Дело № 2-827/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2019 года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Камыниной В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем - Андренко Е.А.,
с участием истца – ФИО7,
представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 Зои ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о восстановлении пропущенного срока для получения накопительной части пенсии умершего,
установил:
ФИО7 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (далее - Управление) о восстановлении пропущенного срока для получения накопительной части пенсии умершего ФИО2
Заявленные исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг ФИО2, за которого в Пенсионный фонд Российской Федерации в установленном порядке уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Просит восстановить пропущенный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, поскольку не знала, что у её супруга, имеются пенсионные накопления. В ноябре 2018 года из уведомления Управления от ДД.ММ.ГГГГ, истец узнала о своем праве на получение средств пенсионных накоплений умершего супруга, однако шестимесячный срок, установленный частью 3 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» для обращения за её выплатой был пропущен. Считает, что срок пропущен по уважительной причине, в связи с чем, подлежит восстановлению.
В судебном заседании истец, заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (далее - Федеральный закон N 111-ФЗ) за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной пенсии по старости, срочные пенсионные выплаты, единовременные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в части 7 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".
Федеральным законом "О накопительной пенсии" за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признается - при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, - право на накопительную пенсию, которой является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1 части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4).
В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии").
При этом застрахованному лицу право на средства пенсионных накоплений - под которыми понимается совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, - указанным Федеральным законом не предоставлено, и, следовательно, оно не может входить в состав наследства застрахованного лица, как ему не принадлежащее.
Таким образом, пенсионные накопления, учтенные в специальной части лицевого счета застрахованного лица, не являются его собственностью, и нормы наследственного права на них не распространяются. Следовательно, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследства (ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возможность выплаты средств пенсионных накоплений правопреемникам умерших застрахованных лиц предусмотрена пунктом 3 статьи 38 Федерального закона N 111-ФЗ. Такая выплата осуществляется при условии обращения за ней в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
Порядок обращения правопреемников с заявлениями о выплате средств пенсионных накоплений установлен Правилами выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 711 в редакции от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила N 711).
Согласно пункту 10 Правил N 711 обращение правопреемников за выплатой средств пенсионных накоплений или с отказом от получения средств пенсионных накоплений осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица путем подачи в любой территориальный орган Фонда по выбору правопреемника заявления по установленной форме. Срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
Таким образом, действующее правовое регулирование допускает получение средств пенсионных накоплений правопреемниками застрахованных лиц и после истечения установленного шестимесячного срока, восстановление которого осуществляется судом и обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
При рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит, поэтому вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств.
Согласно правовой позиции, отраженной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО7 состояла в зарегистрированном браке с ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
Согласно информации размещенной на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты https://reestr-zalogov.ru наследственное дело после смерти ФИО2 не заводилось.
При жизни ФИО2 не воспользовался правом распределения средств пенсионных накоплений и не обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Истец ФИО7 входит в круг лиц, которым могут быть выплачены средства пенсионных накоплений умершего по категории - правопреемники по закону, в силу положений п. 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 711, согласно которому правопреемники подразделяются на правопреемников по заявлению и правопреемников по закону.
Факт уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и наличия средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО2 в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
В данной случае, право на получение средств пенсионных накоплений возникло у ФИО7 со дня смерти супруга – ДД.ММ.ГГГГ и должно было быть реализовано до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Инициирование настоящего спора в судебном порядке произведено истцом ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N711 территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по заявлению о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. При наличии информации о правопреемниках по закону территориальный орган Фонда принимает меры по их извещению. Извещение правопреемников осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении не позднее 10 дней со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица. Форма извещения правопреемников утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик в адрес ФИО7 направил уведомление о возможности получения средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО2
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика указал, что согласно программного технического комплекса КС ФИО7 по вопросу получения средств пенсионных накоплений её умершего супруга обращалась до истечения 6 месячного срока - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. При этом, письменного заявления в установленной форме не предоставляла. В Управление с заявлением ФИО2 о распределении средств его пенсионных накоплений не обращался. Соответственно, информацией о наличии наследников умершего ФИО2 Управление не располагало, поэтому обязанности по уведомлению истца о возможности реализации ею права на получение средств пенсионных накоплений супруга у Управления не возникло. В данном случае отсутствуют основания для восстановления срока на обращение с заявлением о получении средств пенсионных накоплений, поскольку неосведомленность истца о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета после смерти супруга, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока.
В судебном заседании ФИО7 пояснила, что действительно дважды в октябре 2018 года обращалась в Управление по вопросу получения средств пенсионных накоплений её умершего супруга, однако в связи с техническом сбоем в программе, её заявление зарегистрировано не было. Просила принять во внимание, что шестимесячный срок пропущен по уважительной причине, поскольку она не знала, что у её супруга имеются пенсионные накопления, уведомление от Управления получила в ноябре 2018 года, когда срок уже был пропущен.
Таким образом, судом установлено, что обращение ФИО7 дважды (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) до истечения установленного срока в Управление, свидетельствует о намерении истца реализовать право на получение средств пенсионных накоплений после смерти супруга ФИО2
Доводы ответчика о том, что ФИО7 должна была знать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных на лицевом счете умершего супруга, поскольку информация о порядке и сроках обращения за получением таких средств является общедоступной, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отсутствие у истца информации о наличии пенсионных накоплений, и возможности их получения; направление уведомления о возможности получения средств пенсионных накоплений застрахованного лица ФИО2 за 1 месяц и 10 дней до истечения шестимесячного срока, повлекло пропуск истцом срока, установленного п. 3 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 111-ФЗ для обращения за получением средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица.
Кроме того суд считает, что общеизвестным фактом, не требующим доказывания, является то, что смерть родного человека - супруга, является психологической травмой, что также является исключительным обстоятельством, связанным с личностью ФИО7, повлекшее пропуск срока обращения ею в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета ФИО2
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает причины пропуска срока уважительными, в связи, с чем приходит к выводу о восстановлении ФИО7 процессуального срока для подачи заявления на получение накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
Иск ФИО8 Зои ФИО3 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о восстановлении пропущенного срока для получения накопительной части пенсии умершего, удовлетворить.
Восстановить ФИО8 Зое ФИО3 срок для обращения в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым с заявлением о выплате средств накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица – ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме
Судья В.Ф. Камынина
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.