МКУ УЖКХ г.Махачкалы
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
27.03.2024Передача дела судье
03.05.2024Судебное заседание
20.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2024Передано в экспедицию
03.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее