Решение по делу № 2-2942/2018 от 04.07.2018

Дело № 2-2942/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 октября 2018 года                                                                                 город Пермь

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Хусаиновой О.В.,

при секретаре Найденовой И.Н.,

с участием представителя истца Бердуахаса А.Р., действующего на основании доверенности от Дата,

ответчика Поносова О.Б.,

представителя ответчика Поносова Б.И. по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 64» к Поносовой Евгении Игоревне, Поносову Олегу Борисовичу о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени,

установил:

ТСЖ «Хабаровская, 64» обратилось в суд с иском к Поносовой Евгении Игоревне, Поносову Олегу Борисовичу о взыскании задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с июня 2016 года по май 2018 года в размере 98 546,89 руб., пени 17 130 руб., с начислением пени по день фактического погашения долга, взносов на капитальный ремонт за период по май 2018 года в размере 10 572,87 руб., расходов по оплате государственной пошлины.

Свои требования истец мотивирует тем, что ответчики проживают в жилом помещении по адресу: Адрес. Право собственности на жилое помещение зарегистрировано на имя Поносовой Евгении Игоревны. ТСЖ «Хабаровская, 64» с Дата по настоящее время в интересах собственников и нанимателей помещений содержит многоквартирный дом и оказывает собственникам и нанимателям коммунальные услуги. Ответчики свои обязательства исполняют ненадлежащим образом, плату за жилое помещение не вносят, коммунальные услуги не оплачивают, взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома не осуществляют. За ответчиками перед ТСЖ числится задолженность по оплате за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома и коммунальные услуги за период с Дата по Дата в размере 98 546,89 руб. Ответчикам истцом оказаны следующие коммунальные услуги: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление. Объем потребления коммунальных услуг ответчиками определялся с применением тарифа на соответствующий вид коммунальной услуги, утвержденного уполномоченным органом Региональной службой по тарифам Пермского края, по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению – по показаниям приборов учета, установленных в жилом помещении. Кроме того, ответчики обязаны были осуществлять плату за содержание и текущий ремонт многоквартирного дома и взносы в резервный фонд ТСЖ. Размер платы на содержание и текущий ремонт дома и взноса в резервный фонд ТСЖ в расчете на 1 кв.м. жилого помещения определялся общим собранием собственников многоквартирного дома. Ответчики также обязаны осуществлять взносы на капитальный ремонт. Согласно протоколу от Дата общим собранием собственников изменен способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем аккумулирования денежных средств собственников на специальном счете; владельцем счета определено ТСЖ «Хабаровская, 64». Размер взносов на капитальный ремонт был определен в соответствии с минимальным размером взносов на капитальный ремонт, установленным правовым актом субъекта РФ. Задолженность ответчиков по взносам на капитальный ремонт составляет 10 572,87 руб. Протоколом общего собрания собственников и членов ТСЖ от Дата было утверждено положение о резервном фонде. Размер пени в связи с нарушением сроков внесения платежей по внесению платы за содержание и ремонт многоквартирного дома, коммунальные услуги за период с июня 2016 по май 2018 составляет 17 130 руб. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата № 2-2856/2017 был отменен судебный приказ от Дата № 2-2856/2017 о взыскании с ответчиков задолженности по оплате жилья и коммунальным услугам, пени в связи с подачей ответчиками заявления об отмене вынесенного судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 6 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата № 2-1186/2018 был отменен судебный приказ от Дата № 2-1186/2018 о взыскании с ответчиков задолженности по оплате жилья и коммунальным услугам, пени в связи с подачей ответчиками заявления об отмене вынесенного судебного приказа.

Истец в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил основание иска в части требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, произвел расчет платы за данные коммунальные услуги, исходя из норматива потребления.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительных пояснениях. Пояснил, что ответчики проживают в жилом помещении с Дата. В спорный период ответчики не передавали показания приборов учета холодной и горячей воды. С Дата года до момента демонтажа приборов учета в Дата года, показания приборов учета были сняты дважды: в Дата года. Поскольку показания приборов не были надлежаще зафиксированы, не подписаны ответчиками, истец не может представить доказательства фиксации показаний приборов учета в данные периоды. Стоящие приборы были самовольно демонтированы ответчиками до Дата года, приборы не представлены истцу, поэтому проверить объем потребления на основании показаний приборов учета невозможно. В связи с отсутствием надлежащим образом зафиксированных показаний приборов учета, стоимость коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения за период с Дата года по Дата года подлежит расчету с использованием норматива потребления. Использование среднемесячного объема потребления невозможно в связи с отсутствием каких-либо показаний приборов учета до Дата года по аналогии с пунктом 59 (2) Правил № 354, в случае если период работы индивидуального или общего прибора учета составил меньше 3 месяцев, то плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг. При этом объем потребления горячей и холодной воды за период с Дата года по Дата года должен быть определен с использованием норматива потребления, умноженного на 1,5 коэффициент. В соответствии с п. 60 Правил № 354 в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с п. 42 Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Довод ответчиков об исключении из предъявленной суммы взносов за капитальный ремонт в размере 9 270 руб. также не состоятелен. В Дата года решением общего собрания собственников был изменен способ формирования фонда капитального ремонта путем аккумулирования денежных средств собственников на специальном счете ТСЖ «Хабаровская, 64». Истец, как владелец специального счета, получил от регионального оператора необходимые документы и информацию в Дата года. В связи с чем, счета на оплату взносов в фонд капитального ремонта истец начал предъявлять с Дата года, до Дата года фонд капитального ремонта в отношении жилого Адрес в Адрес формировался на счете регионального оператора. Ответчики ни разу не вносили платежи в счет уплаты взносов на капитальный ремонт, в связи с чем у них возникла задолженность за период с Дата года по Дата года в размере 10 572,87 руб.

Ответчик Поносов О.Б. в судебном заседании исковые требования признал частично, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, пояснил, что ответчики не согласны со счетами, выставленными истцом, в части начисления платежей в резервный фонд в размере 950 руб., поскольку ответчики не являются членами ТСЖ, ответчик Поносова Е.И. является собственником Адрес, ответчик Поносов О.Б., является членом ее семьи, также у них имеется дочь, проживающая совместно с родителями. Принятие решения о создании резервного фонда относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ. Общее собрание собственников помещений в доме неправомочно принимать подобные решения, т.к. резервный фонд – это атрибут юридического лица, каковым является ТСЖ, а не многоквартирный дом. В связи с этим, производить отчисления в резервный фонд обязаны только члены ТСЖ. По электроэнергии ответчики подтверждают сумму, указанную в счете-извещении за Дата года в размере 367,16 руб. Также ответчики не оспаривают начисленные суммы по отоплению за периоды: Дата года – 172,48 руб., Дата года – 691,29 руб., Дата года – 1 198,54 руб., Дата года – 1 510,55 руб., всего за Дата – 3 572,86 руб.; Дата года – 1 465,99 руб., Дата года – 1 680,27 руб., Дата года – 936,75 руб., Дата года – 790,75 руб., Дата года – 477,66 руб., Дата года – 191,06 руб., Дата года – 640,50 руб., Дата года – 938,46 руб., Дата года 1 225,88 руб., всего за Дата год – 8 347,32 руб.; Дата года – 1 259,78 руб., Дата года – 1 344,83 руб., Дата года – 1 420,20 руб., Дата года – 733,68 руб., Дата года – 360,51 руб., всего за Дата год – 5 119 руб. По коммунальным услугам горячее, холодное водоснабжение, водоотведение полежит исключению из начислений сумма 28 112,68, согласно приведенному расчету. Также ответчики признают требования по оплате за содержание жилья и текущий ремонт в следующих размерах: за Дата год – 6 449,17 руб., за Дата – 11 945,07 руб., за Дата год – 4 802,9 руб., всего в размере 23 197,14 руб. Начисления за домофон всего на сумму 360 руб. По общедомовым расходам ответчики признают сумму 176,52 руб. Решение по оплате за капитальный ремонт жилья было принято на общем собрании ТСЖ Дата. Итого сумма взносов на капитальный ремонт по Адрес составляет 1 628,55 руб. задолженность на Дата года в сумме 9 270 руб. не обоснована и расчетами не подтверждена. Ранее платежные документы от ТСЖ ответчику не выставлялись. Считают, что подлежат полному пересчету пени за несвоевременные оплаты счетов, применительно к оплате за содержание жилья и текущий ремонт, домофон и общедомовые расходы, исходя из установленных судом сумм к взысканию. Применительно к оплате за коммунальные услуги требования по взысканию пени подлежат полному отклонению по причине отсутствия правовых оснований для оплаты данных услуг из-за отсутствия заключенных договоров на предоставление коммунальных услуг.

Ответчик Поносова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Поносова О.Б. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, дополнил, что в Дата года была произведена замена приборов учета ГВС и ХВС, замену проводил слесарь ТСЖ, слесарь должен был представить акты. Показания приборов учета предъявлялись в ТСЖ. По выставленным квитанциям показания сходятся, расчет необходимо производить по показаниям, предъявленным в ТСЖ ответчиками. Доводы истца, о том, что ответчики самовольно поставили приборы учета, опровергается тем, что показания новых приборов учета в Дата года, были зафиксированы, и далее оплата шла по новым показаниям. Замена приборов учета производилась представителем ТСЖ, который снял показания старые и новые. Работы по смене приборов учета были оплачены, эта сумма была не оприходована ТСЖ, по данному факту проводится проверка.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 2 и ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

В силу ч. 1, 7, 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и 2 ст.157 ЖК РФ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.    В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

    Судом установлено, что ТСЖ «Хабаровская, 64» зарегистрировано в качестве юридического лица Дата, является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе собственников жилых и нежилых помещений жилого дома по адресу: Адрес, целью деятельности Товарищества является обеспечение нормального и стабильного функционирования жилого дома, надлежащее содержание жилого дома и придомовой территории, защита прав и законных интересов членов Товарищества (л.д. 7-18).

    В целях осуществления уставной деятельности истцом заключены договоры: № электроснабжения (для целей оказания коммунальной услуги электроснбжения) от Дата с ОАО «Пермэнергосбыт» (л.д. 61-68); поставки коммунальных ресурсов (тепловой энергии и горячей воды) от Дата с ПМУЖЭП «Моторостроитель» (л.д. 84-87); на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 07.12 2009 с ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (л.д. 97-98).

    Ответчик Поносова Е.И. является собственником жилого помещения по адресу: Адрес с Дата (л.д. 20).

    Согласно справке о зарегистрированных лицах от Дата, выданной ЖЭУ «Красавинский» в указанном жилом помещении зарегистрированы Поносова Е.И., ее муж Поносов О.Б. и дочь ФИО8. Дата г/р с Дата (л.д. 150).

    Истцом за период с Дата по Дата рассчитана и предъявлена к взысканию с ответчиков задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 98 546,89 руб. (с учетом корректировки, в размере 86 208 руб. 88 коп.).

    Расчет задолженности произведен путем сложения произведенных в спорный период начислений стоимости электроэнергии, отопления, содержания и текущего ремонта жилья, платы за домофон, отчислений в резервный фонд, указанных в счетах-квитанциях, ежемесячно выставляемых ответчикам (л.д. 21-48), и стоимости горячего и холодного водоснабжения, водоотведения за период с Дата по Дата, рассчитанной исходя из норматива потребления коммунальных услуг.

    Так, согласно расчету истца, за период с Дата по Дата к оплате согласно извещениям-квитанциям было предъявлено: по ГВС – 28 759 руб. 76 коп.; по ХВС – 13 126 руб. 54 коп.; по водоотведению – 9 742 руб. 69 коп. По расчету, исходя их норматива, стоимость коммунальных услуг в период с Дата по Дата составляет: по ГВС – 25 647 руб. 75 коп.; по ХВС – 6 747 руб. 46 коп.; по водоотведению – 6 895 руб. 76 коп.

    С указанным расчетом ответчики не согласились, представили свой расчет, согласно которому стоимость коммунальных услуг за период с Дата по Дата составляет: по ГВС – 19 602 руб. 62 коп., по ХВС – 5 436 руб. 86 коп., по водоотведению – 5 442 руб. 67 коп. Расчет произведен путем уменьшения произведенных истцом в спорный период и указанных в счетах-квитанциях начислений по оплате коммунальных услуг на начисленные и предъявленные к оплате суммы за Дата года и Дата года. Так, по расчету ответчиков, из начислений исключены: по ГВС - 9 483 руб. 65 коп. за Дата года, 5 574 руб. 96 коп. за Дата года, всего – 15 058 руб. 61 коп.; по ХВС – 2 919 руб. 36 коп. за Дата года, 2 736 руб. 90 коп. за Дата года, 1 464 руб. 79 коп. за Дата года, всего – 7 121 руб. 05 коп.; по водоотведению – 2 739 руб. 14 коп. за Дата года, 1 632 руб. 60 коп. за Дата года, 1 561 руб. 28 коп. – за Дата года, всего – 5 933 руб. 02 коп.

Согласно п. 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – «Правила № 354»), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

П. 81 Правил № 354 установлено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно извещениям ФБУ «Пермский ЦСМ» о непригодности к применению , от Дата, средства измерений счетчик воды ВДГ-15; заводской , счетчик воды ВДГ-15; заводской поверены в соответствии с МИ и на основании результатов периодической поверки признаны не соответствующими установленным в описании типа метрологическим требованиям и непригодными к применению, причина непригодности: погрешность показаний средства измерений превышает допустимые значения, предусмотренные НД.

Из объяснений ответчика Поносова О.Б. следует, что указанные средства измерений были установлены в жилом помещении по адресу: Адрес, поверка проведена по инициативе собственника помещения.

Как следует из объяснений сторон, в квартире по адресу: Адрес приборы учета холодной и горячей воды в спорный период были заменены в Дата, согласно акту опломбировки приборов учета от Дата на прибор учета ГВС и прибор учета ХВС установлены контрольные пломбы, зафиксированы показания счетчиков: ХВС 00039,900, ГВС 00031,410, с Дата года по Дата года начисление платы за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение производилось на основании показаний замененных приборов учета, спор в данной части отсутствует.

В период с Дата по Дата, как следует из объяснений истца, начисления производились и указывались в счетах на оплату по минимальным показаниям, фактически показания приборов учета не предавались с мая 2015 года, в связи с чем, как указывает истец, и данная позиция принимается судом, размер начислений в счетах-квитанциях является неверным.

Ответчики указывают, что показания приборов учета фактически передавались истцу, но доказательств, отвечающих требованиям допустимости, в подтверждение данного довода не представили. Представленная тетрадь с показаниями приборов учета таким доказательством не является, поскольку составлена ответчиками в одностороннем порядке, и не подтверждает передачу показаний истцу. Оплата услуг в размере, соответствующем отраженным в тетради показаниям, ответчиками не производилась.

В отсутствие показаний приборов учета в период с мая 2015 года, суд приходит к выводу об обоснованности произведенных истцом начислений платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, исходя из норматива потребления.

В соответствии с подп. «б» п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60 Правил № 354 по истечении указанного в подпункте «б» пункта 59 настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.

В силу п. 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.

Согласно п. 4 приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:

а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:

Pi = ni x Nj x Tкр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

а(1)) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1):

Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Представленный истцом расчет соответствует выше изложенным правилам, проверен судом, признан верным.

Расчет ответчиков не подтвержден доказательствами, в связи с чем не принимается судом.

Проверив обоснованность произведенных истцом начислений в резервный фонд, предъявленных к оплате в счетах-квитанциях, суд приходит к следующему.

Решением общего собрания собственников и членов ТСЖ «Хабаровская, 64» от Дата утверждены по статье «Взносы в резервный фонд» в сумме 1,00 руб. с 1 кв.м. от занимаемой площади жилого (нежилого) помещения (в соответствии со сметой на 2016 года) (л.д. 51-53).

Согласно смете на Дата год, взносы в резервный фонд также составляют 1,00 руб. с 1 кв.м. от занимаемой площади жилого (нежилого) помещения (л.д. 54).

Пункт 5 ст. 46 ЖК РФ устанавливает, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Данное решение ответчиками не оспорено, недействительным не признано, в связи с чем включение истцом в выставляемые ответчикам счета 38 руб. 50 коп. ежемесячно основано на законе, и подлежит учету в начислениях.

При этом довод ответчиков о том, что взносы в резервных фонд могут быть установлены исключительно для членов ТСЖ, суд находит несостоятельным.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установленный действующим жилищным законодательством правовой механизм участия собственников помещений многоквартирного дома, не являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в расходах, возникающих в результате совместной эксплуатации имущественного комплекса - многоквартирного дома, возлагает на собственников жилых помещений в многоквартирном доме бремя содержания принадлежащего им имущества, сопутствующее реализации правомочий собственника (статья 210 ГК Российской Федерации), направлен на обеспечение баланса интересов всех обладателей помещений в многоквартирном доме - как являющихся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, так и не являющихся таковыми (определения от Дата -О-О, от Дата -О, от Дата -О и от Дата -О).

Оплата, внесенная ответчиками в спорный период: 10 000 руб. по чеку от Дата (оплата задолженности за электроэнергию) учтена в расчете истца. Оплата, произведенная ответчиками после предъявления иска: в размере 17 040 руб. по чеку от Дата (оплата задолженности за отопление); 360 руб. по чеку от Дата (оплата задолженности за домофон); 177 руб. по чеку от Дата (оплата задолженности за общедомовые расходы); 12 000 руб. по чеку от Дата (оплата задолженности за содержание и текущий ремонт жилья), всего – 29 577 руб. подлежит учету при определении задолженности.

    Ввиду неисполнения ответчиками обязательств по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги за период с Дата по Дата образовалась задолженность в размере 56 631,64 руб. (86 208,88 руб. – 29 577 руб.).

    Согласно ст. 322 Гражданского кодекса РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

    В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

    Таким образом, задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца солидарно.

Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

Данная норма закона является императивной и подлежит применению в настоящем деле в связи с установленным судом фактом неисполнения ответчиками обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.

По расчету ТСЖ «Хабаровская, 64» по состоянию на Дата сумма пени, подлежащей взысканию с ответчиков, составляет 15 108,63 руб.

В судебном заседании факт ненадлежащего исполнения ответчиками обязанности по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья нашел свое подтверждение, в связи с чем требование о взыскании неустойки является правомерным.

В п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что пеня, установленная частью 14 статьи 155 ЖК РФ, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (п. 3, 4 ст. 1 ГК РФ).

Таким образом, целью применения ст. 333 ГК РФ является установление баланса интересов сторон, при котором взыскиваемая неустойка, имеющая компенсационный характер, будет являться мерой ответственности для должника, а не мерой наказания.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательства является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против злоупотребления кредитором своим правом на свободное определение размера неустойки.

Учитывая компенсационный характер неустойки, которая является отражением минимального размера потерь, понесенных истцом в связи с неисполнением ответчиками обязательств и не может являться средством извлечения прибыли и обогащения со стороны ТСЖ «Хабаровская, 64», а также фактические обстоятельства дела (размер задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, длительность допущенной ответчиками просрочки нарушения обязательства, последствия нарушения обязательства), суд считает, что сумма пени несоразмерна последствиям допущенного ответчиками нарушения обязательства и считает возможным уменьшить начисленную неустойку до 5 000 руб.

Требование истца о взыскании неустойки до фактического исполнения обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг в данном производстве удовлетворено быть не может, в связи с уменьшением судом начисленной неустойки, что не препятствует обращению истца с требованиями о взыскании с ответчиков неустойки за весь период неисполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.

    Разрешая требование истца о взыскании с ответчиков задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт за период с Дата по Дата составила 10 572,87 руб., суд приходит к следующему.

Частью 1.1. ст. 158 ЖК РФ установлено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты. При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Частями 2-4 ст. 158 ЖК РФ установлено, что расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, утвержденная Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, опубликована в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 17 05.05.2014 года.

Постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2014 № 1149-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015 год» минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме установлен на 2015 год - 7,00 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Пермского края от 18.11.2015 № 989-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2016-2018 годы и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 10 октября 2014 г. № 1149-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 годы», минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме установлен на 2016 год - 7,58 руб. в месяц.

Постановление Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 961-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2017-2019 годы и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 18 ноября 2015 г. № 989-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2016-2018 годы и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 10 октября 2014 г. № 1149-п «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2015-2017 годы», минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме установлен на 2017 год - 8,28 руб. в месяц, на 2018 год - 8,46 руб. в месяц.

Судом установлено, что общим собранием собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Адрес (протокол от Дата) принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем аккумулирования денежных средств собственников на специальном счете, владельцем специального счета определено ТСЖ «Хабаровская, 64», утвержден ежемесячный взнос на капитальный ремонт общего имущества в размере минимального взноса, установленного Правительством Пермского края (л.д. 49-50).

Таким образом, общий размер взносов на капитальный ремонт, подлежащих уплате за период с Дата по Дата составляет 10 572 руб. 87 коп., согласно расчету, представленному истцом. Данный расчет судом проверен и признан верным. Ответчики доказательств оплаты взносов на капитальный ремонт в каком-либо размере, в том числе на счет регионального оператора, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представили.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч. 1 ст. 101 ГПК РФ, в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков расходов на оплату государственной пошлины.

При предъявлении иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 3 760 руб., что подтверждается платежным поручением от Дата (л.д. 6).

При цене иска 126 249 руб. 76 коп. (98 546 руб. 89 коп. + 17 130 руб. + 10 572 руб. 87 коп.) уплате подлежала государственная пошлина в размере 3 725 руб.

Пропорционально удовлетворенным судом требованиям, без учета уменьшения неустойки и размера произведенной ответчиками после предъявления иска оплаты, – 111 890 руб. 37 коп., с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 3 301 руб., из расчета: 111 890,37 руб./126 249/76 руб. х 3 725 руб.

При этом суд учитывает разъяснения, приведенные в п. 21 и п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», согласно которому положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 ГК РФ). При прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ). При этом следует иметь в виду, что отказ от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 выше указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, статьи 323, 1080 ГК РФ).

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Взыскать с Поносовой Евгении Игоревны, Поносова Олега Борисовича солидарно в пользу Товарищества собственников жилья «Хабаровская, 64» задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с Дата по Дата в размере 56 631 руб. 64 коп., пени в размере 5 000 руб., задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с Дата по Дата в размере 10 572 руб. 87 коп., в возмещение расходов на оплату государственной пошлины 3 301 руб.

В остальной части требований отказать.

На решение в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья - подпись.

Копия верна

Судья                                    О.В.Хусаинова

2-2942/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее