Дело № 2-386/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Козловка
Козловский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.
при секретаре Кадыковой Л.В.,
с участием
истца - прокурора Козловского района Чувашской Республики Зотова А.П.,
ответчиков - представителя администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионовой К.А., действующей по доверенности от <дата>, и законного представителя- заведующей МБДОУ «Детский сад «Василек» Максимовой М.В., действующей на основании Устава и приказа <число>-К от <дата>,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Василек» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности и противодействии терроризму,
установил:
Прокурор Козловского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Козловского района Чувашской Республики и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Василек» (далее- МБДОУ «Детский сад «Василек») по устранению нарушений законодательства об обеспечении безопасности и противодействии терроризму, мотивировав требования тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей и противодействии терроризму в образовательных учреждениях района, в МБДОУ «Детский сад «Василек» выявлены нарушения требований указанного законодательства. Мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, обеспечение охраны - службами безопасности, вневедомственной охраной или органами внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий). Уставом МБДОУ «Детский сад «Василек» предусмотрено, что функции и полномочия учредителя от имени Козловского района Чувашской Республики исполняет администрация Козловского района Чувашской Республики. В соответствии с п. 15 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» срок завершения мероприятий, с учетом объема планируемых работ, не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории). Такой акт в отношении МБДОУ «Детский сад «Василек» был утвержден <дата>, но мероприятия выполнены не в полном объеме. Вследствие чего, прокурором района <дата> главе администрации Козловского района объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. По состоянию на <дата> МБДОУ «Детский сад «Василек» системой видеонаблюдения полностью не оснащено, денежные средства на проведение данных мероприятий администрацией района не выделялись. Согласно представленной администрацией района информации лишь запланировано выделение денежных средств для установки видеонаблюдения в данном учреждении в количестве 3 шт. Между тем, отсутствие охраны и системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на безопасности детей, пребывающих в дошкольном образовательном учреждении, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на его территории. Администрация района, являясь учредителем образовательного учреждения, обязанная обеспечить финансирование затрат, направленных на устранение нарушений антитеррористического законодательства в МБДОУ «Детский сад «Василек», денежных средств на оснащение системой видеонаблюдения не выделяет, что влечет нарушение прав учащихся и работников данного учреждения. Ссылаясь на нормы законодательства, просит возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обязать МБДОУ «Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики установить систему видеонаблюдения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Козловского района Чувашской Республики Зотов А.П. предъявленный иск поддержал по изложенным в нем мотивам и основаниям, вновь привел их суду, просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Считает, что администрация района является надлежащим ответчиком по делу, так как согласно Уставу МБДОУ «Детский сад «Василек» учредителем и собственником имущества данного дошкольного образовательного учреждения является муниципальное образование- Козловский район Чувашской Республики, функции и полномочия учредителя непосредственно исполняет именно администрация района. Исполнение требований законодательства по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только самого дошкольного образовательного учреждения, но и его учредителя в лице администрация Козловского района Чувашской Республики. Заявленные в иске сроки считает реальными для исполнения. Просит учесть, что ответчиками для устранения выявленных нарушений с <дата> по настоящее время ничего не сделано.
Ответчик - представитель администрации Козловского района Чувашской Республики Илларионова К.А. иск прокурора не признала, просила в удовлетворении требований отказать, считая администрацию района ненадлежащим ответчиком. При этом пояснила, что по состоянию на <дата> системой видеонаблюдения МБДОУ «Детский сад «Василек» оснащено не в полной мере, необходимо установить еще 3 камеры видеонаблюдения. Подтвердила, что денежные средства на выполнение работ по оборудованию и установке системы видеонаблюдения администрацией района не выделялись. Однако просит учесть, что главным распорядителем бюджетных средств в районе в сфере образования согласно решению Собрания депутатов Козловского района Чувашской Республики от 13.12.2017 №2/173 «О районном бюджете Козловского района Чувашской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» является Управление образования администрации Козловского района Чувашской Республики - структурное подразделение администрации района с правами юридического лица, наделенное полномочиями самостоятельно распределять средства между образовательными учреждениями. Объем выделенных средств, которые Управление образования распределило между образовательными учреждениями района в 2018 году составило 21809600 руб. МБДОУ «Детский сад «Василек» были выделены денежные средства на прочие расходы в размере 1055500,00 руб. Полагает, что на установку 3 камер видеонаблюдения необходимо затратить денежные средства примерно в размере 20-25 тысяч руб., что составляет около 2,5% от выделенных денежных средств, МБДОУ «Детский сад «Василек» могло бы предусмотреть установку необходимых видеокамер в количестве 3 штук.
Кроме того, от и.о. главы администрации района Утемова С.Е. в суд поступил письменный отзыв на иск прокурора от <дата>, приобщенный к материалам дела, содержащий доводы, аналогичные приведенные представителем в судебном заседании.
Соответчик- законный представитель МБДОУ «Детский сад «Василек» Максимова М.В. иск прокурора признала полностью, с изложенными в нем доводами согласна, каких-либо возражений не имеет. По возможности просит продлить срок исполнения решения суда в части возложения обязанности по установке системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад «Василек» до <дата>.
Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно сведениям от <дата>, представленным администрацией района в адрес прокурора, объем бюджетных ассигнований, необходимый для реализации мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в МБДОУ «Детский сад «Василек» составляет 743170,00 руб.
Из акта обследования и категорирования объекта образования МБДОУ «Детский сад «Василек» от <дата> следует, что в данном дошкольном образовательном учреждении имеются недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, в частности, система видеонаблюдения не обеспечивает полный охват по периметру объекта.
Прокурором района <дата> главе администрации Козловского района объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования Козловского района.
Согласно справке Управления образования администрации Козловского района Чувашской Республики от <дата> <число> в 2018 году МБДОУ «Детский сад «Василек» выделено ассигнований на сумму 7337100,00 руб., из них 6281600,00 руб.- на заработную плату, 1055500,00 руб.- на прочие расходы.
В силу ст.ст. 20, 41, 38 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии со ст.ст. 4 и 9 Федерального закона Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.
Статьей 2 Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от 06.03.2006 "О противодействии терроризму" установлено, что основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. В соответствии с ч. 4 ст. 3 данного Федерального закона противодействие терроризму является деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами. К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
Пунктом 2 ч. 13 ст. 30 Федерального Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п. 2, 3 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. На основании ч. 7 ст. 28 данного Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся. В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 6.48 Свода правил СП 1 18.13330.2012 «СНиП 31- 06-2009. Общественные здания и сооружения», утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Письмами Минобрнауки России от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС -350/09 утвержден типовой перечень (план) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в соответствии с которыми мероприятия по антитеррористической безопасности предусматривают установку тревожной сигнализации, оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России, обеспечение охраны - службами безопасности, вневедомственной охраной или органами внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями, установку систем видеонаблюдения.
Согласно п. 29 постановления Правительства от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий).
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
По делу установлено, что вопреки требованиям вышеприведенного законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей, в МБДОУ «Детский сад «Василек» система видеонаблюдения не обеспечивает полный охват по периметру объекта, что, в свою очередь, препятствует постоянному контролю и предупреждению террористических актов. Осуществление деятельности МБДОУ «Детский сад «Василек» при наличии выявленных нарушений законодательства, регламентирующего условия содержания, воспитания и обучения детей, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области обеспечения безопасности и может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Суд считает необоснованными доводы ответчика- администрации Козловского района Чувашской Республики о том, что они не наделены полномочиями по распределению средств между образовательными учреждениями, являются ненадлежащим ответчиком по делу, так как МБДОУ «Детский сад «Василек» является муниципальным бюджетным учреждением.
Согласно п. 3 ст. 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В статьях 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отражены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения, в том числе профилактика терроризма и экстремизма.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 вышеназванного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад «Василек», размещенному на официальном сайте, функции и полномочия учредителя от имени Козловского района Чувашской Республики исполняет администрация Козловского района Чувашской Республики.
Следовательно, на администрации района, как органе местного самоуправления, учредителе и собственнике имущества, обеспечивающем финансирование учреждения, лежит обязанность по финансированию необходимых мероприятий по устранению выявленных нарушений, вследствие чего, исполнение требований нормативных правовых актов является обязанностью не только образовательного учреждения - МБДОУ «Детский сад «Василек», но и органа местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено. Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для совершения действий по восстановлению нарушенного права, суд соглашается с доводами истца и считает, что испрашиваемые сроки для выделения денежных средств на выполнение работ по оборудованию и установке системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении является разумным, не нарушает прав муниципального образования на планирование расходной части его бюджета. Ответчиками не представлено доказательств того, что испрашиваемые в иске сроки являются не исполнимыми, имеется объективная реальность для предоставления более длительных сроков.
Таким образом, иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики и МБДОУ «Детский сад «Василек» подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Козловского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Василек» удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад «Василек» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад «Василек» установить систему видеонаблюдения в течение 4 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 24 декабря 2018 года