Дело №а-2762/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего В.А.Юсупова,
при секретаре ФИО2,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО5, представителя административного ответчика ФИО6, представителя административного ответчика ФИО3, представителя административных ответчиков ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации, МВД РФ, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ ИК-13 ГУФСИН по <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально ФИО1 обратился в суд с иском к ФСИН России, Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК РФ по <адрес> о взыскании компенсации за нарушение условий содержания при этапировании в размере 1 500 000 рублей.
В последующем ФИО1 дополнил свои исковые требования и просил взыскать компенсацию морального вреда за нарушение условий содержаний при этапировании с ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России и Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК РФ по <адрес> в общей сумме 4 000 000 рублей
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при его транспортировке в период с 2010 года по 2018 год из одного СИЗО в другое СИЗО, а также в ИК железнодорожным транспортом. В вагоне для заключенных были созданы жуткие, нечеловеческие условия, заключающиеся в: отсутствии индивидуального спального места, в связи с чем, спать приходилось поочередно на деревянном настиле полок; на всем протяжении поездки приходилось держать свои сумки на коленях, также в связи с отсутствием места для их хранения; не выдавались пастельные принадлежности; в вагоне постоянно курили, и в нем был спертый воздух; не водили в туалет; не обеспечивали кипятком. В связи с созданными неблагоприятными условиями перевозки, по мнению административного истца, ему был причинен моральный вред, который выразился в нравственных и физических страданиях, поскольку он испытывал муки, пытки, которые унижают человеческое достоинство и честь, что в свою очередь является нарушением ст. 3 Конвенции Европейского суда по правам человека.
Также истец в своих дополнениях к иску административный истец указывает, что в 2008, 2010, 2013, 2014, 2017 и в 2018 годах он был этапирован из СИЗО в ИВС для проведения следственных действий по уголовным делам, а также для осуществления его явки в суды <адрес>, в связи с чем его транспортировка на спецавтомобилях, которые не соответствует требованиям норм международного права, поскольку они не предусмотрены для перевозки людей. Перевозка осуществлялась в переполненной машине, где зимой было холодно, так как приборы отопления не работали, а летом невыносимо жарко, так как в автомобиле отсутствует кондиционер. Лавки, которыми оборудованы автомобили выполнены из досок и ничем не обиты. В течение всей поездки истцу приходилось ловить равновесие и биться головой о стенки, так как ремней безопасности в автомобилях отсутствуют. Сумки приходилось держать на руках, так как полка для багажа в автомобиле е предусмотрена.
Определением судьи Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда по правилам административного судопроизводства.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора было привлечено ГУФСИН России по <адрес>.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МВД РФ, а также в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора УМВД России по <адрес>, ГУ МВД России по <адрес>, ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес>.
Кроме того, протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи заявленные требования, с учетом их дополнений поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика МВД РФ Осипова ФИО5, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по <адрес> ФИО6 в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по <адрес> ФИО7, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика ФСИН России, третьих лиц ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представители административных ответчиков Министерство финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по <адрес> и ФКУ ИК-13 ГУФСИН по <адрес>, представители третьих лиц УМВД России по <адрес> и ГУ МВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, представили письменные отзывы, в которых просили иск оставить без удовлетворения.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу ст. ст. 17, 21 и 53 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» указано, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 14 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Как следует из разъяснений, данных в п.п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащее гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Из приведенных норм права следует, что общими условиями для компенсации морального вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов, являются наличие факта противоправности их действий (бездействия), наличие вреда и его размер, а также наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Кроме того, обязательным условием для наступления ответственности, за исключением случаев, указанных в законе, является наличие вины причинителя вреда.
Судом установлено, что административный истец являлся обвиняемым по нескольким уголовным делам, в связи с чем, ему была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В августе 2010 года административный истец был этапирован из СИЗО-2 <адрес> в СИЗО-3 <адрес>, затем из СИЗО-3 <адрес> в СИЗО <адрес>, из СИЗО <адрес> в СИЗО-2 <адрес>. Кроме того, в октябре 2010 года административный истец был этапирован из СИЗО-2 <адрес> в СИЗО <адрес>, из СИЗО <адрес> в СИЗО-3 <адрес>. В октябре 2017 года административный истец был этапирован из СИЗО-2 <адрес> в СИЗО-3 <адрес>, из СИЗО-3 <адрес> в СИЗО-1 <адрес>, из СИЗО-1 <адрес> в ИСК-13 Н.ФИО9 в феврале 2018 года административный истец этапировался из ИК-13 Н.С.О. в СИЗО-1 <адрес>, из СИЗО-1 <адрес> в СИЗО-3 <адрес>, из СИЗО-3 <адрес> в СИЗО-2 <адрес>. В июне 2018 года производилось этапирование административного истца из СИЗО-2 <адрес> в СИЗО-3 <адрес>, из СИЗО-3 <адрес> в СИЗО-1 <адрес> и из СИЗО-1 <адрес> в ИК-13 Н.С.О.
Кроме того, в своих дополнениях к административному истцу административный истец указывает на то, что в 2008, 2010, 2013, 2014, 2017 и 2018 годах его неоднократно этапировали из СИЗО-2 в ИВС для проведения следственных действий по уголовным делам, а также для явки в судебные заседания.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела путевым журналом № планового ж/д караула по маршруту № Челябинск-Магнитогорск ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес>, путевым журналом № встречный караулов, маршрутными расписаниями, актами приема-сдачи специальных вагонов, путевым журналом № планового ж/д караула по маршруту № Челябинск-Магнитогорск ФКУ УК ГУФСИН России по <адрес>, постовыми ведомостями, путевыми ведомостями, фотографиями специального транспорта, а также сведениями о технических характеристиках спецтранспорта, административными ответчиками не оспаривалось.
По мнению административного истца, все выше указанные этапы этапирования производились железнодорожным транспортом и на специальный автомобилях, в результате которых, по мнению истца, ему был причинен моральный вред.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), в статье 3 которого закреплено, что содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Вопросы, связанные с обеспечением участия подозреваемых и обвиняемых в следственных действиях и судебных заседаниях регламентированы статьей 28 Федерального закона № 103-ФЗ, в соответствии с которой, в частности, администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
В силу ст. 32 Федерального закона № 103-ФЗ основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Федеральный закон № 3-ФЗ), на полицию возлагаются следующие обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решение суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Как установлено судом, этапирование ФИО1 осуществлялось в спецвагоне железнодорожного транспорта в строгом соответствии с «Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений УИС по конвоированию», утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации №дсп/369дсп от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкция).
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей по железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона. Спецвагон № модели ЦМВ 61-4500 является 8-камерными (5 больших камер и 3 малые).
Большая камера оборудована 6 полками и 1 перекидным клапаном, рассчитанными на 4 лежачих и 6 сидячих мест, по 3 человека на каждую из двух нижних полок. Большая камера имеет размеры (ширина, глубина, высота) в миллиметрах: (1550, 2020, 2930). Ширина жестких полок в камерах составляет 500 миллиметров, а длина – 2010 миллиметров. Ширина откидного клапана полок в больших камерах составляет 460, а длина – 1580 миллиметров.
Оборудование спецвагона не предполагает отдельного лежачего места при полной загрузке, так как большая камера оборудована семью полками.
В соответствии со ст. 210 Инструкции по конвоированию по окончанию посадки в спецвагон начальник караула проверяет правильность размещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по камерам и режимам, объявляет правила поведения на период конвоирования.
Освещение в ночное время не выключается в целях наблюдения за конвоируемыми лицами и не допущения совершения ими противоправных действий.
Все системы жизнеобеспечения специального вагона модели «ЦМВ 61-4500», в котором следовал административный истец, а именно: отопление, освещение, вентиляция, система кондиционирования, водоснабжение были в исправном состоянии, что подтверждается актом приема специального вагона перед рейсом, отметкой начальника караула и записями проверяющих должностных лиц в путевой ведомости караула. Специальный вагон был заправлен водой как в начальном пункте маршрута, так и в пути следования в полном объеме, что позволяло конвоируемому спецконтигенту осуществлять необходимые гигиенические процедуры. Вода для личного состава караула, осужденных и лиц, содержащихся под стражей имелась во всех технологических емкостях вагона, перерывов в обеспечении водой в пути следования не допускалось.
Специальный вагон модели «ЦВМ 61-4500» оборудован системой автономного энергоснабжения постоянного тока напряжением 110В, аккумуляторной батареей емкостью 250 А/ч (обеспечивает работу средств освещения и сигнализации на длительных стоянках до 12-16 часов). Система освещения вагона предназначена для освещения всех внутренних помещений вагона в основном и в аварийном режимах, установлены люминисцентные светильники и светильники со светодиодными лампами.
В камерах специального вагоне непосредственно окон не имеется, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
Все личные вещи осужденных, содержащихся в камерах специального вагона, в том числе и административного истца, размещались в свободном пространстве под полками нижнего яруса с левой и правой сторон (габариты свободного пространства для личных вещей составляют: длина – 214 см., высота – 402 см., ширина – 60 см., объем – 0,51 кв. м. с каждой сторон).
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено предоставление конвоируемым лицам индивидуальных спальных мест и выдача им постельных принадлежностей.
Специальный вагон оборудован системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагона, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры. Кроме того, для дополнительного притока воздуха во время движения поезда на всем пути следования административного истца в коридоре специального вагона периодически открывались окна, для проветривания, за исключением времени нахождения специального вагона на обменных пунктах, что предусмотрено п. 214 Инструкции.
Средняя температура воздуха в камерах специального вагона с конвоируемыми лицами, составляет около 20-22 градусов, в зимний период времени данная температура поддерживается за счет системы отопления спецвагона.
Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные нужды и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку, при этом, в период нахождения в туалете осужденного мужчины часовой по выводу в туалет ведет за ним постоянное наблюдение через смотровое окно или полуоткрытую дверь.
В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействий окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и распоряжения ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № исх-07-35148 курение в спецвагонах во время конвоирования спецконтигента запрещено. В камерах для осужденных и лиц, содержащихся под стражей размещены знаки о запрете курения. После окончания посадки спецконтигента в специальный транспорт, до их сведения доводится информацию о запрете курения табака и административной ответственности. Также во избежание нарушения действующих норм по курению табака во время конвоирования, в обязательном порядке при приеме спеконтигента проводится их личный обыск и досмотр вещей, во время которого на путь следования у них изымаются спички и зажигалки. По каждому факту курения конвоируемыми лицами в спецтранспорте, начальником караула принимаются меры по его недопущению, составляется акт нарушения режима с фиксацией на видеорегистратор, акт приобщается к личному делу нарушителя. Во время нахождения административного истца в спецвагоне на всем пути следования, фактов курения осужденных и лиц, содержащихся под стражей зафиксировано не было, актов о нарушении режима содержания не составлялось.
Выдача питьевой воды осуществляется по требования заявителя без ограничений. Горячая вода для гидратации индивидуального рациона питания предоставлялось согласно графику (не менее трех раз в день).
Для приготовления горячей воды специальном вагоне используется стационарный бойлер-нагреватель, оборудованный термодатчиком для поддержания необходимой температуры нагреваемой жидкости и визуальным термометром для проверки ее температуры. В целях соблюдения мер безопасности температура воды составляла около 60 градусов.
Продуктами питания (индивидуальный рацион питания) осужденные и лица, содержащиеся под стражей обеспечиваются органом отправителем, на основании Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказания».
Конструктивной особенностью специального вагона не предусмотрено оборудование столов для приема пищи в камерах с конвоируемыми лицами.
Перед каждым убытием спецвагонов в рейсы осуществлялась их влажная уборка и использованием моющих и дезинфицируемых средств. В пути следования, не реже 2 раза в сутки, проводниками вагонов проводилась их влажная уборка.
Также судом установлено, что этапирование административного истца ФИО10 проводилось на спецавтомобилях «КамАЗ-4308», которые предназначены для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Спецавтомобили «КамАЗ-4308» оборудованы двумя большими камерами вместимостью по 15 человек в каждой и 2 малыми камерами, вместимостью по 1 человеку в каждой. Размеры больших камер: длина – 360 см., ширина – 120 см., высота – 174 см., размеры малых камер: 50 см. х 65 см., высота – 174 см., при этом малая камера оборудована сиденьем, позволяющим разместиться 1 человеку.
Конструкция спецавтомобилей, внутренне оборудование и оснащение помещений камерного типа, а также системы жизнеобеспечения автомобилей соответствуют требованиям приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которого спецкузов выполняется цельнометаллическим, каркасным теплоизоляцией между наружной и внутренне стенками. Камеры для осужденных оборудуются сиденьями жесткой конструкции с раздельными списками. Сиденья в камерах закрепляются на металлическом каркасе. Камеры для осужденных оборудуются раздвижными или распашными металлическими каркасными дверями.
Все специальные автомобили, в которых конвоировался административный истец оборудованы отопительными системами («Планар 8 ДМ-24» для автомобилей марки «КАМАЗ»), предназначенными для регулируемого обогрева помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до 45 градусов. Указанные системы обеспечивали подачу теплого воздуха в камеры специальных автомобилей.
Камеры специальных автомобилей оборудованы системой принудительной вентиляции и кондиционирования. Кроме того, приток свежего воздуха поступает через окна входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционного люка в крыше помещения караула.
Освещение больших камер специальных автомобилей марки «КамАЗ-4308» осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт.
В соответствии с р. 1.21.1 п. 1.21 (Требования к транспортным средствам оперативно-служебным для перевозки лиц, находящихся под стражей) Приложения № к техническому регламенту Таможенного союза «О бе6зопасности колесных транспортный средств» (ТР №), требования Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенный наций №№ и 16 (в части оборудования ремнями безопасности) к рабочим салонам специальных автомобилей для перевозки осужденный и лиц, содержащихся под стражей, не применяются.
Весь специальный транспорт для перевозки спецконтигента, используемый в уголовно-исполнительной системе, проходит процедуру оценки соответствия транспортных средств в органах по сертификации. По результатам испытаний выдаются одобрения типа транспортного средства на каждый вид транспорта.
Специальные автомобили, в которых перевозился административный истец, были технически исправны, все системы жизнеобеспечения: вентиляция, освещение, отопление, были в исправном состоянии, что подтверждается отметками начальников караулов в приеме специальных автомобилей и в постовых ведомостях.
В соответствии с требованиями п. 192 Инструкции, прием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, начинается с опроса претензий и проверки личности каждого лица, подлежащего приему, по справкам личных дел.
При предъявлении лицом, подлежащим приему, претензии к органу-отправителю начальник караула продолжает его прием после того, как на справке по личному делу заявителя представитель администрации органа-отправителя сделает отметку об удовлетворении или отклонении претензии.
Согласно ст. 87 Инструкции начальник караула и лица, проверяющие караул, при получении от конвоируемого жалобы, поданной в письменном виде, обязаны немедленно рассмотреть ее и принять возможные меры на месте. При невозможности разрешения жалобы на месте она вместе с рапортом приобщается к личному делу конвоируемого и передается органу-получателю. О поступлении жалобы, ее содержании и принятых мерах начальник караула делает отметку в путевой ведомости и по возвращению со службы докладывает о ней начальнику управления (самостоятельного отдела) по конвоированию.
В ходе проведения проверок службы караулов и опроса конвоируемого спецконтигента в период конвоирования от административного истца жалоб и заявлений на незаконные действия личного состава караулов не поступало, о чем свидетельствует отсутствие записей о наличии жалоб и заявлений в путевой и постовых ведомостях караулов.
Сведений о нарушениях режима содержания со стороны конвоируемого спецконтигента, в том числе административного истца нет, физическая сила и специальные средства во время конвоирования заявителя автомобильным и железнодорожным транспортом к нему не применялось, что подтверждается отсутствием актов о применении спецсредств в документации караулов, а также отсутствием жалоб ФИО10 на незаконное применение к нему специальных средств (наручников) на всех этапах его конвоирования.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что порядок конвоирования ФИО10 сотрудниками караулов осуществлен в строгом соответствии с требованиями приказа Министерства Юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации №дсп/369дсп от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции по служебной деятельности подразделений УИС по конвоированию», а также иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, перевозка административного истца ФИО1 осуществлялась в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд, исследовав представленные административными ответчиками доказательства, опровергающие обстоятельства, на которые ссылается административный истец относительно несоответствия условий содержания при перевозке, с учетом доводов и возражений сторон, приходит к выводу о том, что доводы ФИО11 о ненадлежащих условиях содержания в спеавтомобилях и в спецвагонах при перевозке несостоятельны, а материалы дела также не содержат доказательств причинения административному истцу виновными действиями ответчиков морального вреда, нравственных, физических страданий и вреда здоровью.
С учетом этого оснований для признания действий административных ответчиков по организации перевозок истца с использованием спецтехники, и, как следствие, взыскании компенсации морального вреда за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания при перевозке спецтранспортом, не имеется, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Также суд обращает внимание на то, что каких-либо постановлений, которыми признавались незаконными действия (бездействия) административных ответчиков в связи с созданием для административного истца неблагоприятных условий, не выносилось.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░, ░░░ ░░░░-2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░-2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░ ░░-13 ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.