Дело № 2-1913/2022
22RS0015-01-2022-002595-86
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 12 июля 2022 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ивановой М.В.,
при помощнике Кудриной К.В., секретаре Друговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Алтайкрайэнерго» к Фомину А. С. о взыскании задолженности по акту о несанкционированном вмешательстве,
УСТАНОВИЛ:
АО «Алтайкрайэнерго» обратился в суд с иском к Фомину А.С., в котором с учетом уточнения, просило взыскать в пользу АО "Алтайкрайэнерго" за должность по акту о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета №1706185 от 28.12.2021 в размере 228 411,90 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 5484,12 руб.
В обосновании иска указано, что 28.12.2021 при проведении представителем АО "Алтайкрайэнерго" проверки прибора учета электроэнергии, установленного в жилом помещении, расположенном по адресу: АДРЕС, в присутствии супруги потребителя Фоминой О.Т. было выявлено нарушение в работе прибора учета, свидетельствующее о наличии вмешательства во внутренние цепи прибора учета с целью искажения фактического потребления электрической энергии, составлен акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета №1706185, с которым супруга потребителя Фомина О.Т. была ознакомлена. Прибор учета был признан непригодным для осуществления расчетов, о чем составлен акт №1928409. Для установления факта вмешательства в работу прибора учета, прибор учета в присутствии Фоминой О.Т., был демонтирован, упакован в коробку и опломбирован, с целью передачи в экспертное учреждение для проведения экспертизы, о чем составлен акт от 28.12.2021, с которым Фомина О.Т. была ознакомлена, что подтверждается ее подписью.
В результате проведения досудебной экспертизы было установлено, что представленный не экспертизу прибор учета электроэнергии вскрывался с целью вмешательства в его электрические цепи и установки постороннего электронного устройства, позволяющего производить хищение электроэнергии. Период расчета задолженности определён с 28.09.2021 по 28.12.2021.
В судебном заседании представитель истца Лапердина О.Л. уточненное исковое заявление по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Фомин А.С. и представитель ответчика Мурашко О.Р. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п.2 ст.15).
Исходя из положений п.п. 3, 4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным указанным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», которым утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее – Основные положения), постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым утверждены Правила предоставления соответствующих услуг.
В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 года № 442 (далее - Основные положения), под безучетным потреблением понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности) (п. 2 Основных положений).
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 (далее Правил) учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (пункт 81 Правил).
В силу положений п. 81(11) Правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
В соответствии с п.п. г п. 85 Правил, исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
В судебном заседании установлено, что ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС.
01.06.2010 между ОАО «Алтайкрайэнерго» (исполнитель) и Фоминым А.С. (потребитель) заключен договор энергоснабжения № 4050430, согласно которому исполнитель обязался подавать потребителю электроэнергию, а потребитель обязался оплачивать принятую электроэнергию в соответствии с условиями настоящего договора.
Пунктом 4.2 данного договора установлено, что сохранность прибора учета определяется отсутствием следов порчи корпуса прибора или повреждения его внутреннего оборудования, а также сохранностью пломбы и знака маркировки (идентификационного номера).
28.12.2021 сотрудниками АО «СК «АДРЕСэнерго» составлен акт проверки прибора учета электроэнергии по адресу: АДРЕС, потребителя Фомина А.С., согласно которому прибор учета - счетчик электрической энергии Меркурий, заводской номер 23655885, не пригоден для расчетов, так как имеется подозрение на вмешательство во внутренние цепи прибора учета.
По факту выявленного несанкционированного вмешательства в работу прибора учета составлен акт № 1706185 от 28.12.2021.
Акты подписаны сотрудником АО «АДРЕСэнерго» и супругой Фомина А.С. – Фоминой О.Т.
Судом также установлено, что в день проверки прибора учета 28.12.2021 представителями исполнителя прибор был демонтирован для проведения экспертизы, упакован в пакет и опломбирован пломбами, потребитель с проведением экспертизы был согласен, о чем составлен акт в присутствии Фоминой О.Т.
Согласно экспертному заключению №56-149 от 01.03.2022 ФГБОУВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» представленный на экспертизу прибор учета электроэнергии Меркурий, заводской номер 23655885 вскрывался с целью вмешательства в его электрические цепи и установки постороннего электронного устройства, позволяющего производить хищение электроэнергии.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что факт безучетного потребления электрической энергии, выразившийся в несанкционированном вмешательстве ответчика в работу прибора учета, которое привело к искажению данных об объеме потребления электрической энергии, нашел свое подтверждение.
Довод ответчика о том, что в данный прибор учета он не вмешивался, не влияет на вывод суда о наличии факта безучетного потребления, поскольку потребитель - собственник прибора учета, приобретший прибор учета с вмонтированным в него посторонним электронным устройством, влияющим на работу прибора, признается совершившим действия, которые квалифицируются как иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета и приведшие к искажению данных об объеме потребления электрической энергии. Отсутствие явных признаков вмешательства в работу прибора учета, в том числе повреждения пломб и (или) знаков визуального контроля, не освобождает потребителя от последствий, наступающих при установлении факта безучетного потребления электрической энергии.
Указанная позиция подтверждена также Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 по делу N 309-ЭС18-22373.
Доводы ответчика о том, что заключение №56-149 от 01.03.2022 является недопустимым доказательством, судом отклоняются, поскольку положения Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не подлежат применению к проведенной досудебной экспертизы, поскольку она не являлась судебной. В силу преамбулы к данному закону настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве.
Правилами №442 не регламентирован порядок проведения проверки прибора учета не в месте его установки, в том числе посредством передачи прибора на исследование (экспертизу), что само по себе не исключает такой возможности в ситуации, когда у сетевой организации имеются обоснованные сомнения в исправности прибора и отсутствует техническая возможность выявить неисправность на месте.
Из пояснений ответчика и заключения экспертизы следует, что данное экспертное исследование проводилось в его присутствии, однако какие-либо возражения им не были представлены.
Выводы экспертизы ответчиком не опровергнуты, о проведении судебной экспертизы и вызове эксперта Грибанова А.А. не заявлено, ответчиком доказательств в возражение против исковых требований вопреки положениям ст.56 ГПК РФ, возлагающей на стороны обязанность доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обосновании своих требований и возражений, не представлено.
Нарушение процедуры при проверке прибора учета и его демонтажа не допущено.
Так, согласно п. 188 Основных положений № 442 в случае если в результате проверки прибора учета, эксплуатацию которого в соответствии с настоящим документом осуществляет сетевая организация (гарантирующий поставщик), сделано заключение о непригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о несоответствии расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, и при этом не был установлен факт безучетного потребления, в отношении соответствующей точки поставки должен быть сделан перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна быть проведена в соответствии с настоящим документом) до даты составления акта проверки.
В силу п. 177 Основных положений № 442 по факту выявленного в ходе проверки безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
Факт безучетного потребления может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
Как следует из материалов дела, при составлении актов о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета, проверки расчетного прибора учета, о демонтаже прибора учета электрической энергии присутствовал представитель Фомина А.С. – Фомина О.Т., чьи полномочия явствовали из обстановки, при который обеспечивался доступ сотрудников сетевой компании к прибору учета. Указанное лицо подписало акты без возражений.
Поскольку действующее законодательство в области электрической энергии, в том числе Основные положения № 442, Правила предоставления коммунальных услуг № 354 не содержат правовых норм, особым образом регламентирующих оформление или подтверждение полномочий представителя потребителя при участии в проверке и фиксации безучетного потребления электроэнергии, несанкционированного вмешательства в работу прибора учета постольку могут быть применены положения п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым полномочия представителя могут подтверждаться не только выданной доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Аналогичная позиция изложена в п.6 «Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.12.2021.
Вопреки возражениям ответчика, прибор учета был демонтирован в связи с подозрением представителя сетевой компании на вмешательство во внутренние цепи прибора учета, для подтверждения указанного факта.
Согласно журналу учета абонентских заявок, в указанный период времени заявки от ответчика о поломке прибора учета, не подавалось.
В соответствии с п. 170 Правил № 442 проверка прибора учета была осуществлена с использованием средств фотосъемки, фотографии представлены в материалы дела.
В ходе судебного заседания был допрошен сотрудник АО «СК АДРЕСэнерго» Кобенко А.В., которым были составлены указанные акты. Кобенко А.В. подтвердил установленные судом выше обстоятельства.
В силу п. 81(11) Правил при обнаружении в ходе проверки нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно произведенному расчету на основании акта от 1706185 года ответчику за период с ДАТА по ДАТА начислена плата за безучетное потребление электроэнергии по нормативу в размере 228 411,90 руб.
Расчет произведен на основании п. 3 нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях на территории АДРЕС, утв. Решением АДРЕС по государственному регулированию цен и тарифов от ДАТА НОМЕР, установленного для жилого дома, не оборудованного, стационарными электрическими плитами, но оборудованного в установленном порядке электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период.
Проверив правильность расчета, суд не соглашается с ним, ввиду следующего.
Из пояснений представителя истца следует, что данный норматив применен в связи с тем, что в доме установлен водонагреватель.
Для применения данного пункта норматива юридически значимым обстоятельством является наличие или отсутствие оборудования жилого дома в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения.
Однако, как следует из ответа МУП г. Новоалтайска «Новоалтайские тепловые сети» № 1058 от 11.07.2022 дом по адресу: АДРЕС не подключен к системам центрального отопления и горячего водоснабжения, абонентом МУП «НТС» не является.
В судебном заседании ответчик пояснил, что в доме имеется печное отопление, водонагреватель используется для мытья посуды и мелких бытовых нужд. Для осуществления гигиенических процедур ответчиком и его семьей используется баня.
Согласно представленному руководству по эксплуатации водонагревателя, водонагреватель Термекс имеет объем бака 50 л, мощность -1,5 кВт, предназначен для обеспечения горячей водой бытовых и промышленных объектов, не предназначен для работы в непрерывно проточном режиме.
При этом доказательств того, что жилой дом в установленном порядке оборудован электронагревательными установками в соответствии с проектом, разрешениями на отпуск мощности, выданными специализированной организацией техническими условиями, истцом не представлено.
Бытовой водонагреватель к электронагревательным установкам, с учетом которых определяются нормативы потребления, установленные решением Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 16.11.2018 №188, не относится.
Таким образом, с учетом специфики коммунальной услуги по предоставлению электроэнергии, при наличии печного отопления и отсутствии оборудованных в установленном порядке стационарных электроплит и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения, суд приходит к выводу, что в данном случае применению подлежит норматив потребления электроэнергии, предусмотренный для жилых домов, не оборудованных в установленном порядке стационарными электрическими плитами для приготовления пищи, электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, при учете трех комнат в жилом помещении и четырех проживающих в нем лиц, равный 100,53 кВт/ч на одного проживающего.
Доказательств, подтверждающих необходимость применения иных величин при расчете стоимости безучетного потребления электроэнергии, истцом суду не представлено.
Расчет задолженности составит: 45 254,7 руб. ((100,53 кВт/ч(норматив на 1 человека)х4(количество проживающих)х10(повышающий коэффициент)х3(месяца))-2007кВт/ч(начисленный объем в период несанкционированного потребления=10 056,6кВт/чх4,5 руб. (тариф).
Определяя размер задолженности, подлежащей взысканию с ответчика, в связи с безучетным потреблением электроэнергии, суд учитывает следующие обстоятельства.
Согласно акту допуска прибора учета в эксплуатацию 03.09.2021 АО СК «АДРЕСэнерго» был допущен в эксплуатацию контрольный прибор учета Фобос, заводской номер 8181989.
Указанный прибор учета был установлен на опоре ЛЭП 12.01.2021 согласно наряду-допуску № 2 от 12.01.2021.
Согласно п. 80(1) Правил №354 определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), осуществляются сетевыми организациями в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В соответствии с п. 136 Основных положений, гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующей их эксплуатации, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии.
В пункте 142 Основных положений указано, что приборы учета, расположенные по иную сторону границы балансовой принадлежности от расчетных приборов учета по соглашению сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договора оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), могут быть определены как контрольные приборы учета и в указанных в настоящем разделе случаях использоваться для определения объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке.
В соответствии с Основными положениями под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в соответствии с его назначением на всех стадиях его жизненного цикла со дня допуска в эксплуатацию и до выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета и (или) иного оборудования, используемых для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также техническое обслуживание прибора учета и (или) иного оборудования (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимаются работы по монтажу такого прибора учета и (или) иного оборудования, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) в точке поставки.
Пунктом 36 Основных положений предусмотрено, что документом о допуске в эксплуатацию прибора учета электрической энергии является акт допуска прибора учета в эксплуатацию, составленный в соответствии с разделом X настоящего документа, а если допуск в эксплуатацию прибора учета был осуществлен до вступления в силу настоящего документа, то документ, который подтверждал факт допуска в эксплуатацию прибора учета, установленного в отношении соответствующей точки поставки, и был подписан гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и (или) сетевой организацией.
Процедура установки и допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по форме, предусмотренной приложением N 16 к Правилам технологического присоединения (п. 153 Основных положений).
Под прибором учета, присоединенным к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), для целей настоящего документа понимается прибор учета электрической энергии, допущенный в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках и (или) предоставления коммунальных услуг и присоединенный к интеллектуальной системе учета в соответствии с правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), предусмотренными пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - правила предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 143 Основных положений в случае отсутствия показаний расчетного прибора учета для определения объема электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов за соответствующий расчетный период, такой объем для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя (покупателя в отношении такого потребителя) определяется исходя из показаний контрольного прибора учета, а в случае его отсутствия объем электрической энергии (мощности), отпущенной в энергопринимающие устройства смежных субъектов за соответствующий расчетный период, для целей определения объема потребления электрической энергии энергопринимающими устройствами такого потребителя (покупателя в отношении такого потребителя), подлежащий распределению по часам суток, принимается исходя из замещающей информации.
Учитывая приведенные выше положения, суд приходит к выводу, что в период начисления ответчику задолженности по факту безучетного потребления, в связи с выявлением вмешательства в расчётный прибор учета, был установлен и допущен в эксплуатацию контрольный прибор учета Фобос, заводской номер 8181989.
Датой допуска указанного прибора учета в эксплуатацию, суд принимает 03.09.2021, поскольку в указанную дату был составлен соответствующий акт, подписан уполномоченным представителем АО «СК АДРЕСэнерго» Фоминых И.А. 28.12.2021 в связи с признанием расчетного прибора учета непригодным для осуществления расчетов, указанный прибор учета Фобос был введен в качестве расчетного.
Как следует из выгрузки показаний данного прибора учета за предъявляемый истцом период, ответчиком было потреблено 3995,04 кВт (показания на 28.09.2021 – 9972,76 кВт, на 28.12.2021 – 13 967,8 кВт).
Объем бездоговорного потребления электроэнергии в соответствии с Правилами № 442 рассчитывается исходя из максимальных технических характеристик энергопринимающего устройства абонента (мощность) и предполагает непрерывную работу этого устройства в таком режиме круглосуточно в течение 365 дней. Такой порядок расчета, с одной стороны, направлен на защиту интересов добросовестной ресурсоснабжающей (сетевой) организации, не имеющей из-за нарушения абонентом правил пользования энергией возможности установить фактическое ее потребление, а с другой стороны, обеспечивает предупреждение и пресечение неучтенного потребления энергии недобросовестным абонентом, стимулирует такого абонента к своевременному заключению договоров энергоснабжения, а также к оборудованию им своих объектов энергопотребления приборами учета и надлежащему их содержанию.
В данном же случае фактический объем потребленной электроэнергии достоверно установлен.
Однако, учитывая наличие факта безучетного потребления электроэнергии, иной порядок расчета объема потреблённой электроэнергии законом не предусмотрен, поскольку такой порядок расчета является имущественной санкцией за нарушение установленных правил пользования энергии.
Вместе с тем, при подтверждении фактического потребления энергии в спорном периоде в меньшем, чем установлено Правилами № 442, объеме, размер данной санкции может быть уменьшен судом.
Учитывая фактические обстоятельства дела, наличие контрольного прибора учета, позволяющего истцу производить контроль потребляемого ответчиком объема электрической энергии, фактический объем потребленной электроэнергии и расчетный объем неучтенного потребления, суд полагает уменьшить ответственность Фомина А.С. до 35 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
При цене иска 228 411,90 руб. руб. подлежала уплате государственная пошлина в размере 5 484,12 руб., истцом уплачена государственная пошлина в сумме 5551 руб.
В связи с частичным удовлетворением требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 839,07 руб., излишне уплаченная сумма государственной пошлины в размере 66,88 руб. подлежит возвращению истцу из бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск АО «АДРЕСэнерго» удовлетворить частично.
Взыскать с Фомина А. С. (паспорт НОМЕР) в пользу АО «АДРЕСэнерго» (ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) в задолженность по акту о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета № 1706185 от 28.12.2021 в размере 35 000 руб., расходы по оплате госпошлины – 839,07 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Возвратить АО «АДРЕСэнерго» излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 66,88 руб. по платежным поручениям № 1072 и № 1073 от 17.03.2020.
Решение может быть обжаловано в АДРЕСвой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Иванова