11а-1562/2022 Судья: Черепанова О.Ю.
Дело № 2а-520/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 февраля 2022 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе
председательствующего: Смолина А.А.,
судей: Никитиной О.В., Аганиной Т.А.,
при секретаре Овчинниковой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам, пени,
заслушав доклад судьи Никитиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, выслушав мнение представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области – ФИО2.,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 15 по Челябинской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика в бюджет задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 351 632 руб. 00 коп., пени в размере 698 руб.92 коп., по транспортному налогу в размере 76 500 руб. 00 коп., пени в размере 151 руб. 72 коп., по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 38 574 руб. 00 коп., пени в размере 76 руб. 51 коп., всего 467 633 руб. 15 коп.
В обоснование административных исковых требований указано, что налогоплательщиком не исполнены обязанность по уплате указанных налогов и пени, а также требование налогового органа об их уплате.
Решением Южноуральского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2021 года административные исковые требования МИФНС России № 15 по Челябинской области удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с постановленным по делу решением, ФИО1 обратился в Челябинский областной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить состоявшееся по делу решение, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока давности взыскания недоимки по страховым взносам, нарушений налоговым органом положений статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Представитель МИФНС России № 15 по Челябинской области – ФИО2 в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы письменных возражений на апелляционную жалобу, возражал против удовлетворения доводов жалобы, полагая о законности постановленного по делу решения.
ФИО1 в судебном заседании апелляционной инстанции участия не принимал при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о дате, времени и месте слушания административного дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда (oblsud.chel.sudrf.ru) HYPERLINK "http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:5AvNtP7XuYkJ:oblsud.chel.sudrf.ru/+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=ru" в разделе «Судебное делопроизводство».
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, материалы административного дела в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу положений части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В статье 401 НК РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 НК РФ налоговой базой является кадастровая стоимость имущества.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога (статья 406 НК РФ).
Срок уплаты налога на имущества физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 409 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянно (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (пункт 1 статьи 390 НК РФ).
Налоговым периодом по земельному налогу для физических лиц признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
В соответствии со статьей 394 НК РФ ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 397 НК РФ).
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со статьей 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге» (действовавшим на указанный налоговым органом налоговый период) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами административного дела, что за ФИО1 в 2019 году было зарегистрировано следующее имущество:
- 2 земельных участка по адресу: <адрес>., кадастровые номера № (с 17 июня 2009 года), №, (с 13 сентября 2010 года);
- земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый номер №, (с 07 сентября 2011 года по 06 марта 2019 года);
- 1/2 доля в праве собственности на 3 земельных участка, по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, (с 06 ноября 2015 года по 28 октября 2019 года); № (с 28 октября 2019 года по 01 сентября 2020 года), №, (с 28 октября 2019 года по 01 сентября 2020 года);
- иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 08 декабря 2010 года по 30 января 2020 года);
- 1/2 доля в праве собственности на иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровые номера № (с 19 июля 2012 года), № (с 20 февраля 2012 года),
- 1/2 доля в праве собственности на иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 03 декабря 2014 года),
- гараж по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (2 месяца владения),
- иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 24 сентября 2010 года по 06 марта 2019 года),
- 1/4 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, по адресу: <адрес> кадастровый номер № (с 04 декабря 2014 года),
- иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 17 июля 2018 года по 19 мая 2020 года),
- иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 17 июля 2018 года),
- иное строение, помещение и сооружение по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 17 июля 2018 года),
- жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер № (с 19 декабря 2018 года),
- транспортное средство: ЛЕНД РОВЕР РЕЙНДЖ РОВЕР, государственный регистрационный знак №, с мощностью двигателя 510 л.с. (в собственности с 24 января 2012 года) (л.д. 11-12, 42-46).
Таким образом, ФИО1. в указанный налоговый период являлся плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога, и за 2019 год административному ответчику надлежало уплатить земельный налог в размере 38 574 руб. 00 коп., налог на имущество физический лиц в размере 353 463 руб. 00 коп., транспортный налог в размере 76 500 руб. 00 коп., в срок до 01 декабря 2020 года. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением (л.д. 13-14).
Административным ответчиком обязанность по своевременной и в полном объеме уплате налогов за 2019 год исполнена не была.
Из материалов дела следует, что за ФИО1 числится недоимка за 2019 год по земельному налогу в размере 38 574 руб. 00 коп. по налогу на имущество физических лиц в размере 351 632 руб. 00 коп., по транспортному налогу в размере 76 500 руб. 00 коп.
В связи с невыполнением в срок и в полном объеме обязанности по уплате налогов за 2019 год административным истцом начислены пени за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года по земельному налогу в размере 76 руб. 51 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 698 руб. 92 коп., по транспортному налогу в размере 151 руб. 72 коп. (л.д. 18). Расчеты налога и пени судом проверены и признаны верными.
Налоговым органом административному ответчику в соответствии со статьями 69, 70 НК РФ через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № № от 16 декабря 2020 года с предложением погасить задолженность до 19 января 2021 года (л.д. 15-17). В связи с тем, что по техническим причинам указанное требование не было выгружено, инспекцией требование об уплате налога, пени № № в адрес ФИО1 повторно направлено заказным письмом, получено адресатом, что подтверждается почтовым реестром, отчётом об отслеживании отправления.
Каких-либо сведений об исполнении административным ответчиком возложенных на него обязательств по уплате пени, а также погашения задолженности за 2019 год по ним в материалах административного дела не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ, действующей с 23 декабря 2020 года) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. (ранее законом предусматривалась сумма 3 000 рублей).
Поскольку сумма задолженности, подлежащей взысканию по требованию превысила 10 000 руб., соответственно, срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании содержащихся в требованиях сумм задолженности согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ следует исчислять с 20 января 2021 года по 19 июля 2021 года (6 месяцев).
28 января 2021 года (в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования) налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки (л.д. 48-56).
02 февраля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Южноуральска Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании задолженности, который в связи с поступлением возражений должника отменен определением того же мирового судьи от 11 мая 2021 года (л.д. 57-58, 59-60, 61).
11 июня 2021 года налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
Таким образом, как верно установлено судом перовой инстанции, предусмотренный налоговым законодательством срок и порядок взыскания недоимки по взыскиваемым налогам и пени на указанную недоимку налоговым органом соблюдены, в связи с чем суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска МИФНС России № 15 по Челябинской области о взыскании с ФИО1. недоимки по налогам и пени в заявленном размере.
С таким выводом суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку он основан на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделан на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанному выводу, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Так, решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 25 октября 2018 года № 427 «О введении налога на имущество физических лиц на территории Южноуральского городского округа» в редакции, действовавшей в указанный налоговым органом периоде, установлены ставки налога на имущество физических лиц на 2019 год, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната, объекты незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом, единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, гараж и машино-место, хозяйственное строение или сооружение, площадь которого не превышает 50 квадратных метров и которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства-0,22%; объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ -1,5%; объект налогообложения, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей - 2%; прочие объекты налогообложения-0,5%.
Также Решением Собрания депутатов города Троицка Челябинской области от 19 ноября 2015 года № 41 «О введении налога на имущество физических лиц» в редакции, действовавшей в указанный налоговым органом периоде, установлены ставки налога на имущество физических лиц, действующие на 2019 год, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в том числе на прочие объекты налогообложения-0,5%.
Согласно решению Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 25 октября 2018 года № 428 «О введении налоговых ставок, порядка и сроков уплаты земельного налога на территории Южноуральского городского округа» установлены ставки земельного налога на 2019 год, исходя из категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка в следующих размерах, в том числе: 0,16 процентов за земельные участки, не используемые в предпринимательской деятельности, приобретенные (предоставленные) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;0,3 процента за земельные участки-отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемые для сельскохозяйственного производства; занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенные (предоставленные) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых для предпринимательской деятельности); 1,0 процент за земельные участки, занятые гаражными (гаражно-строительными) кооперативами и индивидуальными гаражами; 1,5 процента за прочие земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Системное толкование вышеприведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела позволяют судебной коллегии сделать вывод о правильности решения суда первой инстанции о необходимости удовлетворения заявленных требований налогового органа.
Расчет размера задолженности по налогам и пени судом первой инстанции проверен и признан правильным, арифметически обоснованным, оснований для перерасчета судебной коллегией не установлено.
Ссылки апелляционной жалобы на нарушение норм процессуального права, поскольку судом не учтены положения статьи 48 НК РФ основаны на неправильном толковании заявителем норм права, не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, аргументы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 КАС РФ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда
определила:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 06 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи