Дело № 2а-7132/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 21 декабря 2021 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при помощнике судьи Щепетовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марченко Александра Евгеньевича о признании незаконным решения призывной комиссии
УСТАНОВИЛ:
Марченко А.Е. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.
В обоснование указав, что призывной комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа 14 октября 2021 года призван в ряды Вооружённых Сил РФ, ему вручена повестка на 30 ноября 2021 года для отправки в Вооруженные силы РФ. С решением не согласен, так как при прохождении медицинского освидетельствования у него отсутствовал результат флюорографии, не было выдано направление на дополнительное обследование несмотря на жалобы врачу-терапевту на состояние здоровья <данные изъяты> от 30 апреля 2021 года. Административный истец считает, что принятие оспариваемого решения нарушает его право на охрану здоровья, установленного ст. 18 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Административный истец Марченко А.Е. извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия в нем не принимал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административные ответчики призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" в судебное заседание представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
Согласно письменному отзыву представителя административного ответчика 14 октября 2021 года врачи-специалисты, изучив представленные из поликлиники по месту жительства и диспансеров Камчатского края списки граждан, состоящих на учете по поводу расстройства здоровья, которые военный комиссариат истребует из диспансеров и медицинских организаций на основании приказа Минобороны РФ от 02 октября 2007 года № 400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663", не выявив у Марченко А.Е. отклонений в состоянии здоровья, а так же не получив от призывника документов, подтверждающих жалобы на здоровье, вынесли решение о признании его годным к военной службе с категорией годности Б-3. Оснований для направления на дополнительное обследование при прохождении призывной комиссии Марченко А.Е.
Дело рассмотрено в отсутствие, надлежащим образом извещенных сторон.
Исследовав материалы административного дела, личное дело призывника Марченко А.Е., суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Так, согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее-Закон).
В силу пункта 1 статьи 26 Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона в состав призывной комиссии включаются: должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии, должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, представитель соответствующего органа внутренних дел, представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
Статья 28 Закона закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, который, по общему правилу, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ).
В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с п. п. 15, 16, 17, 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 по направлению военных комиссариатов граждане до медицинского освидетельствования проходят диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В судебном заседании установлено, что Марченко А.Е. состоит на воинском учете с 17 февраля 2017 года.
Решением призывной комиссии от 14 октября 2021 года № 4/20 Марченко А.Е. призван на военную службу в военно-космические силы с присвоением ему категории годности "<данные изъяты>", показателем предназначения – №
Доводы Марченко А.Е. о том, что его жалобы на состояние здоровья не учитывались при принятии оспариваемого решения несостоятелен, учитывая, что в листе медицинского освидетельствования указанные жалобы отражены, указаны результаты исследования <данные изъяты>
Вместе с тем медицинское освидетельствование Марченко А.Е. проведено с нарушением Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565, учитывая, что административный истец не был осмотрен врачом-невропатологом.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Марченко А.Е. о признании незаконным решения призывной комиссии № 3/22 от 14 октября 2021 года о призыве на военную службу подлежат удовлетворению, поскольку административным ответчиком при принятии оспариваемого решения нарушен установленный законом порядок его принятия.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком не представлено.
Анализируя приведенные нормы права во взаимосвязи с установленными обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу, о наличии оснований для удовлетворения административного иска Марченко А.Е. о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.
В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, в связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате административным истцом государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административный иск Марченко Александра Евгеньевича о признании незаконным решения призывной комиссии.
Признать незаконным решение, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № 4 от 14 октября 2021 года о призыве Марченко Александра Евгеньевича на военную службу.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" в пользу Марченко Александра Евгеньевича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 29 декабря 2021 года.
Судья